Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Зло с точки зрения Руми  (Прочитано 10338 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

мотылек

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 375
  • Reputation Power: 0
  • мотылек has no influence.
    • Просмотр профиля
    • Студия рисунка.
правда и ложь
« Ответ #8 : 11 бХЭвпСап 2004, 22:59:24 »
Цитировать
Юноша взглянул на старуху, поморщился и говорит:"Фу, старуха, какая же ты старая и уродливая!"
Старуха возмутилась:"Да как ты смеешь так говорит! Кто ты такой?"
Юноша гордо ответил: "Я - Правда". Тогда старуха взяла и выгнала его из избы. Правда правде рознь .

Правда не может быть рознью правде... Она одна.
А старуха правильно погнала юношу, ибо он не есть Правда. А если и правда, то такая поверхностная, что граничит с ложью...
Старухи не менее прекрасны, нежели юные девушки, а не видят этого большиство людей лишь в силу ограничения восприятия, нанесенного культурой в котором они росли... Чтобы быть объективнее, посмотрите не на человеческое существо, а на что-нибудь другое, например на листья. Осенние листья сморщены и желты, но они не менее прекрасны, чем весенние росточки!
мотылек

real

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 239
  • Reputation Power: 0
  • real is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Re: Айкидо
« Ответ #7 : 07 бХЭвпСап 2004, 16:40:49 »
Цитата: "Дарума"
Сможешь ли выдержать то, что называешь правдой или истиной?"

Однажды в сильный дождь, в избушку, стоявшей по среди леса, кто-то постучал. Старуха открыла дверь. На пороге стоял озябший и промокший юноша. Старуха пустила его, дала сухую одежду, посадила к огню, напоила чаем. Через несколько часов юноша чувтвовал себя уже очень хорошо, и старуха решила с ним поговорить , подошла к нему. Юноша взглянул на старуху, поморщился и говорит:"Фу, старуха, какая же ты старая и уродливая!"
Старуха возмутилась:"Да как ты смеешь так говорит! Кто ты такой?"
Юноша гордо ответил: "Я - Правда". Тогда старуха взяла и выгнала его из избы. Правда правде рознь .

Дарума

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Reputation Power: 0
  • Дарума has no influence.
    • Просмотр профиля
Айкидо
« Ответ #6 : 07 бХЭвпСап 2004, 15:09:56 »
Насколько ты открыт для Бога? Насколько Бог открыт для тебя? Сможешь ли выдержать то, что называешь правдой или истиной?
Есть ли цель у всего что происходило, происходит и будет происходить? Смог бы ты с ней согласиться, если она есть?
Здесь и "Зло" и "Добро"...

Луна

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 8
  • Reputation Power: 0
  • Луна has no influence.
    • Просмотр профиля
Зло с точки зрения Руми
« Ответ #5 : 06 бХЭвпСап 2004, 09:09:21 »
А мне хотелось бы высказать свое мнение...
Как-то я задумалась, что первичней в человеке Добро или Зло... Человек сам есть зло и добро.
Мы сами формируем в своем уме эти понятия. Согласна нет абсолютного зла и абсолютного добра. Каждое понятие можно перейти в другое. Середина...вот, что важно. Все взаимосвязанно.  Внутренний мир человека=внешнему миру. И от самоно индивида зависит, что вокруг себя он видит. Мы сами создаем формы. Как бы правильно сказать...мы все сами...

мухомор

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Reputation Power: 0
  • мухомор has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://kenoma.chat.ru
Re: Все едино - это не для всех...
« Ответ #4 : 05 бХЭвпСап 2004, 07:57:39 »
Цитата: "моська"

К примеру, царя окружают узилища, виселицы, почетные мантии, богатства, поместья, свита, банкеты, радость, барабанный бой и развевающиеся знамена. Для царя все это - благо. Как почетные одеяния, так и виселицы, казни и тюрьмы составляют совершенство его царства. Для него все совершенство.


