Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Вопросы про гностицизм  (Прочитано 26164 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

богомил

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 34
  • Reputation Power: 0
  • богомил has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.monotheism.narod.ru/gnosticism.htm
Вопросы про гностицизм
« Ответ #91 : 02 пЭТРап 2006, 14:56:25 »
Нежная привязанность кандидата наук Карпицкого к либеральным "ценностям" - это диагноз и даже приговор. Не может в наше время серьёзный учёный, а тем более в России, быть либералом. Этой же привязанностью, кстати, обусловлено появление на авансцене незаслуженно незабытых мыслителей прошлого - Булгакова и Белибердяева.

Гностицизм нуждается в серьёзном изучении, а не в мифологизации и не в глубокомысленном повторении сентенций даже таких китов как Болотов и Лосев. Тем более попытка Карпицкого выглядит посто забавной. Здесь нельзя не согласиться с резко критическим отзывом А. В. Дьякова о его творчестве.

Ещё раз повторю, что предлагал повеселиться! :)   :)   :)

Что до коммунизма, то он является вполне заслуженным и промыслительным возмездием за угнетение и рабство. Напомню, что последние выкупные платежи за освобождение от крепостной зависимости крестьяне должны были внести в ноябре 1937 года. Не худо бы нынешним "хозяевам жизни" почаще вспоминать об этом.

И ещё - единственной тоталитарной сектой в нашей стране является нагло попирающая законодательство об отделении церкви от государства Русская Православная Церковь (Московского Патриархата).
Benedicite, parcite nobis!

Василий Валентинов

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 1
  • Reputation Power: 0
  • Василий Валентинов has no influence.
    • Просмотр профиля
Вопросы про гностицизм
« Ответ #90 : 30 ФХЪРСап 2005, 23:19:47 »
Цитата: "мухомор"
Цитата: "Карпицкий"
Можно смело отнести коммунистическую идеологию к дуалистическим ересям манихейского типа. Генеалогия этих ересей такова: манихейство - павликианство - богомильство - альбигойство - коммунизм - фашизм.


Коммунизм здесь всё-таки "притянут за уши". И неплохо бы уточнить, что автор подразумевает под словом "фашизм".


Основные идеи коммунизма – классовая борьба изначально присуще истории, но приносит страдания. Это имманентное истории зло, и выход - в снятии истории. Отсюда возникает атеистический вариант религиозного дуализма добра и зла – коммунизм (Н.Бердяев, С.Булгаков). Гностицизм тоже является разновидностью религиозного дуализма. Как и всякий религиозный дуализм, гностицизм изолирует человека от мира, который начинает пониматься как зло. Гностик уходит в свои фантазии и совершенно равнодушен к окружающему. Мир для него – всего лишь разлагающийся труп, лишенный смысла, и его надо оставить. Общим между коммунизмом и гностицизмом является объявление мира злом и, в связи с этим, утрата моральных ориентиров, эсхатологическое снятие истории, вера, что особого рода знание изменит реальность и спасет избранных (пневматиков или пролетариев). Однако Карпицкий утверждает, что коммунизм – это дуализм иного типа, так как носит воинствующий характер и нуждается в своих последователях. В отличие от этого гностики были равнодушны к широкой проповеди и никакой социальной активности не проявляли. Если коммунист не только интеллектуально, но, прежде всего, эмоционально противостоит враждебному ему миру, то у гностика эмоциональная сфера атрофирована и он довольствуется исключительно своими интеллектуальными фантазиями. При освобождении от коммунистической идеологии дуалистическая установка сохраняется. Именно она питает возникающие тоталитарные секты и нынешний государственный курс, превративший Россию в самую большую на данный момент тоталитарную секту.

мухомор

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Reputation Power: 0
  • мухомор has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://kenoma.chat.ru
Re: Повеселимся!
« Ответ #89 : 29 ФХЪРСап 2005, 22:24:12 »
Цитата: "богомил"
Заголовок: Повеселимся!


А, понял, это была шутка.

мухомор

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Reputation Power: 0
  • мухомор has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://kenoma.chat.ru
Вопросы про гностицизм
« Ответ #88 : 29 ФХЪРСап 2005, 22:18:03 »
Цитата: "Карпицкий"
Можно смело отнести коммунистическую идеологию к дуалистическим ересям манихейского типа. Генеалогия этих ересей такова: манихейство - павликианство - богомильство - альбигойство - коммунизм - фашизм.


