На форуме "Темы шейха" обсуждался вопрос о противоречии между религией и фундаментальной наукой. Насколько я понял, подразумевается космогония, взгляд на мироустройство, а не прикладное использование. По мнению некоторых авторов, это противоречие видимое. Оно не более значительное, чем противоречие между разными религиями. Разные религии - разные двери в одну комнату. Поэтому чем больше дверей, тем лучше. "Множество путей спасение есть свидетельство милости Аллаха".
Например, Waiter ответил так:
"У меня такое видение ситуации: если наука честная, если ее методы эффективны, она открывает Реальность (в своих узких рамках, конечно) - поскольку нет ничего, кроме Реальности. Если же науке навязывать какие-то сторонние ограничения и правила, то будет больше вреда, чем пользы - будь то установки партийные или "духовно - традиционные". Ни у кого нет полного знания мира, никто не может заранее предсказать, куда наука должна двигаться, поэтому такие директивы только мешают науке..."
По этому поводу можно вспомнить книгу Рассела "От науки к религии". Цитирую одну содержательную рецензию на нее:
"Во время общения в Интернете я узнал, что многие люди, иногда даже дипломированные физики, не вполне понимают, в каком удивительном мире они сегодня живут с точки зрения теории Эйнштейна.
Теория Относительности первоначально возникла для объяснения феномена Майкельсона-Морли.
Если один автомобиль движется со скоростью девяносто километров в час, а второй со скоростью девяносто пять километров в час, то он движется относительно первого со скоростью пять километров в час. Это общеизвестно.
А скорость распространения света в вакууме приблизительно равна скорости триста тысяч километров в секунду. Поэтому разумно предположить, что если бы космический корабль удалялся от Земли со скоростью триста тысяч километров в секунду, то он смог бы догнать луч света от источника, оставшегося на Земле.
Однако, еще в начале двадцатого века американские ученые Альберт Майкельсон и Эдуард Морли разработали эксперимент, позволяющий обнаружить разницу в распространении света с точностью до двух миль в секунду. И оказалось: куда бы не двигался наблюдатель – в том же направлении, что и свет, или навстречу источнику света, скорость света оставалась неизменной.
Теория Относительности объясняет этот парадокс.
Люди привыкли считать время и пространство (расстояние между различными объектами) неизменными и фундаментальными величинами, относительно которых можно измерять остальные. Эйнштейн предположил, что фундаментальными величинами являются не они, а скорость распространения света в вакууме.
Его идею можно объяснить с помощью рисунка. Представьте отрезок длинной триста тысяч километров. Это расстояние, на которое луч света удалится от наблюдателя за секунду. Но если наблюдатель движетесь в том же направлении, то успеет за ту же секунду преодолеть, например, двести тысяч километров. Казалось бы, расстояние до конца светового луча теперь составляет всего сто тысяч километров. Но Эйнштейн этот остаток вновь разделил на триста тысяч делений, которые соответствуют субъективным километрам наблюдателя, летящего со скоростью двести тысяч километров в секунду. И замедлил субъективное время, за которое наблюдатель сможет преодолеть новые триста тысяч делений. Таким образом, конец воображаемого светового луча через секунду полета наблюдателя по-прежнему находится от него на расстоянии триста тысяч километров.
Формулы Эйнштейна, описывающие этот процесс, позволяют вычислить, что если наблюдатель движется относительно вас со скоростью 87 % от скорости света, то его часы будут идти в два раза медленнее ваших, и в два раза относительно вашего уменьшится его пространство.
Такое противоречит здравому смыслу. Но в данном случае ошибается здравый смысл. Опыты с парой сверхточных атомных часов, которые могут годами отсчитывать время с точности до доли секунды, подтвердили теорию Эйнштейна. Атомные часы, помещенные на космическом корабле, всегда отставали не несколько секунд по сравнению с часами, оставшимися на Земле. А эксперименты с субатомными частицами, движущимися со скоростями, близкими к скорости света, подтвердили: чем быстрее движение, тем больше сжимается пространство.
В принципе, эксперимент Майкельсона-Морли с самого начала доказал, что движение светового луча принципиально отличается от любого другого движения, поскольку картина не менялась при перемещении наблюдателя прочь от источника света, или навстречу световому лучу. Значит световой луч вообще не "перемещается" в привычном смысле слова. Возникнув, он начинает существовать в виде явления, несравнимого с обычным движением, на всем протяжении своей длинны, которая со временем просто увеличивается.
Поэтому каждый материальный объект, двигаясь в любом направлении, всегда догоняет свет. Но в таком случае весь привычный мир, состоящий из отдельных частиц, это материя, догоняющая свет. Достичь скорости света материальному объекту мешает недостаточный уровень энергии. А свет – энергия в чистом виде. Возможно, явление гравитации и эффект разбегания галактик можно объяснить с этой точки зрения.
По мере замедления времени и уменьшения пространства увеличивается масса всех материальных объектов относительно перемещающегося наблюдателя. При достижении скорости света, субъективное время наблюдателя останавливается, субъективное пространство исчезает, а субъективная масса материи стремится к бесконечности.
Вот почему скорость света называют предельной скоростью любого перемещения. При движении со скоростью света пространство, между отдельными объектами которого можно было бы перемещаться, попросту исчезает. Вместе с ним исчезает время, без которого невозможно любое изменение вообще. Понятие движения становится БЕССМЫСЛЕННЫМ.
Теорию Эйнштейна можно сравнить с переходом астрономии от геоцентрической системы к гелиоцентрической. Нашим предкам тоже казалось бесспорным, что Солнце и звезды движутся вокруг Земли, и никак иначе на этот процесс взглянуть невозможно. Пришло время осознать, что время, пространство и материя тоже не абсолютные величины.
Единственным абсолютным объектом во вселенной на сегодняшний день является свет.
Создается впечатление, что свет существует вне прошлого и будущего. Он существует ВСЕГДА и является началом любых координат. Тот самый свет, который мы ежедневно видим вокруг. Время, пространство и материя относительно любого ОБЛАДАЮЩЕГО СОЗНАНИЕМ наблюдателя ОСОЗНАЮТСЯ лишь до тех пор, пока скорость перемещения наблюдателя меньше скорости света.
Поневоле складывается впечатление, что весь материальный мир – нечто, ОТДЕЛЬНОЕ от света, ОСТАВШЕЕ от него. Однако, относительность самого движения подразумевает, что отставание происходит в какой-то другой, нефизической системе координат. Возможно, в системе координат человеческого СОЗНАНИЯ.
Получается, что в окружающей нас вселенной удивительным образом соседствуют две противоположности, которые можно образно назвать - свет и тьма. Тьма – это материя, существующая во времени и пространстве. А свет – удивительный источник энергии вне времени и пространства. Если материальный объект разогнать до скорости света, то он перестанет быть материальным объектом, исчезнет на нашем уровне и перейдет в состояние всеобъемлемости. Его масса превысит массу вселенной и все физические предметы, прежде существующие раздельно, станут частью его одного.
Таким образом, привычный мир, при отделении сознания наблюдателя от вездесущего света, действительно ВОЗНИКАЕТ из пустоты, как считали древние мистики. Бесконечно огромное – частный случай бесконечно малого, мгновение – частный случай вечности. И наоборот.
Свет не случайно издревле связывали с понятием божественного Абсолюта, источника не только биологической жизни, но и наблюдаемого человеком физического мира вообще..."
Извините, что перегрузил форум цитированием. :-) Но при желании можно вспомнить и принцип неопределенности Гейзенберга, для математического объяснения того, каким образом материальный мир возникает из "пустоты". :-)