Даже не знаю, какую рожицу в ответ на это нарисовать, то ли  :shock:, то ли :lol:
Я думаю, что этот царь не должен считать себя находящимся в безопасности. Он дождется, что его укокошат.
Все эти объяснения (в начале темы) крайне неубедительны. На мой взгляд, стройное и непротиворечивое объяснение проблемы зла нашли только гностики. Они же искали способ поквитаться с творцом.
    Когда небеса утвердились с их силами и устройством всем, Родоначальник возгордился и был прославляем всем воинством ангелов и всеми богами с их ангелами. Благословение и славу они воздали ему. Он же радовался в своем сердце и хвалился все время, говоря им: "Я не нуждаюсь ни в чем". Говорил он: "Я бог, и нет другого, кроме меня". Когда он сказал это, он согрешил по отношению ко всем бессмертным...
    Когда Пистис(Вера) увидела нечестие великого Архонта, она разгневалась. Будучи невидимой, сказала она: "Ты заблуждаешься, Самаил, - что значит "бог слепой". Человек бессмертный светлый существует прежде тебя, тот, который явится среди ваших творений. Он растопчет тебя, как гончарные глины, которые топчут, и ты отправишься с твоими вниз к твоей матери, Бездне. Ибо в конце ваших дел высвободится весь недостаток, который явился из истины, и он прейдет и станет таким, как если бы его не было".

    "О происхождении мира"
http://tower.vlink.ru/nag_hammadi/world.shtml
[/list]

моська

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 695
  • Reputation Power: 0
  • моська has no influence.
    • Просмотр профиля
Все едино - это не для всех...
« Ответ #3 : 05 бХЭвпСап 2004, 01:43:48 »
Цитировать
Все хорошо для Бога, но не для нас. Блуд и целомудрие, молитва и ее забвение, неверие и ислам, идолопоклонство и единобожие - все это, соотнесенное с Богом,- добро. Однако в соотнесенности с нами блуд, воровство, неверие и идолопоклонство - зло, утверждение Единства, молитва и благодеяния - добро. Соотнесенное с Богом, все это - добро.
К примеру, царя окружают узилища, виселицы, почетные мантии, богатства, поместья, свита, банкеты, радость, барабанный бой и развевающиеся знамена. Для царя все это - благо. Как почетные одеяния, так и виселицы, казни и тюрьмы составляют совершенство его царства. Для него все совершенство. Однако его подданные сочтут ли виселицы тем же, что и почетную одежду? (Ф, 31/42-43).


Часто человек забывается и ставит себя на место бога, а потом начинает утверждать, что между добром и злом нет принципиальной разницы. Для бога - нет, для нас - есть.

real

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 239
  • Reputation Power: 0
  • real is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Зло с точки зрения Руми
« Ответ #2 : 05 бХЭвпСап 2004, 00:05:27 »
Конечно, это так.

Когда нет зла(проблем) человек останавливается в своем развитии, это может его увести на ту дорогу, которая ведет в пропасть .Порой люди из благополучной среды, ищут острых ощущений искуственным путем - наркотики и прочее, не хочется даже перечислять, что ведет ко злу. Человек, который имеет естесвенные "острые ощущения" от проблем ищет выход, развивается в каком то смысле, не имеет возможности расслабиться и жиреть, в конечном счете, находит решение, успокаивается и радуется спокойствию, он может радоваться спокойствию. А человека, который не знал проблем спокойствие не радует, он ищет искуственные раздражители, порой не может найти применение своим возможностям.
имхо.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Зло с точки зрения Руми
« Ответ #1 : 04 бХЭвпСап 2004, 22:57:08 »
Отрывки из статьи, которая будет опубликована в следующем номере печатного журнала "Суфий". Материал в процессе редактирования.

* * * * * * * * *

Вопрос о зле является философской и религиозной проблемой, ставящей людей в тупик еще с древнейших времен. Суть проблемы заключается в том, что существование зла в этом мире противоречит религиозным представлениям человечества о Всемогущем, Всеведущем и Совершенном Боге. Факт существования зла кажется несовместимым с верой в существование Бога, исполненного свойствами Всемогущества, Всеведения и Доброты.

Атеисты всегда требовали от теистов дать объяснение, как вера во Всезнающего, Всемогущего и Совершенного в Доброте Бога согласуется с наличием в мире зла. Иначе пришлось бы либо заключить, что сами религиозные верования являются ошибочными, либо пересмотреть понимание божественных атрибутов Всемогущества, Всеведения и Доброты. Другими словами, факт наличия зла в этом мире рассматривается или как свидетельство отсутствия самого Бога, или как показатель несовершенства Его Знания, Власти и Доброты.
Греческий философ Эпикур в третьем веке до нашей эры так сформулировал суть проблемы:


Бог желает не допустить зло,
Но не способен на это?
Значит, Он немощен?
Или Он может, но не хочет?
Значит, Он недоброжелателен?
А если Он и может, и хочет,
Тогда откуда есть зло?