Коммунизм здесь всё-таки "притянут за уши". И неплохо бы уточнить, что автор подразумевает под словом "фашизм".

богомил

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 34
  • Reputation Power: 0
  • богомил has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.monotheism.narod.ru/gnosticism.htm
Вопросы про гностицизм
« Ответ #87 : 29 ФХЪРСап 2005, 18:26:12 »
Цитата: "ФишЪ"
... Богомил, скажите - Вы молитесь?!


Да.
Benedicite, parcite nobis!

богомил

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 34
  • Reputation Power: 0
  • богомил has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.monotheism.narod.ru/gnosticism.htm
Вопросы про гностицизм
« Ответ #86 : 29 ФХЪРСап 2005, 18:24:07 »
Цитата: "ариософ"
Уверен, что корни гностического мировоззрения нужно искать глубже и шире палестинского контекста.


Корни гнозиса следует искать "на небе".

Я имел в виду конкретное историческое воплощение вечной идеи.
Benedicite, parcite nobis!

богомил

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 34
  • Reputation Power: 0
  • богомил has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.monotheism.narod.ru/gnosticism.htm
Повеселимся!
« Ответ #85 : 29 ФХЪРСап 2005, 18:21:28 »
А. В. Дьяков "Гностицизм и маргинализм: продолжение традиции или паразитирование"

http://diakoff.kurskzerno.ru/marginal.htm

Цитаты:

Цитировать
Если вы не пожалеете времени и посмотрите некоторые маргинальные сайты сети Интернет, вы легко сможете убедиться в том, что наивное мифотворчество, всегда возникающее при соприкосновении неинформированности с любопытством, в наше время переживает очередной расцвет. Изучая проблемы гностицизма, мы, разумеется, поинтересовалися, как выглядит эта религиозно-философская спекуляция в глазах современного маргинала...

О гностиках узнают из эссе Х. Л. Борхеса или же от Е. П. Блаватской. Затем читают монографию М. К. Трофимовой и/или перевод "Гностической религии" Ганса Ионаса. Самые просвещенные обращаются к классическому труду М. Э. Поснова. На этом образование "гностика", как правило, заканчивается...

Судя по содержанию монографии "Гностицизм и русская философия" почтеннейший А. В. Дьяков пишет о себе.  

Николай Карпицкий "Коммунизм в системе типизации дуалистических ересей"

http://tvfi.narod.ru/eresi1.htm
Цитата:
Цитировать
Можно смело отнести коммунистическую идеологию к дуалистическим ересям манихейского типа. Генеалогия этих ересей такова: манихейство - павликианство - богомильство - альбигойство - коммунизм - фашизм.
Benedicite, parcite nobis!

ариософ

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 18
  • Reputation Power: 0
  • ариософ has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.navi.inc.ru
Вопросы про гностицизм
« Ответ #84 : 29 ФХЪРСап 2005, 03:14:01 »
Цитата: "богомил"

Дуализм (то есть то, что принято называть "гностицизмом") зародился в Палестине как протестное религиозное движение.


Уверен, что корни гностического мировоззрения нужно искать глубже и шире палестинского контекста.

ариософ

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 18
  • Reputation Power: 0
  • ариософ has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.navi.inc.ru
Вопросы про гностицизм
« Ответ #83 : 29 ФХЪРСап 2005, 03:11:27 »
Цитата: "ФишЪ"
Видно, что вы, господа, давно не молились!

Честно сказать, не молился и не буду. Гимнические обращения и призывания, полагаю, не в счёт.

paramariba

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 586
  • Reputation Power: 0
  • paramariba has no influence.
    • Просмотр профиля
Вопросы про гностицизм
« Ответ #82 : 27 ФХЪРСап 2005, 19:08:43 »
Цитата: "мухомор"
Цитата: "paramariba"
не думайте, что Вы зрите истину, в то время, как другие слепо шарашутся в потемках. На мой взгляд, Вы держите какую-то уж не самую лучшую часть слона за него самого.


