Как известно, это один из основных принципов религии - считать, что мир, по большому счету, - благ и справедлив.
В то же время, исследования показывают, что подобная вера (существующая часто на подсознательном уровне) может вести к несправедливому и жестокому отношению к людям: раз мир справедлив, то человек сам виноват во всем, что с ним случается.
Что же делать? Нам сложно принять ответ, который «внутренний голос» давал толстовскому Ивану Ильичу в ответ на вопрос, зачем последний мучается и страдает: «А просто так». Чтобы жить и выжить, чтобы играть и выиграть, нам нужно знать
правила игры; чем совершеннее и непротиворечивее кажутся правила, тем более совершенным представляется наше знание мира и тем более высокими – шансы на выживание. Ведь сложно жить без твердой опоры, в состоянии «невесомости», и мы эту опору постоянно ищем (хотя бы и инстинктивно).
Религия предлагает определенный свод представлений, набор достаточно четких и непротиворечивых «правил игры», но действует при этом, по словам фон Гарденберга (поэта Новалиса) «как опий: завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу». И действительно: как любой анестетик имеет побочное действие, так и религия (формальная) имеет свои издержки – неотъемлемой частью религии является понятие о первородном грехе (либо некой карме), и нам приходится платить за обретенную в религии опору чувством вины, ведь человек с точки зрения религии изначально грешен и должен за это страдать. При этом вопрос о том, возможно ли человеку соблюдать все «правила игры» (заповеди), предписываемые религией, и как вообще этого достичь, фактически отходит на задний план. Переход к более эзотерическим формам религии вплоть до освобождения человека от его «греховности», от чувства вины фактически упраздняет саму религию; скорее всего она и не понадобится такому человеку более – ведь он нашел опору
в другом.
Сложно адекватно идентифицировать и принять то, над чем ты не имеешь контроля; да и сам тот факт, что не имеешь никакого контроля над чем-то. Сложно принять статистический подход к собственным шансам на выживание и благополучие, ведь хочется гарантий, хотя еще О. Бендер говорил что-то там насчет полных гарантий.
Может быть, такое несовершенство мышления – это наследство от предков, которое наши потомки изживут, как атавизм? Ведь наши первобытные прародители были неспособны даже к такому мышлению, к какому способно большинство людей сейчас.
Тем более, что по ходу истории можно проследить, как менялись и усовершенствовались представления человека о «правилах игры», и можно предположить, что эта тенденция будет сохраняться и дальше.