ОтождествлениеОтождествление
Возможна связь с учением А.Ухтомского о доминанте. Термин заимствован у Р.Авенариуса (1843—1896). О доминанте в форуме.
<...>
Если вы задумаетесь о том, что произойдет, когда этот меч вонзится в вас, ваш ум остановится на приближающемся мече, ваши движения будут скованы, и противник одолеет вас. Вот что такое остановка ума.
<...>
Направление внимания в какое-то одно место называется падением в однообразие. Считается, что однообразие -- это привязанность к одному месту. Привязанность к чему-то одному, что бы это ни было, -- это падение в однообразие. Путешествующие по Пути презирают привязанность.
Такуан Сохо "Письма мастера дзен мастеру фехтования"
Успенский об истоках идеи отождествления:
Когда мы начинаем подробно наблюдать эмоции, а
также все другие функции, мы находим, что все наши функции сопровождаются
определенным отношением; мы становимся слишком поглощенными вещами, слишком
потерянными в вещах, особенно когда появляется самый легкий эмоциональный
элемент. Это называется отождествлением. Мы отождествляемся с вещами. Это не
очень хорошее слово, но в английском языке нет лучшего.
Понятие об отождествлении существует у индийских авторов, буддисты говорят о привязанности и непривязанности. Эти слова кажутся мне менее
удовлетворительными, так как, прежде чем я встретился с настоящей системой,
я читал эти слова и не понял их или, вернее, понял, но воспринял это понятие
интеллектуально. Я понял его полностью только тогда, когда нашел
то же понятие, выраженное по-русски и по-гречески ранними христианскими писателями. Они имеют четыре слова для четырех степеней отождествления, но
это не является пока необходимым для нас. Мы пытаемся понять эту идею не
путем определения, но путем наблюдения. Это определенное качество
привязанности -- быть потерянным в вещах.
П.Д.Успенский "Четвертый Путь"
Источник* * *
Концепция:
Инстинкты не ошибаются (или редко). Отрицательные эмоции берут энергию инстинктивного центра.
"Негативные эмоции это некий вид искусственного образования. Как они создаются? Эмоциональный центр заимствует материал у инстинктивного, и своей негативной частью, с помощью воображения, он создает негативные эмоции из материала инстинктивного центра".
Источник* * *
Почтительное отношение к инстинктам характерно для "философии жизни" Ф.Ницше:
"Все
хорошее есть инстинкт - и, следовательно, легко, необходимо, свободно".
Ницше Ф. Соч. В 2 т. М., 1990. Стр. 579.
Видимо, идея "сверхчеловека" у некоторых авторов требует опоры на природные качества, поэтому возникает противопоставление "хорошего" сильного инстинкта, сущности, и "плохой" слабой личности.
На форуме
здесь