* * *

В этой статье сделана попытка представить видение зла известным суфийским мастером и поэтом Джалалуддином Руми (604–672/1207–1273). Точка зрения Руми примиряет очевидные логические противоречия, упомянутые выше. Следуя исламской идее о том, что все вещи исходят из Бога и все вещи к нему вернутся (Коран 21:93), Руми утверждает, что зло есть творение Бога, которому Он позволяет с определенной целью присутствовать в этом мире и в человеке. Вразрез с мнением, что существование зла является показателем изъяна в совершенности Бога, Руми говорит, что наличие зла показывает полноту безграничной Божественной Власти, Знания и Доброты. В данной статье приведены выборки из двух основных работ Руми, Маснави и Фихи ма фихи призванные помочь обозначить его видение зла.

* * *

На основании хадиса ‘Моя Милость превышает мой Гнев’, Руми утверждает, что Добрые Имена имеют онтологическое превосходство над Суровыми Именами. Для Руми это значит: первое, что Суровые Имена противодействуют Добрым Именам, чтобы возвысить Божественную Милость, и второе – Божественная Милость, в конечном счете, гасит Божественный Гнев.

* * *

В Маснави Руми пишет: «Гнев и Милость были соединены браком; из этих двух двойственным был рожден этот мир добра и зла» (там же, II 2680).



Как любое явление, добро не может быть распознано, если не существует его противоположности – зла.



Ты не узнаешь зло, пока ты не узнал добро:
(Только) из противного можно распознать (другое) противное, о(зпт) юноша!
(там же, IV 1345)



Таким образом, зло, как контрастное проявление добра, помогает человеку узнать само добро и, следовательно, более полно понять его внутреннюю природу. В этом смысле, зло неявно служит делу постижения добра.



В отличие от атеистического суждения, что зло демонстрирует недостаток в совершенности Бога, Руми считает существование зла подтверждением истинного Божьего величия. В Маснави Руми уподобляет Бога искусному художнику, который являет Свою безграничную творческую силу как в прекрасных, так и в безобразных картинах:



И если вы говорите, что зло также идет от Него (и это правда),
То как тогда это может быть изъяном в Его Великолепии?
Он дарует это зло, и здесь тоже Его совершенство…
Оба вида картин (красивые картины и картины, лишенные красоты),
Являются свидетельством Его мастерства.
Те, что безобразны, не есть свидетельства Его уродства,
Они – свидетельства его щедрости,
Имеющей целью показать все совершенство Его умения,
(чтобы) отвергающий Его мастерство мог устыдиться.
(там же, II 2535–43)

* * *

В понимании Руми, в сотворенном Богом мире не существует абсолютного добра или зла. Все в мироздании – и добро, и зло – принимает участие в божественном Желании проявить Спрятанное Сокровище. Однако, в абсолюте и в беспредельности Бытия Бога, вся напряженность и вся борьба, связанная с противостоянием между явлениями, трансцендентно переходит в неподвижность. Бог есть Абсолютное Единство, полное совпадение противоположностей (jam’-i addad) (А. Шиммель 1978, стр. 231). Не имеющий своей противоположности или контраста, чтобы проявить Себя, Он единственный стоит над всеми противоположностями.

* * *

Тем не менее, противостоящие друг другу аспекты мироздания, которые возникают из поразительного взаимодействия между контрастирующими Божественными атрибутами Милости и Гнева, Красоты (jamal) и Величия (jalal), естественно, запутывают и ставят человека в тупик. У Руми примирение противоборствующих аспектов Божественного не может быть достигнуто через рассудок или путем умозаключений. Ибо, не важно, как долго Разум «постоянно, день и ночь, неутомим в своих метаниях, он не может разрешить проблему.

Бог непостижим: «Если бы человек смог познать Бога, это был бы в действительности не Бог» (там же, стр. 48). Надежду на более высокое и чистое видение, которое (помогло бы) примирить противоположные аспекты божественных Атрибутов Действия, можно искать только тогда, когда человек приближается к Богу.

Только когда человек «ускользнет из этого мира явлений» и найдет прибежище в Боге, в полном повиновении (islam) и в любовной преданности (mahabba) Ему, он получит способность быть свидетелем (shahid) божественного Единства, скрытого за всей множественностью созданных форм.



Автор - Зайлан Морис.

Опубликовано в журнале Sufi (c)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags: Зло 
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100