Миф о грехопадении Адама это попытка объяснить, почему и каким образом человечество выбрало "неверную дорогу". В традиционно-религиозном толковании этой истории мы встречаемся с целым рядом неясных мест. Почему грех Адама должен был испортить жизнь всем людям? Разве не Бог сотворил Адама непослушным? Если дело в свободе выбора, откуда ей было взяться у наивной парочки в Раю? Короче говоря, куда смотрел Создатель?
В суфизме концепция немного другая: то, что называют грехопадением, это часть Божьего замысла.
"
Господь, в чьей власти было оградить Иосифа от свершения скверного поступка, мог не позволить Адаму вкусить от дерева. Но, поскольку мир должен был наполниться смятением, несчастьями и печалью, то что оставалось делать?"
<...>
"
Не думай, что Адам был изгнан из рая за то, что вкусил пшеницы. Бог сам хотел вывести его оттуда. Он не нарушил никаких заповедей. Заповеди Бога не были осквернены. Завтра Бог примет в Рай тысячи тысяч людей, которые совершили великие грехи. Разве стал бы он изгонять Адама из рая за один мелкий проступок?" Ахмад Самани. «Раух ал-арвах»Изгнание из Рая, с точки зрения Самани, - знак любви человека к Богу и Бога к человеку.
Была необходимость в том, чтобы Адам вышел из своего полуживотного состояния, вкусил с древа познания, стал "как боги".
Адам, согласно Корану, - наместник Бога, он меняет и полирует мир, чтобы тот стал зеркалом Реальности.
* * *
Статья У. Читтика «
Миф о грехопадении Адама» в работе Ахмада Самани «Раух ал-арвах» будет опубликована в следующем номере журнала
"Суфий".