Это не относится к Суфизму, но сам принцип отношения к Учителю, по моим ощущениям - относиться ко всем Путям.
ПРИНЦИП ЧИСТОТЫ САМАЙА - основа практики Ануттара-Тантры,
ведущей к получению благословения сиддхов и достижению полной реализации.
Как избежать 14-ти коренных падений в Тантре.
На практическом уровне, наиболее важными вещами для тех, кто приступает к практике Тантры оказывается избегать четырнадцать коренных падений. Они
перечислены в таком порядке, что первое считается более серьезным, чем второе, а второе более серьезным, чем третье и так далее, то есть в порядке убывания
тяжести нарушений с точки зрения тантрической практики. Тому, кто вовлечен в практику Тантры следует стараться жить согласно этим четырнадцати
обязательствам, насколько только возможно в их ситуации.
Первым коренным падением является противоречить нашему Гуру. До того времени, пока мы не получили инициацию или учение от кого-либо, как от нашего
тантрического Гуру, целесообразнее всего изучить этого человека и дать себе волю критически проанализировать его, чтобы определить, является ли данный
человек подлинным учителем и подходит ли нам. Однако, коль скоро мы установили связь и признали этого человека своим учителем Тантры, то единственным
уместным отношением может быть отношение полного доверия учителю. Просветлен ли этот учитель или нет, в любом случае нам надлежит считать его просветленным
Буддой. Если мы развиваем негативные взгляды на счет нашего учителя, или совершаем какие-нибудь действия, неприятные для него, тогда мы совершаем первое
коренное падение Тантры.
Гуру - самое превосходное поле для совершенствования своей заслуги или духовных качеств, ведь через обращение к Гуру, благодаря доверию и преданности,
можно накопить океан заслуги. Тексты говорят вполне определенно, что подношение лишь одному волоску или одной поре тела Гуру приносит гораздо больше пользы,
чем подношение всем Буддам трех времен и десяти направлений. Положительная связь со своим Гуру оказывается невероятно мощной, если говорить о заслуге и
осознавании, которые она может пробудить в практикующем. В практике Тантры, значит, раз установлена связь с подлинным Гуру, важно не столько, является ли
фактически Гуру полностью просветленным или нет, сколько считает ли ученик этого Гуру полностью просветленным. Имея такое доверие, ученик получает ту же
пользу, как если бы он находился в присутствии полностью просветленного Будды.
В Индии, был учитель по имени Шантипа, который очень хорошо знал все учения, но, очевидно, не имел большого опыта этих учений. Тем не менее, он считался
очень замечательным наставником. Один ученик получил от него указания и отправился помедитировать над этими учениям, которые получил от Шантипы. После трех
лет медитации на наставлениях и учениях он получил, он достиг просветления. Он достиг уровня опыта Недвойственности, полного овладения умом, и стал способен
летать в небе, благодаря чудесным силам, которые развил в результате просветления. Из-за сильной любви и благодарности своему гуру, он решил вернуться к
нему, туда, где тот давал лекции ученикам.
К тому времени Шантипа довольно постарел, после прошедших лет, и пришел в совершенное изумление, увидев человека прилетевшего и приземлившегося перед ним,
словно спустившаяся с неба птица. Бывший ученик принялся много простираться перед ним, а затем спросил благословения учителя. Старый учитель взглянул на
него и спросил: "Кто ты?" - бывший ученик ответил: "Ну как, я ваш ученик, разве вы не помните меня?"
Шантипа не помнил, и попросил рассказать об их знакомстве. Просветленный ученик подробно изложил то, что он узнал от своего наставника и сказал, что эти
учения привели его к просветлению. Учитель подумал про себя: "Я провел целую жизнь во всей этой Дхарме и ни разу по настоящему не сел и ничего не
попрактиковал, чтобы реализовать что-то. "Он повернулся к своему бывшему ученику и сказал: "Ты не откажешься дать мне учение?" От своего ученика он получил
обратно то же самое учение, которое тот слышал от него в прошлом, с той только разницей, что теперь он действительно практиковал и достиг просветления. Этот
ученик стал одним из восьмидесяти четырех Махасиддхов или тантрических святых Индии.
