Из чата.
Объективна ли нравственность, где ее истоки и в чем "выгода".
[kamasutra] как ориентироваться в нравственности, если теряешься в относительности? Например, понятие "справедливость" - как?
[килька] забавно, что насчет отношения к себе никто в относительности не теряется обычно, только насчет отношения к другим:-)
[wayter] хочется верить, что в нравственности есть и что-то "объективное".
[rian] wayter> в таком случае приходится договариваться о точке отсчета... что принимать за максимум, абсолют
[wayter] точка отсчета у нас одна - понятие "всеединства", единобытия - вахдат ал вуджуд. нет реальности, кроме Реальности. отсюда естественно вытекает принцип идеального поведения: относиться к другим, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе - к вопросу о справедливости. То есть не отделять себя от других и мира - применять те же правила и законы.
В то же время понятно, что это некий идеал, не всегда ему возможно соответствовать и не всегда даже понятно, как именно ему соответствовать.
wayter] смиренный человек не будет нетерпим к чужим взглядам, поэтому для него вопрос о справедливости решается очень просто - относительность не так велика. А когда нравственность не результат бытия, а результат абстрактных размышлений по теме - все кажется относительным.
* * *
[килька] wayter> если назвать изначальной точкой отсчета сам факт бытия - ведь и все врожденные инстинкты существуют только ради того, чтобы бытие продолжалось; то нравственность - это набор идеальных, усовершенствованных "правил по сохранению жизни"?
Может, она и не существует на уровне инстинктов; но ведь человек сам усовершенствует свою природу, изобретая вакцины или исскуственное легкое; почему бы не изобрести и более эффективные поведенческие установки?
[wayter] килька> мне эта направленность близка. На уровне животных нет нравственности как таковой, но у человека появляются эти правила. По большому счету, они и "религиозны" (выражают Единство), и эффективны в обычном смысле слова - позволяют лучше функционировать и выживать.
Если раньше выживал сильнейший, то в сейчас (и еще больше - в будущем) - "мудрейший". (Похожую мысль высказывал, в частности, Дипак Чопра). И мудрость для меня неотделима от нравственности.
[papuna] wayter> я бы сказал, [побеждает] наглейший и хитрейший а не мудрейший - где вы видели мудрецов в политике или в бизнесе?
[wayter] papuna> согласен, далеко не всегда преимущества нравственности очевидны "на рынке". Но сейчас они более заметны, чем раньше, мне кажется. Ведь когда-то и рабство считалось самой эффективной формой хозяйствования).
* * *
[yes] wayter> а что движет собакой, когда она спасает своего хозяина? Откуда у животных такие качества, как верность, преданность, самоотверженность?
[wayter] yes> это связано с тем, что выживание семьи или рода может быть важнее, чем индивидуальное самосохранение. То есть "отказ от себя" (зачатки нравственности, хотя по отношению к животным это звучит странновато) начинает проявлять свою эффективность даже в животном мире.
- Может быть дело в том, что собаки это специально выведенные, домашние животные, поэтому они спасают своего хозяина?
[wayter] случаи самопожертвования известны и среди диких животных, поэтому я, скорее, готов это объяснить необходимостью выживания стаи, когда семейнове и родовое пересиливает индивидуальное. Поэтому взрослые особи так самоотверженно защищают своих детенышей (часто, во всяком случае).
[килька] да, и возможно, поскольку животное имеет свое место в иерархии (обычно в стае, но рядом с человеком - тоже), и защищая другого, оно защищает своего "покровителя" или "подопечного", то есть, и свой вид, и свое место в иерархии.
* * *
[rian] wayter> предположим, нравственность проистекает из системы ценностей. что в таком случае порождает систему ценностей?
[wayter] rian> вложенное от природы в нас стремление к выживанию и преуспеванию, наверное, - основной генератор ценностей.
[rian] wayter> ну это относится к нижним слоям пирамиды. а высшие, духовные - они чему служат?
[wayter] rian> высшие, духовные, говоришь? А про вечное блаженство, уготованное для праведников, слышала? :-) ((То есть и духовные ценности, в конце концов, могут упираться в потребность в выживании и благополучии)).