:D А если предположить, что "слон" только из этих частей и состоит? Остальное - самообман :)

Да. Мы можем узнать в чем-то только то, что есть в нас, что нам знакомо. Есть это в нас – мы узнаем, а если нет, мы можем даже не заметить и не предположить. Часто, если мы что-то в себе имеем, но почему-то не принимаем это, то мы это же не принимаем и во всем другом. Отсюда следует, что нужно узнавать себя и не прятать себя от себя. Это настоящий самообман.
--------------

ФишЪ

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 204
  • Reputation Power: 0
  • ФишЪ has no influence.
    • Просмотр профиля
Вопросы про гностицизм
« Ответ #81 : 27 ФХЪРСап 2005, 15:29:18 »
Цитата: "мухомор"
Если следовать Вашей логике, то научные теории нам тоже не нужны, ведь это лишь "домыслы". Но наука для того и существует, чтобы с помощью "умозрительных конструкций" решать какие-то прикладные задачи. Если с помощью одной теории не получается объяснить и предсказать процессы в материальном мире, то она отвергается и на вооружение берётся другая теория....

О, умнейшие из умнейших! Простите, что вмешиваюсь в вашу беседу, но не могу не разместить среди бриллиантов ваших острых слов одну кукурузинку из слов старого дервиша, переведенных неким Державиным Владимиром:

Спор грамматика с кормчим

Однажды на корабль грамматик сел ученый,
И кормчего спросил сей муж самовлюбленный:

"Читал ты синтаксис?" - "Нет", - кормчий отвечал.
"Полжизни жил ты зря!" - ученый муж сказал.

Обижен тяжело был кормчий тот достойный,
Но только промолчал и вид хранил спокойный.

Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл,
И кормчий бледного грамматика спросил:

"Учился плавать ты?" Тот в трепете великом
Сказал: "Нет, о мудрец совета, добрый ликом!"

"Увы, ученый муж! - промолвил мореход. -
Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идет!"


От себя добавлю, что перевод, конечно же, оставляет желать лучшего в деталях, но в целом достаточно для того, чтобы понять намек Мастера! :lol:
Салам!

ФишЪ

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 204
  • Reputation Power: 0
  • ФишЪ has no influence.
    • Просмотр профиля
Вопросы про гностицизм
« Ответ #80 : 27 ФХЪРСап 2005, 15:16:36 »
Цитата: "богомил"
Ещё и лучше, если я ошибся.

Ёмаё! Никак консенсус?!  :lol:
Отбросим шелуху терминов.... Богомил, скажите - Вы молитесь?!  :wink:
Салам!

богомил

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 34
  • Reputation Power: 0
  • богомил has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.monotheism.narod.ru/gnosticism.htm
Вопросы про гностицизм
« Ответ #79 : 27 ФХЪРСап 2005, 15:04:24 »
Цитата: "ФишЪ"
как это Вы догадались о том, что я понял Ваши слова не правильно?!


Ещё и лучше, если я ошибся.
Benedicite, parcite nobis!

богомил

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 34
  • Reputation Power: 0
  • богомил has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://www.monotheism.narod.ru/gnosticism.htm
Вопросы про гностицизм
« Ответ #78 : 27 ФХЪРСап 2005, 14:58:51 »
Цитата: "ариософ"
Цитата: "богомил"

 проблема, точно не имеющая отношения ни к афинской Академии, ни, тем более, к иерусалимскому Храму.


Однако, имеющая отношение к орфизму и иранскому "дуализму".


Дуализм (то есть то, что принято называть "гностицизмом") зародился в Палестине как протестное религиозное движение. Нельзя исключить, что первоначально протест был направлен только против социального угнетения и "нечестивых" жрецов иерусалимского храма, но духовные явления развиваются по своим законам, и скоро критика оказалась направлена против Торы и божества Торы.


Отметим сразу, что новый, палестинский дуализм настолько отличен от классической иранской модели, что утверждение о заимствовании представляется более чем сомнительным, равно как и стремление блаженного Мани Хайа, радикального "палестинского" дуалиста, включить Зороастра в число своих идейных предшественников.
Benedicite, parcite nobis!