Итак, независимо от конкретного состояния развития учителя, нам следует рассматривать его как полностью просветленного Будду, поскольку лишь только
посредством такого рода положительной связи с Гуру мы открываемся накоплению заслуги, углублению нашей мудрости, саморазвитию, и получению благословения,
что приводит к достижению просветления. Признавать учителя негодным и развивать негативное отношение к учителю делается причиной перерождения в состоянии
ваджрного ада, самого худшего из всех горячих адов, в круге рождения и смерти.
Серьезность нарушения зависит не только от степени, до которой практикующий развивает негативное отношение к своему тантрическому Гуру, но так же и от
продолжительности времени, которое проходит прежде, чем мы искренне раскаиваемся и пытаемся как-то возместить ущерб. Если мы позволяем пройти месяцу, после
того как мы разошлись с нашим Гуру, в тантрах это называется расхождением. Если мы позволяем пройти году, тогда это ослабление нашего самайа. Два года - это
нарушение или прегрешение, а после трех лет - окончательный распад.
Вплоть до того, пока не прошли три года с момента, когда мы впервые проявили негативное отношение, - вполне возможно поправить дело. Мы можем сознаться и
признать тот недостаток, который возник и можем очистить себя и попытаться восстановить положительную связь с учителем. Однако, если мы позволили пройти
более чем трем годам, с точки зрения тантры, ситуация, по-видимому, безнадежна. Прошло слишком долгое время и связь нельзя поправить. Тексты говорят, что
для такого сознания ни чего другого не остается, кроме ваджрного ада.
Далее тексты говорят об особых методах, которые следует применять для восстановления связи, в зависимости от серьезности и продолжительности ее нарушения.
Если мы разошлись с учителем, позволив пройти месяцу, то нам следует сделать подношение ганачакры, тантрического угощения, чтобы очистить себя от нарушения
самайа. Если мы допустили ослабление связи, в течение одного года, то мы Должны поднести учителю свое имущество. Если мы дождались пока истекут два года,
так что произошло нарушение или прегрешение, то надо сделать подношение своей семьи, детей, супруга или супруги и всего, что у нас есть, нашему Гуру, дабы
очистить себя и восстановить положительную связь. Если истекло три года, после этого первого коренного падения в Тантре, мы должны быть готовы отдать свою
жизнь, чтобы восстановить связь с Гуру.
Вторым коренным падением в Тантре считается противоречить или отрицать учения Будды или личные учения, которые получили от своего Гуру. Здесь имеется в
виду, что нам надлежит делать то, что говорит нам делать Гуру или по меньшей мере, стараться сделать это как можно лучше.
Третье коренное падение в Тантре касается наших взаимоотношений с нашими тантрическими братьями и сестрами, всеми мужчинами и женщинами, с которыми мы
связаны в результате получения инициации от одних и тех же учителей или в одну и ту же мандалу. Единственным уместным в контексте самайа отношением может
быть отношение взаимопомощи между нами и нашими тантрическими братьями и сестрами. Ссоры, злоба, соперничество, недоброжелательность друг к другу, попреки и
раздоры между нами и этими людьми совершенно неприемлемы с точки зрения самайа. Мы должны уважать эту очень важную связь, которую имеем с этими людьми
благодаря нашему обязательству по отношению к Тантре. Связь существует и мы должны пытаться способствовать гармонии и взаимному согласию, взаимопомощи и
пользе внутри тантрической сангхи, как только можем.
В целом, конечно, все существа - наши братья и сестры; мы связаны со всеми и с каждым в отдельности живым существом. Однако, на более формальном уровне все
те, кто вовлечен в практику Буддадхармы, - связаны с нами более тесно и, в особенности, те, кто занимаются практикой Тантры. Люди, которые имеют одного и
того же Гуру, имеют одного и того же духовного отца. Все, кто получили посвящение в одну и ту же мандалу, хотя возможно и от разных учителей, с точки зрения
Тантры, имеют одну и ту же духовную мать. Те, кто получили одно и то же посвящение от одного и того же учителя, имеют самую наиболее тесную связь из всех
возможных. Они - тантрические братья и сестры с одними и теми же духовным отцом и духовной матерью