Гурджиев утверждал, что человек является пищей для луны. Это вполне логично. И демонстрирует глупость логики. В жизни все может быть использовано для чего-то, поэтому Гурджиев придумывает идею: человек тоже является пищей для чего-то. И тогда возникает логический вопрос: «Для кого является пищей человек?» Солнце им быть не может, потому что само питает все живое. И человек тогда оказался бы рангом ниже всех других видов. А такого быть не может, потому что, согласно собственному мнению, человек высшее животное. Поэтому он не может быть пищей для солнца.
Луна действительно очень тонко соотносится с человеком, но не в том смысле, который придает Гурджиев. Она имеет отношение к женскому менструальному циклу. Она влияет на приливы и отливы морей. Многие теряют рассудок в полнолуние. Слово «лунатик» происходит от слова «луна».
Луна всегда гипнотизировала ум человека. Гурджиев сказал: «Очевидно, человек является пищей для луны, потому что поедаемый может быть легко загипнотизирован тем, кто его поедает». Такие животные, как змеи, сначала гипнотизируют свою жертву. И та парализуется и может быть легко съедена. Это второе совпадение, использованное Гурджиевым. Луна завораживает поэтов, лунатиков, эстетов, мыслителей. В этом должно что-то быть. Человек должен быть пищей.
Такой идеей можно играть. А в богатом воображении Гурджиева все укладывалось в логические модели. Гурджиев был гениален и умел так представлять явления, что они казались логичными, рациональными, значимыми, как бы абсурдны они не были. Он постулировал эту теорию, а затем его воображение сумело найти многие связи и доказательства.
Каждый создатель системы использует лотку для искажения, чтобы доказать свою точку зрения. Каждый! Те, кто хотят пребывать с истиной, не могут создать системы. Например, я никогда не смог бы создать системы, потому что для меня сама попытка сделать это является неверной.
То, что я говорю, всегда фрагментарно, незакончено. Там будет много промежутков, через которые невозможно перебросить мостики. Со мною вам придется перескакивать с одной точки на другую.
Систему создать легко, потому что все промежутки можно заполнить воображением. Тогда все становится очень аккуратным, чистым, логичным. Но, по мере того как все становится логичным, оно все дальше и дальше удаляется от экзистенциального источника.
Чем больше вы знаете, тем глубже вы чувствуете, что есть промежутки, которые невозможно заполнить. Сущее не бывает последовательно никогда. Система с необходимостью будет последовательна, но бытие само никогда не последовательно. И никакая система не может объяснить это. Когда человек создавал системы объяснения бытия (в Индии, Греции, Китае), он создавал игры. Если вы признавали правильным первый шаг, тогда вся система функционировала отлично; но если первый шаг не принимался, тогда все строение рушилось. Все это построение является упражнением в воображении. Это прекрасно. Поэтично. Но как только система начинает настаивать на том, что ее версия бытия является абсолютной истиной, она превращается в разрушительное насилие. Все эти системы истины — всего лишь поэзия. Прекрасная поэзия, и ничего больше. Многие промежутки были заполнены воображением.
Гурджиев указывал на некоторые фрагменты истины, но поскольку на одном или двух фрагментах теории не построишь, он собрал много фрагментов. А затем он попытался сложить все эти кусочки в стройную систему. И начал заполнять промежутки. Но чем больше они заполнялись, тем больше утрачивалась реальность. И в конце концов вся система разваливается из-за этих заполненных промежутков.
Тот, кто очарован личностью учителя, может и не заметить промежутков в его учении, в то время как другие увидят там только промежутки и ни одного фрагмента истины. Для своих последователей Будда есть Будда (просветленный), а другие испытывают недоумение, потому что они видят только промежутки. Если все эти промежутки собрать вместе, то это будет губительно, но если собрать вместе все эти фрагменты истины, то это может послужить основой для вашей трансформации. Истина неизбежно будет фрагментарна. Она так беспредельна, что ее не постичь нашим ограниченным умом. А если вы захотите постичь целое, вам придется расстаться со своим умом, трансцендировать его. Но если вы создадите систему, вы не потеряете свой ум, потому что он заполнит все промежутки. Система станет стройной; она будет впечатлять своей ясностью и разумностью, но не более того. Но для того чтобы преобразиться, нужно нечто большее: сила и энергия. И эта сила приходит только через фрагментарные проблески.