Голос Единства - суфийские музыкальные традиции Ирана
Не известно, как давно существует персидская музыка, но со времени установления ислама традиционная музыка Ирана, как и другие формы персидского искусства (архитектура, каллиграфия, литература, и т.д.), находится под влиянием веры в единство Бога. Известно, что первым суфием, официально проводившим и поддерживавшим музыкальные собрания в своей ханаке, был Абу Саид Аби'л Хэйер, живший в 10 веке. Суфийские братства Чиштийа, Кадерийа, Мевлевийа и Ниматуллахи вскоре последовали его примеру.
Названия мелодий, составляющих репертуар классической персидской музыки (gushehs), отражают стадии продвижения по Пути и поведения в обществе суфия, странствующего в поисках Возлюбленной и Божественной Истины. С помощью мелодических узоров, акцентов, изменения тональности музыканты изображают суфия, который в поиске Возлюбленной иногда плачет, как suz-o-godaz (название мелодии, означающее «плач»), иногда испытывает крушение надежд, как jameh-daran («рвущий одежду»). Порой, как dad («вопящий»), переживает разделенность с Возлюбленной, иногда жалуется на недостаток внимания со стороны Возлюбленной, подобно bi-dad («несправедливость»), и иногда, как hesar («тюрьма»), ищет спасения в бунте, чтобы освободиться из тюрьмы эго. Поэтому персидский суфизм неотделим от классической персидской музыки, и едва ли возможно описать эту музыку отдельно от суфизма. Однако можно упомянуть некоторые особенности, придающие суфийской музыке ее отличительные черты. К ним относятся: особые ритмические узоры, использование суфийской поэзии, которая в своеобразной самозабвенной манере органично вплетается в мелодию, и повторение определенных концовок (tarji-band).
Связь между суфизмом и персидской музыкой настолько сильна, что множество известных суфиев использовали названия музыкальных инструментов для описания и интерпретации основных настроений и характерных черт суфийской поэзии. Например, Фахраддин Ираки, поэт 13-ого столетия, описывает, как бубен (daf), то, что Возлюбленная жаждет получить от искателя, а Мират Ошшак уподобляет состояние экстаза, достигаемого искателем в его поисках Возлюбленной, арфе (chang). Латиф Айну сравнивает лютню или скрипку (robab) с зовом Возлюбленной, достигающим искателя. Ираки называет музыкантов «Проливающими свет», а Шейх Рузбихан, великий суфий 12-ого века, описывает танец как «волнение духа в тайниках сердца».
Давуд Азад (Davood Azad) - один из самых известных музыкантов Ирана. Вместе со своим ансамблем он изучил и освоил стили многих крупных мастеров-инструменталистов, таких, как Нурали Боруманд (Noorali Boroomand), Нейдавод (Neydavod) и Бигчехани (Bigchekhani), и смог найти свой яркий и самобытный стиль в игре на tar'е (струнный инструмент).
(Текст с англоязычного сайта, ссылка на который уже не работает).