ДОПУСТИМ ЛИ БРАК С ДЖИННОМ?
Вопрос о том, может ли мужчина взять в жены женщину-джинна является спорным. В Шариате нет на него однозначного ответа.
Большинство исламских юристов придерживаются того мнения, что подобный брак нельзя считать законным, однако некоторые все-таки полагают, что он допустим.
Аллах Всемогущий сказал: "
Из Его знамений что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом знамение для людей, которые размышляют!" (30:21) Он также сказал: "
О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей" (4:1) В этих аятах под женами (парой) имеется в виду супруга того же самого вида из людей. Кроме того, если человек женится на джинне, то у них не должно быть потомства.
Согласно шафиитскому ученому аль-Катибу Ашербини, есть два вида запрета на брак: постоянный и временный. К постоянным запретам относится запрет на брак между человеком и джинном. Аллах Всемогущий сказал: "
О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей" (4:1), а также: "
Он Тот, Кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее" (7:189).
Со слов Ибн Аби Ад-Дунья передают хадис (правда, не относящийся к числу сахих, т.е. сильных), что запрещено жениться на джиннах.
Согласно ханифитскому ученому Ибн #Абдейну, юристы определяют брак как "контракт, который делает законными интимные отношения между мужчиной и женщиной, если на подобный контракт не установлено законодательного запрета". Законодательный запрет установлен, например, на брак между двумя мужчинами, на брак между мужчиной и женщиной-язычницей, на брак между близкими родственниками и на брак между человеком и джинном.
Размышляя над аятами "
женитесь на тех, что приятны вам, женщинах" (4:3) и "
Аллах дал вам из вас самих жен" (16:72), можно придти к выводу, что законной супругой может являться только женщина-человек. Кроме того, джинн может принимать облик как мужчины, так и женщины.
Согласно книге по юриспруденции "Аль-Ашбах", написанной ибн Нуджаймом, брак между человеком и джинном не является законным, поскольку они представители разных миров. Однако говорят, что аль-Хассан аль-Басри считал подобный брак допустимым при наличии свидетелей. По другим же сведениям, он придерживался противоположного мнения. В любом случае, более правильным представляется мнение, что, поскольку люди и джинны происходят из разных миров, браки между ними не могут считаться законными.
Знаменитый шафиитский ученый имам Ас-Суйути писал: "На вопрос "вправе ли человек жениться на джинне?" имам Ибн Юнус ответил: "Да"".
Подобный вопрос также задавал верховному судье Шарафу ад-дину аль-Барази шейх Джамал ад-Дин аль-Эснави. Шейх Джамал сказал: "Размышляя над словами Аллаха "
Из Его знамений что Он создал для вас из вас самих жен" (30:21), я пришел к выводу, что слова "из вас самих" означают, что муж и жена должны быть одного и того же вида, и в этом благословение от Всемогущего Аллаха. Однако если мы предположим, что все же это законно, как утверждает Ибн Юнус в своей книге "Шарх аль-Ваджиз", то будет ли вправе в таком случает муж-человек заставить свою жену-джинна не покидать дом? Ему также вряд ли понравится, если он увидит свою жену в образе, отличном от человеческого, так сможет ли он запретить ей принимать иные формы? Будут ли в случае такого брака предъявляться обычные требования? Например, потребуется ли разрешение опекуна женщины-джинна? Будет ли допустим такой брак с точки зрения законов джиннов? Предположим, что в один прекрасный день муж не узнает свою жену, поскольку она перевоплотится в другую форму, но будет тем не менее утверждать, что это она. Должен ли он в таком случае верить и вправе ли вступать с ней после этого в интимные отношения? Будет ли муж обязан обеспечивать жену той едой, к которой привыкли джинны, например, костями и тому подобным?"
Верховный судья Шараф уад-дин аль-Барази ответил: "Женитьба человека на джинне незаконна. Это следует из следующих аятов: "
Аллах дал вам из вас самих жен" (16:72) и "
Из Его знамений что Он создал для вас из вас самих жен" (30:21). В обоих отрывках "из вас самих" относится к роду человеческому.
Кроме того, в Своей Книге Аллах говорит, на каких женщинах мужчина вправе жениться: "
О Пророк! Мы разрешили, чтобы твоими женами были те, которым ты дал их награду, и те, которыми овладела твоя десница из того, что даровал Аллах тебе в добычу, и дочерей твоего дяди со стороны отца, и дочерей твоих теток со стороны матери, которые выселились вместе с тобой" (33:50). То, что относится здесь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), относится также ко всем мусульманам. В этом аяте упоминается также верующая женщина, "
если она отдала самое себя Пророку" (33:50).
В Своей Книге Аллах Всевышний также упоминает о женщинах, вступать в брак с которыми запрещено. Все это относится к женщинам человеческой природы. Это связано с тем, что браки между людьми и джиннами невозможны"
Таков был ответ аль-Барази. С ним можно согласиться в том, что браки между людьми и джиннами незаконны, мотивируя это многими причинами. Во-первых, как пишет аль-Кермани в своей книге "Маса#ил", передают хадис, гласящий о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о запрете на такие браки. Хотя этот хадис и не считается достоверным, его истинность подтверждается мнениями многих учеными, среди которых аль-Хакам Ибн Уяйнах, Ишад Ибн Рахавей и #Укбах аль-Ассам.
Во-вторых, цель любого брака мир, безмятежность и сочувствие супругов друг другу. В случае, если супругой будет джинн, все это будет отсутствовать.
В третьих, еще раз вспомним слова Корана: "
вступайте в брак с теми, кто приятен вам, женщинами" (4:3). Под женщинами здесь имеются в виду представительницы рода человеческого.
Люди и джинны существа различной природы. Браки между ними должны быть запрещены точно так же, как запрещено скрещивать ослов и лошадей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждал тех, кто это делает, называя их "невежественными". Если подобное относится к животным, то есть еще больше оснований говорить о запрете на браки между людьми и джиннами.
Вместе с тем, Абу #Усман Са#ид Ибн аль-#Абасс ар-Рази в своей книге "Аль-ильхам валь-васвасах" повествует о том, что какие-то йеменцы написали имаму Малику: "Среди нас появился мужчина-джинн и предложил жениться на молодой женщине, говоря: "Тем самым я хочу придерживаться правильного пути"". И Имам Малик ответил: "Я не вижу в этом ничего плохо, однако не хотел бы, чтобы эта женщина оказалась в такой ситуации, когда ее спросят, кто ее муж, и она будет вынуждена ответить: "Это мужчина-джинн". Это может привести к разврату среди мусульман".
В своей книге "Акам аль-мурджан" аш-Шабли, ученый-ханифит, утверждает: "Среди ученых есть два мнения относительно браков между людьми и джиннами. Одни считают, что это законно, а другие что нет. Первой точки зрения придерживается группа ученых-ханбалитов. Она также высказывается в фетвах ас-Сераджи. Сторонники этой точки зрения приводят в качестве ее обоснования слова Аллаха: "
Аллах дал вам из вас самих жен" (16:72) и "
Из Его знамений что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом знамение для людей, которые размышляют!" (30:21). Они также ссылаются на хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), запретившего браки между людьми и джиннами. Второй точки зрения придерживаются аль-Хасан аль-Басри, Катадах и другие".
Постоянный адрес статьи:
http://www.islam.ru/pressclub/fetv/jinn-nikah/