(Из чата 30 октября 2004 г.)
[wayter] один из самых частых вопросов: как сделать, чтобы не возникало раздражения, обиды. То есть требуется легкий способ научиться "подставлять другую щеку") И меня эти вопросы сильно раздражают и обижают :-)
[ket] может нужно поставить себя на место того, кто ударил? ) иногда это помогает )
[wayter] нужно поставить на место удара того, кто обижает :-)
[wayter] ket> конечно, это может чуть облегчить ситуацию. но, по большому счету, обычный человек не может сильно менять свои реакции.
[patch] с обидой легко справиться потом, то есть следует научиться справляться со своей немедленной реакцией наверное. вот только в момент обиды это займет столько внимания что решение всех остальных вопросов парализуется
[wayter] проблема в том, что у человека, который недоволен своими реакциями (обидами), нет ничего внутри, что могло бы реагировать по- другому. Его внимание и интересы именно там - в отрицательных эмоциях.
[yes] wayter> может быть, нужно просто научиться любить. ведь на того, кого любишь, обиды не возникает )
[wayter] yes> даже научиться просто улыбаться сквозь стиснутые зубы - и то непосильная задача для многих) А уж любить...
[гюйс] wayter> нужно наверное осознать что есть раздражение и что такое обида, их природу возникновения
[wayter] гюйс> осознать - хорошо. К сожалению, осознание обладает гораздо меньшим энергетическим потенциалом, чем простая древняя злоба).
[ДруИг] wayter> говорят, что обиды - это такие проявления эгоизма. а вот если чел задумывается над своими реакциями - это ж уже хорошо же ж?
[wayter] ДруИг> конечно, задуматься - первый шаг
[мухомор] надо просто расставить приоритеты. Например, в критический момент думать о Родине. И тогда станет очевидна мелочность обыденных причин для раздражения. "Жила бы страна родная и нету других забот".
[гюйс] wayter> но мы ведь не в первобытном строе проживаем, человек достиг определенного уровня развития..
[wayter] гюйс> познакомь меня с этим человеком)
[patch] если осознаешь нелепость обид, они перестают быть обидами. а как быть в момент их нанесения?
*
[song] Но ведь обычно обиды случаются когда чел. зациклен на себе, если удается немного "не быть" все в порядке?
[wayter] song> конечно, если можешь этим управлять, проблема решена отчасти
[song] wayter> а что во второй части? :))
[wayter] song> во второй части: когда обижают, усиливается зацикленность на себе
*
[zazu] wayter> надо найти этот механизм в себе и посмотреть как он работает.
[wayter] zazu> без сомнения. помогает?
[zazu] wayter> не всегда
[wayter] zazu> в борьбе со злом все средства хороши. Даже осознание)
*
[papuna] wayter> обида нормальная вещ без неё мы былибы растениями. Без обиды не усмирить хамов и грубиянов
[wayter] иногда обида необоснованная бывает. Усмирять можно и не обижаясь, мне кажется.
*
[килька] обида - своего рода симптом, наверное; не будь симптомов, как можно было бы распознать, что за болезнь? обидчик - помошник диагноста :-)
[мухомор] надо проанализировать обиду интеллектом: ведь дурацкое чувство, по сути дела. Какая от него польза?
[килька] дело, может быть, не в том, чтобы учиться "не обижаться", а в том, чтобы устранить "триггеры", найти их и проработать? ведь именно чувство обиды и помогает их искать:-)
[yes] wayter> а разве бывает обоснованная обида? трудно представить духовного человека, что он "обиделся" )
[papuna] yes> если духовному человеку низачто нипрочто сломать ногу то он не только обидется но даже проклясть может)))
[hookah] обида, скорей всего, возникает из каких-то ожиданий и из предъявления требований к миру и окружающим.
[килька] если смотреть на ситуацию со стороны, то обиды часто и не возникает.
[hookah] yes> можно переформулировать вопрос: предъявляет ли духовный человек требования? :))
[ket] тогда обида становится просто смешной и забавной, как дети обижаются на то, что им не дали конфету и еще сказали, что много конфет вредно ))
[patch] килька> обида на то и обида что она всегда "возникает"_)
[wayter] yes> обида может быть понята и как специфическая отрицательная реакция, в которой есть смысл в определенных ситуациях. От того, что эту реакцию назвали таким неуважительным словом, не значит, что она совсем не нужна. (другое дело, какие формы она принимает).
Иисус "не одобрил" поведение торговцев в храме. кто-то назовет это обидой, кто-то отрицательными эмоциями... кто-то праведным гневом...
"За Храм обидно", - подумал он)
*
[yes] wayter> можно ли сказать, что обида и праведный гнев стоят на одной шкале, но о-очень далеко друг от друга? ) или у них все-таки разный источник?
[килька] wayter> если обижаться, то за что-либо стоящее этого, более достойное?:-)
[килька] wayter> можно ли таким образом "добывать" необходимые для действия эмоции и силы?
[килька] wayter> не поэтому ли сказано, что лишившись гнева - лишаешься силы, становишься вялым?:-)
[wayter] килька> цель хорошая, осталось найти метод - переживательная часть с трудом отличает достойное от недостойного
[wayter] килька> у некоторых людей гнев - главная движительная сила. Держимся от них подальше :)
*
[hookah] гнев - это как смех, или как чихнуть :)) вполне естественно, имхо... есть просто такое дело и всё.
[ket] есть люди, которые так привыкли к отрицательным эмоциям, как к наркотикам, они их ищут и "находят"везде
*
[wayter] у меня такое подозрение относительно обид и прочих (необязательных) эмоций.
Во-первых, они сильны и могучи, коренятся в нашей древней животной природе и когда-то были очень даже нужны. Нужно смириться с их существованием и не испытывать лишние отрицательные эмоции по поводу их возникновения. Но смириться - не значит ничего не делать.
Во-вторых, у нас как правило нет ничего другого, кроме примитивных реакций. Нужно вырастить в себе область, куда можно "уходить" в трудных эмоциональных ситуациях. То есть: "подставить другую щеку", а самому отойти в сторонку :-)
wayter] неотождествление - замечательрная идея, но если нет ДРУГОГО (мирного, спокойного, святого), с чем можно мирно отождествиться (сосредоточиться), то неотождествление мало что дает.
[hookah] wayter> обычно такому уходу мешает мысль, что только что призошедшая ситуация крайне важна..
[wayter] мысль простая: чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, должна быть сторона. А обычно нет ничего кроме ситуации и привычных реакций
[yes] wayter> а потом наступит момент, когда находишь связь между этой "областью" и обидчиком, и уже уходить никуда не надо. так?
[wayter] yes> это высший пилотаж)
[wayter] суфийский зикр - попытка создания такой "стороны", другого мира, куда можно уйти. но недостаточно формулы, она, так сказать, должна быть наполнена эмоциональным и бытийным содержанием. Это должно быть "реальное место".
[patch] wayter> соответствуют ли этому "реальному месту" "реальные места" других путей и если да то как они называются в других регигиях?
[wayter] patch> пожалуй, каждая религия или учение пытается создать нечто подобное. проблема в отсутствии эффективных методов
[patch] wayter> но не старательных адептов?
[wayter] patch> когда нет понимания, легко смещаются акценты. Например, идет борьба с естественными желаниями или эмоциями, что разрушает психику адепта. ставятся нереальные цели, возникает чувство вины – всепоглощающее То есть метод вместо того, чтобы создать это блаженное место, перекрывает к нему дороги.