мухомор

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 238
  • Reputation Power: 0
  • мухомор has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://kenoma.chat.ru
Вопросы про гностицизм
« Ответ #77 : 27 ФХЪРСап 2005, 14:57:33 »
Цитата: "paramariba"
Уточняю и добавляю: Что иное Вы или гностики знаете? ... если Ваша позиция и Ваш гностицизм базируется только на предположениях, о чем Вы последнее время не забываете постоянно упоминать, то объясните, как можно серьезно строить на мифах и предположениях свое мировоззрение и фундамент для своих внешних проявлений? ... О реальности может свидетельствовать только метафизическое восприятие и мистический опыт. А, насколько мне известно из книжек, аутентичный мистический опыт обычно свидетельствует о Единобытие. То есть без разделения на Демиургов, другие эоны и прочие множества. ... В общем, еще раз повторю, думаю, что строить свои позиции на предположениях не очень здраво.

Реальность – это не что-то вне этого мира или вне бытия. То, что я чувствую рукой или ногой – это реально. В моих внутренних ощущениях, мои страдания – это реально, мои радости – это реально. Мои домыслы, почему то-то и то-то так-то – это не всегда реально. Это мне нужно помнить. Любые мои картины мира, мои воззрения на устройство его и на то, кто его создал и почему – это не реально. Реальность нельзя домыслить, нельзя подделать. Лучше иметь дело с тем, что близко и реально. Близко мое тело и мой внутренний мир. О другом можно говорить с оговоркой, что это предположения. К словам мертвецов нужно относиться с подозрением, какие бы они ни были авторитетные. Все я должен проверять на своем опыте. Я не должен заморачиваться и выстраивать свои отношения на базе предположений. Если я имею какую-то идею, то я буду видеть отражение этой идеи во всех окружающих явлениях. Или я что-нибудь незаметно для себя домыслю. Такова работа фильтров сознания. ... И наше крайне негативное отношение к чему-то - результат работы фильтров сознания. И наша слепая вера и ее подтверждение во внешних знаках - результат настройки фильтров сознания.


Если следовать Вашей логике, то научные теории нам тоже не нужны, ведь это лишь "домыслы". Но наука для того и существует, чтобы с помощью "умозрительных конструкций" решать какие-то прикладные задачи. Если с помощью одной теории не получается объяснить и предсказать процессы в материальном мире, то она отвергается и на вооружение берётся другая теория.

То же самое можно сказать о религиозных системах. Только здесь решаются не прикладные задачи, а даются ответы на главные вопросы: "откуда мы, куда мы идем, и что мы должны делать с нашими жизнями" (Евангелие Иуды). И точно так же, если религиозная система плохо объясняет окружающий мир, если имеются явные несоответствия между ней и реальным положением вещей, если она полна внутренних противоречий, то она должна быть отвергнута. По-моему, гностическое мировоззрение в его основных положениях (частности можно дорабатывать и пересматривать) очень хорошо всё объясняет; поэтому имеет смысл использовать его как фундамент для своих внешних проявлений.

Никто не спорит, что любая религиозная система - это лишь приблизительное описание реальности. Но ведь это не означает, что они полностью ложны, что нужно совсем от них отказаться, и просто "воспринимать и не заморачиваться". Все религиозные системы можно упорядочить по уровням: какие-то будут ближе к истине, какие-то дальше. А просто сказать "на всё воля Аллаха" - значит ничего не сказать; такое знание бесполезно.
 
Цитата: "paramariba"
Чем не устраивает гностиков высказывание Иисуса о том, что нужно отдавать каждому свое?
Это было сказано в другом контексте и по-другому поводу. Его "книжники" хотели спровоцировать на антиримские высказывания.

Цитата: "paramariba"
Добавлю. Откуда данные о совершенном мире, если они есть? ...
Боже упаси Вас всерьез принимать гностицизм, как путь к истине в которой открывается реальность. О реальности может свидетельствовать только метафизическое восприятие и мистический опыт. А, насколько мне известно из книжек, аутентичный мистический опыт обычно свидетельствует о Единобытие. То есть без разделения на Демиургов, другие эоны и прочие множества. ... В этом мире наше внутреннее выстраивает наше внешнее ... Существует немало описаний мистических прозрений, наполненных сценами страшного суда, всяческих чертей, змеев и других страшилок. Один из примеров – это Тибетская Книга Мертвых, где человек после смерти встречается со всеми своими страхами в полный рост. Немало свидетельств и совершенно очевидно являющихся компиляцией из твердо усвоенных канонов или основанных на обычных психопатических расстройствах.


