Удовлетворенность. Она же счастье
Предлагается оценить использование этого универсального критерия, но главное предлагается попробовать его применить для оценки нашей жизнедеятельности.
Есть мы и есть мир. Вся наша деятельность в мире подчинена попыткам приспособиться к этому миру. Если эти попытки достаточно успешны, то это приносит удовлетворение. Ну и наоборот.
То есть получается, что для нас важно не получение результата, а состояние удовлетворения. Но удовольствие от полученного результата носят временный характер, а чаще цель просто маячат впереди, обещая принести это желанное удовольствие. Ну, а если работать напрямую с состоянием удовлетворения? То тогда можно сделать его перманентным и ни от чего не зависящим.
В нашем арсенале жизнедеятельности есть всего лишь два направления, стоящие внимания.
1. Изменение мира с помощью эмоций/интеллекта, то есть занятия изобретательством и творчеством, направленные на внешний мир.
2. Изменение своих способностей/возможностей с целью управления психикой. Этим занимается пробуждающееся сознание.
То и другое служит бОльшей приспособляемости к существованию. Оба пункта не должны противопоставляться друг друга.
Первый путь, попытки изменить мир своей психикой - путь ума и эмоций, изобретательства и творчества
Второй путь - путь контроля и управления своей психикой, путь развития целостности человека.
Путь осознанности помогает контролируемо вести и чувствовать себя в этом мире. И этот контроль может перерасти в новую стадию. Стадию Властелина своей судьбы.
Каких целей добивается человек, совершая разного рода телодвижения? Я имею в виду любые проявления человеческой деятельности.
Цель у него только одна. Испытывать удовлетворение от своей деятельности. Будет ли это научное изучение мира, или творческие проявления, еда, или секс. Даже если мы выполняем то, что нам не нравится, то за этой деятельностью стоит цель получить это удовлетворение в будущем.
Четверопутчики пошли самым коротким путем. Они ищут удовлетворение в самом существовании. То есть такие люди перестают быть зависимыми от внешнего мира. Они становятся свободными. А найти таким способом его, это удовлетворение, можно только с помощью контроля над психикой
Возьмем для примера погруженного в исследования ученого.
Начнет такой фанат своей професии что-то изучать, решать какой-то вопрос. И ничего у него не получается. То есть полное неудовлетворение.
Или музыкант высшего уровня. Сыграл он на концерте, а аудитория не та, зевает, переговаривается. Никакого удовлетворения. Или, например, говорят про муки творчества, что никак не вяжется с удовлетворением.
Или любителя и ценителя природы возьмем. Находит он удовлетворение от происходящего с природой? Видимо нет.
С четверопучиком такого произойти не может. Он не зависим от целей и результатов достижения этихцелей. Их вообще у него нет. Сам процесс осознания приносит ему удовлетворение высочайшего качества.
Мы не творим мир своим сознанием «на стенках пузыря восприятия». Мы к нему скорее приспосабливаемся. Тогда как мир, как вещь в себе, непознаваем.
Приспособление может быть разной степени. Критерий приспособленности - удовлетворенность, или ее отсутствие.
Удовлетворенность следует искать не в будущем, а в настоящем, в самом процессе проживания.
Любые результаты и жизненные достижения приедаются и перестают цениться. Если искать удовлетворенность вне себя, то нас постоянно будет преследовать ее отсутствие. Добились одного - сразу хочется чего-нибудь еще.
В чем суть идеи не привязанности к цели. Именно о ней, об этой не привязанности, я говорил, расписывая второй способ достижения удовлетворения с помощью пробудившегося сознания. А суть ее в состоянии осознанности.
В самом деле. Согласитесь, что если удовлетворение приносит сам процесс, то результат этой деятельности уже не важен.
С другой стороны. Если ставить цель научиться видению, познать другие миры, войти во второе и третье внимание, переделать этот мир, то наше настоящее положение дел может совершенно нас не удовлетворять.
И еще раз напомню слова ДХ:
- Ваша жизнь – это не жизнь вовсе. Ни один из вас понятия не имеет о радостях сознательного действия.
То есть мы видим, что ДХ согласен с моими мыслями. Он совершенно конкретно и недвусмысленно говорит о том же, что и я. Нагвалисту следует быть осознанным и находить удовлетворение и радость именно в этом, а не в попытках достичь каких-то целей в будущем.
Второй способ достижения удовлетворения от своей жизнедеятельности идет параллельно с темой смысла жизни. Поэтому стоит рассмотреть их одновременно. Кроме того идея смысла жизни является непременным и обобщающим атрибутом идеи всего мироустройства и нашего в нем существования.
Напомню, в чем заключаться суть смысла вообще. Смысл чего бы то ни было – это попытка придти к намеченной цели. То есть, если цель достигнута, то реализован и смысл. Ну и наоборот. Если цель по-прежнему маячит впереди, а шансы ее достижения стремятся к нулю, то подобную деятельность сложно назвать осмысленной.
Как выглядят с этой точки зрения стремление к третьему вниманию, с одной стороны, и реализованное осознанное состояние, о котором говорил ДХ, с другой? А выглядят они на разных полюсах шкалы удовлетворенности – раз, и два – реализованную осознанность можно назвать жизнью полной смысла, а что-либо другое – ее суррогатами, приносящими удовлетворение, но удовлетворение временное и в ограниченных областях нашей жизни. Например, человек нашел реализацию в работе, а в личной жизни полный абдраган. Или в работе все окей, а потом здоровье подвело и с работы выдавили. Осознанное же состояние ни в коей мере не зависит в своей удовлетворенности от чего-либо. То есть, это и есть полная и абсолютная свобода, к которой стремится человек. Мы перестаем быть зависимыми от чего-либо, помимо жизненно необходимого. Реализовать последнее в наше время не представляет больших проблем.