По словам персидского поэта-суфия Махмуда Шабистари, "Абсолют настолько открыто являет себя взгляду человека, что становится невидимым". Вездесущность скрывается от нашего взгляда; свет без тени слепит взгляд, поэтому и возникает тайна. Рыба не знает о существовании воды, поскольку полностью в нее погружена и не знает ничего, кроме воды.
Прозрение, или возврат к Абсолюту, может существовать на нескольких уровнях. (Как обычно, между уровнями нет непроходимого барьера).
Первый уровень - интеллектуальный, попытка ограниченными средствами нашего ума прозреть в частном всеобщее, понять универсальные законы, которые правят миром, связь вещей, тайны Природы. Обозначим этот подход как "науку".
Второй уровень, бытийный, связан со способностью видеть единое всем своим существом, а не только умом, видеть Абсолют как в себе, так и в мире. Это, условно говоря, "искусство и духовно-религиозная культура".
Третий уровень в своей предельной форме это принципиальный отказ от разделения на Абсолют и не-абсолют, уход от дихотомии "искатель и Искомый", "я" и "не-я", "единое - множественное". Когда стирается этот барьер, порожденный неведением "я", нет нужды искать прозрение и уже никуда не надо возвращаться. У суфиев распространен образ капли, которая, осознав свое единство с Океаном, перестает смотреть глазами капли, а начинает видеть мир глазами Океана. Другой образ: мотылек, сгорающий в пламени свечи, сам становится чистым пламенем и светом. Этот подход можно обозначить как "мистическое возвращение" к Абсолюту.