И кто ставит на мистический опыт печать "аутентичности"? Я могу всё повернуть по-другому: у людей, которые много говорят о Единобытии, развиваются психические расстройства, которые и являются источником "единобытийного" мистического опыта.
Могу сказать о себе. Когда я ещё ничего не знал о гностицизме, у меня такой опыт был, была возможность заглянуть с "черного хода". Впоследствии, когда я начал серьезно интересоваться гностицизмом, то убедился, что именно это мировоззрение лучше всего объясняет тот опыт.

Цитата: "paramariba"
не думайте, что Вы зрите истину, в то время, как другие слепо шарашутся в потемках. На мой взгляд, Вы держите какую-то уж не самую лучшую часть слона за него самого.


:D А если предположить, что "слон" только из этих частей и состоит? Остальное - самообман :)

Цитата: "paramariba"
Неплохой вариант, на фоне бессилия решить непостижимую задачу богопонимания, выделить из Единого некую сущность и наложить на него ответственность. А истинный Бог тут не причем, Он вообще не отсюда и не всесилен. И все чудесно. ...не встань вопрос теодицеи, возникла бы надобность в подобном дуализме?


Конечно чудесно! Всё отлично объясняется, и нет проблем с теодицией. Никакого сравнения с традиционными авраамическими религиями.

Цитата: "paramariba"
Еще известно, что на пути к этому постижению действительно существует насколько этапов, один из которых связан с очищением и характеризуется чувством потерянности, отверженности, отделенности от Бога, острым переживанием мерзости окружающей действительности и т.д. На этом этапе человек действительно готов цепляться за любые теории, позволяющие ему найти равновесие и обрести относительный покой и стабильность. Полагаю, особенно остра ситуация может быть, когда обрушается нечто, во что человек долго и свято верил.


Да, я слышал, что есть такая "стоянка" (макам). Но Вы опять пытаетесь представить суфийские взгляды как истину в последней инстанции. Я например, не считаю, что эта стоянка "промежуточная" на пути к каким-то более высоким состояниям. По-моему, она окончательная и единственно верная. Конечно, остро переживать не надо, но трезво смотреть на окружающую действительность - это полезно и правильно.

Цитата: "paramariba"
Итак, как я нашел в словаре, ГНОЗИС – это в широком смысле, ПОЗНАНИЕ. Правильно? Да. Значит познание подразумевает ПОГРУЖЕНИЕ в предмет познания. Нельзя познавать то, чего нет. Нельзя познавать то, в чем нет желания принимать участие. Нельзя познавать то, что ненавидишь. Сначала надо познать, а потом иметь уже отношение, любить или ненавидеть. Продолжу. Что является предметом в познании ГНОЗИСА? Мы собрались тут познавать гнозис или заниматься гнозисом? Или мы просто мимо проходили и голова у нас, чтобы ею говорить? Я думаю, что предметом у нас является этот мир, который дан во внутренних и внешних его разнообразных проявлениях. Это утверждение. Как же можно представить себе гнозис в условиях остро негативного отношения к миру со всеми его физическими, биологическими, социально-экономическими и психологическими законами? Разве можно изучать предмет, испытывая к нему глубокое отвращение? Истинный гнозис невозможен, когда нет погружения в мир. Или Вы принимаете мир и идете его изучать таким, каков он есть или Вы имейте о себе адекватное представление!


А разве мы не познаём мир? По-моему, мы и так в него "погружены", и уже можно сделать некоторые выводы о природе мира. "Иисус сказал: кто познал мир - тот нашёл труп, и мир недостоин его (познавшего)." (Евангелие от Фомы)

Цитата: "paramariba"
Пожалуй можно допустить такую ситуацию, когда идет полемика с другим подобным мифом, но в данном случае Вы однозначно ошиблись адресом. И не нужно высматривать у меня «монотеистические штампы». Я понятия не имею о монотеизме, а Вы совершенно очевидно опять базируетесь на предположениях и ведете бой со своей тенью.


Вы сами себе противоречите. В последующих сообщениях у Вас идёт изложение монотеистических взглядов, их суфийской версии:

Цитата: "paramariba"
Аллах или Всевышний бесконечен, а значит познавать Его в разных качествах можно бесконечно. И в Его качестве суровости тоже. Сколько людей столько и разнообразно познание. Каждый человек по-своему познает атрибут суровости.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100