В ЧП есть принцип: "мы не можем ничего делать - с нами все происходит". Этот принцип каким-то совершенно софистическим образом превращается в другой: "для того, чтобы начать делать, мы должны работать на собой". Вроде, с позиции нормальной человеческой логики, все правильно. Если мы сейчас не можем ничего делать, то, наверное, можно что-то сделать, чтобы делать стало возможно. Однако даже беглого, чисто логического анализа уже достаточно, чтобы понять, что в этой логике есть нестыковки:
Во-первых, если мы не можем делать, то уж, наверное, не сможем сделать так, чтобы мы могли делать.
Во-вторых, с чего мы решили, что цель в том, чтобы мочь делать?
Оставим первое, займемся вторым. Как уже было сказано, людей привлекает в работе над собой перспектива стать полным хозяином своей жизни. Обычно под этим подразумевается принцип: "сказал - сделал", желая при этом быть способным доделывать до конца задуманное. Однако, почему-то, не многим приходит в голову мысль о том, что именно наша неспособность доделать дела до конца, часто хранит нас от больших неприятностей, вызванных тем, что мы желаем невозможного, или нежелательного, или вредного, или разрушительного. Перед лицом такой перспективы у нас, казалось бы, просто обязана появиться задача научиться распознавать правильные цели и культивировать правильные желания. Однако, она не встает.
Более того, даже, если бы мы дозрели до осознания этой проблемы, мы бы столкнулись с тем, что не можем ее решить прямолинейно. Вся наша жизнь подчинена желаниям. Желания диктуются желаниями, те - другими желаниями, а те, в свою очередь, третьими и так до бесконечности. Едва возникнув, одно желание порождает за собой целую цепь других, увлекая человека в круговорот деятельности, которую люди и называют Жизнью. Всякая попытка управлять этим процессом натыкается на парадокс: "чтобы управлять желанием, надо иметь желание управлять им; это желание должно быть поддержано каким-то другим желанием, причем достаточно сильным; а его нет; зато есть масса желаний ничего не делать и обманывать себя мыслью, что делать хочешь". Так что же делать?
Именно этот процесс и записан в вышеназванном принципе: "мы не можем ничего делать - с нами все происходит". Не наша бытовая деятельность, а нечто более глубокое и более важное находится за пределами возможности управления. Желая управлять им мы, мягко говоря, лукавим. Всякая попытка управления будет равносильна внутренней войне, попытке одних желаний получить полный контроль и подавить все остальные. Но вряд ли эти "остальные" согласятся.
Такая консолидация возможна только при соблюденнии довольно большого количества условий. Не многие люди готовы пойти на те огромные самоограничения, связанные с этими процессами. Чтобы это случилось и развивалось, семя развития данного процесса должно быть посеяно, дать корни и начать развиваться по своим собственным, независящим от остальных желаний, законам. Как говорили алхимики: "чтобы трансформировать ртуть в золото, надо уже иметь немного золота", или как учил Христос притчами о маленьком горчичном семени, из которого вырастет большое дерево или о закваске, которая необходима, чтобы вскисло тесто. До тех же пор, пока это не произошло, желания будут иметь совершенно случайных характер.
Одним из условий ВОЗМОЖНОСТИ возникновения данного процесса, является самовспоминание (единовременное восприятие и внимание как к тому, что ты делаешь, так и к себе в процессе делания). Его задача заключается отнюдь не в контроле своих проявлений, как некоторые ошибочно предполагают, а в том, чтобы человек хотя бы временно стал свидетелем того, что с ним происходит.
Проблема большинства людей в том, что они ходят по жизни кругами, наступают снова и снова на одни и те же грабли, и при этом считают, что именно так и надо поступать. Переубедить их трудно, но возможно; и если кому-то это удалось, он сначала потеряет много нервов, а потом будет свидетелем того, как, сойдя с одних граблей, переубежденный устремляется на другие и начинает ходить по новым.
Именно в этой ситуации может оказаться полезным самовспоминание. В самом деле, если человек возьмет себе за правило действовать так, как он всегда действовал, но при этом еще и быть независимым наблюдателем, независимым аналитиком и независимым критиком (но не в коем случае не судьей и не палачом), то в скором времени он начнет адекватнее оценивать себя.
Неадекватность - это рок, который заставляет человека действовать по привычке из соображений физической, моральной или умственной лени, прикрываясь при этом красивыми лозунгами вроде: "другие люди во всем виноваты", "завтра - не сегодня", "зато я могу в морду дать ..." и т.п. Человек оправдывает себя, потому что уверен в том, что у него есть только два выбора: или оправдываться или немедленно измениться. Поскольку второе невозможно, то ему остается первое.
Самовспоминание дает реальную возможность разорвать этот порочный круг самообмана. Постоянно видя свое несовершенство, человек переживает сильный дискомфорт. Ведь его учили, что надо быть умным, сильным, выносливым, а он видит что поступает как кретин, да еще и ленивый, да еще и плаксивый или злобный (что тоже проистекает от слабости). Как такое может радовать? Он инстинктивно пытается в своей жизни что-то поменять, но через пару месяцев с удивлением и злостью встречается со старыми проблемами. Когда с теми же самыми проблемами он сталкивается через год-два, то впадает в отчаяние, ибо не представляет как можно разорвать этот порочный круг.
В этой ситуации человек встает пред выбором: или убежать о дискомфорта правды и вернуться в теплый анабиоз самооправдания, или продолжать попытки быть адекватным без надежды что-либо в своей жизни исправить. Это ключевой момент. Если человек выбирает второе, то тогда и начинается настоящая работа.
С этого момента необходимо пошаговое описание.
1. Человек начинает понимать, что все эти чувства, все эти негативные эмоции, все страхи и расколбасы ему нужны. Да-да, именно НУЖНЫ! Это те впечатления, которые его психике требуются для того, чтобы добиться равновесия, которого она когда-то была лишена (импринты).
2. Все негативные переживания надо перепрожить, и перепрожить максимально сознательно. Слово "сознательно" употребляется здесь не в смысле "быть сознательным членом общества и заставлять себя это делать по собственному желанию", а в смысле "постараться сохранить в памяти каждое мгновение этих переживаний, присутствовать в процессе".
3. Если так поступать, то рано или поздно наступит насыщение от собственных негативных эмоций. В какой-то момент человек перестанет злиться, но не потому что смог заставить себя быть "правильным", а потому что его злоба станет для него тяжкой ношей, и он больше не захочет тащить этот груз, он устал от него.
Человек перестанет быть подозрительным к людям, но не потому что другие говорят, будто плохо быть подозрительным, а потому что поймет: подозрительность доставляет намного больше дискомфорта, чем предполагаемые подлости других людей. Потакая ей, человек оказывается самым большим предателем себя.
Не он сам будет делать изменения в себе, они БУДУТ ПРОИСХОДИТЬ. Вот о чем записано в этом принципе. Не мы меняем свою жизнь, а она сама меняется в соответствии с некими законами, которые могут быть нам неизвестны. Или иными словами, это Бог ее меняет, когда сочтет необходимым.
А нам видится так, как будто это с нами просто присходит, чаще всего, не благодаря нашим усилиям, а вопреки им.