Отрывки из статьи, которая будет опубликована в следующем номере печатного журнала "Суфий". Материал в процессе редактирования.
* * * * * * * * *
Вопрос о зле является философской и религиозной проблемой, ставящей людей в тупик еще с древнейших времен. Суть проблемы заключается в том, что существование зла в этом мире противоречит религиозным представлениям человечества о Всемогущем, Всеведущем и Совершенном Боге. Факт существования зла кажется несовместимым с верой в существование Бога, исполненного свойствами Всемогущества, Всеведения и Доброты.
Атеисты всегда требовали от теистов дать объяснение, как вера во Всезнающего, Всемогущего и Совершенного в Доброте Бога согласуется с наличием в мире зла. Иначе пришлось бы либо заключить, что сами религиозные верования являются ошибочными, либо пересмотреть понимание божественных атрибутов Всемогущества, Всеведения и Доброты. Другими словами, факт наличия зла в этом мире рассматривается или как свидетельство отсутствия самого Бога, или как показатель несовершенства Его Знания, Власти и Доброты.
Греческий философ Эпикур в третьем веке до нашей эры так сформулировал суть проблемы:
Бог желает не допустить зло,
Но не способен на это?
Значит, Он немощен?
Или Он может, но не хочет?
Значит, Он недоброжелателен?
А если Он и может, и хочет,
Тогда откуда есть зло?
* * *
В этой статье сделана попытка представить видение зла известным суфийским мастером и поэтом Джалалуддином Руми (604–672/1207–1273). Точка зрения Руми примиряет очевидные логические противоречия, упомянутые выше. Следуя исламской идее о том, что все вещи исходят из Бога и все вещи к нему вернутся (Коран 21:93), Руми утверждает, что зло есть творение Бога, которому Он позволяет с определенной целью присутствовать в этом мире и в человеке. Вразрез с мнением, что существование зла является показателем изъяна в совершенности Бога, Руми говорит, что наличие зла показывает полноту безграничной Божественной Власти, Знания и Доброты. В данной статье приведены выборки из двух основных работ Руми, Маснави и Фихи ма фихи призванные помочь обозначить его видение зла.
* * *
На основании хадиса ‘Моя Милость превышает мой Гнев’, Руми утверждает, что Добрые Имена имеют онтологическое превосходство над Суровыми Именами. Для Руми это значит: первое, что Суровые Имена противодействуют Добрым Именам, чтобы возвысить Божественную Милость, и второе – Божественная Милость, в конечном счете, гасит Божественный Гнев.
* * *
В Маснави Руми пишет: «Гнев и Милость были соединены браком; из этих двух двойственным был рожден этот мир добра и зла» (там же, II 2680).
Как любое явление, добро не может быть распознано, если не существует его противоположности – зла.
Ты не узнаешь зло, пока ты не узнал добро:
(Только) из противного можно распознать (другое) противное, о(зпт) юноша!
(там же, IV 1345)
Таким образом, зло, как контрастное проявление добра, помогает человеку узнать само добро и, следовательно, более полно понять его внутреннюю природу. В этом смысле, зло неявно служит делу постижения добра.
В отличие от атеистического суждения, что зло демонстрирует недостаток в совершенности Бога, Руми считает существование зла подтверждением истинного Божьего величия. В Маснави Руми уподобляет Бога искусному художнику, который являет Свою безграничную творческую силу как в прекрасных, так и в безобразных картинах:
И если вы говорите, что зло также идет от Него (и это правда),
То как тогда это может быть изъяном в Его Великолепии?
Он дарует это зло, и здесь тоже Его совершенство…
Оба вида картин (красивые картины и картины, лишенные красоты),
Являются свидетельством Его мастерства.
Те, что безобразны, не есть свидетельства Его уродства,
Они – свидетельства его щедрости,
Имеющей целью показать все совершенство Его умения,
(чтобы) отвергающий Его мастерство мог устыдиться.
(там же, II 2535–43)
* * *
В понимании Руми, в сотворенном Богом мире не существует абсолютного добра или зла. Все в мироздании – и добро, и зло – принимает участие в божественном Желании проявить Спрятанное Сокровище. Однако, в абсолюте и в беспредельности Бытия Бога, вся напряженность и вся борьба, связанная с противостоянием между явлениями, трансцендентно переходит в неподвижность. Бог есть Абсолютное Единство, полное совпадение противоположностей (jam’-i addad) (А. Шиммель 1978, стр. 231). Не имеющий своей противоположности или контраста, чтобы проявить Себя, Он единственный стоит над всеми противоположностями.
* * *
Тем не менее, противостоящие друг другу аспекты мироздания, которые возникают из поразительного взаимодействия между контрастирующими Божественными атрибутами Милости и Гнева, Красоты (jamal) и Величия (jalal), естественно, запутывают и ставят человека в тупик. У Руми примирение противоборствующих аспектов Божественного не может быть достигнуто через рассудок или путем умозаключений. Ибо, не важно, как долго Разум «постоянно, день и ночь, неутомим в своих метаниях, он не может разрешить проблему.
Бог непостижим: «Если бы человек смог познать Бога, это был бы в действительности не Бог» (там же, стр. 48). Надежду на более высокое и чистое видение, которое (помогло бы) примирить противоположные аспекты божественных Атрибутов Действия, можно искать только тогда, когда человек приближается к Богу.
Только когда человек «ускользнет из этого мира явлений» и найдет прибежище в Боге, в полном повиновении (islam) и в любовной преданности (mahabba) Ему, он получит способность быть свидетелем (shahid) божественного Единства, скрытого за всей множественностью созданных форм.
Автор - Зайлан Морис.
Опубликовано в журнале Sufi (c)