Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Почему так трудно помнить себя?  (Прочитано 74419 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Мочалин

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 475
  • Reputation Power: 0
  • Мочалин has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://cuctema.ru/awf
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #104 : 15 ЬРп 2006, 21:39:18 »
Цитата: "психоаналитик"


"Понимание собственной реальной ситуации", чтобы сформировать доминанту, должно глубоко потрясти человека, затронуть всю эмоциональную сферу, что, на мой взгляд, несколько проблематично. Надо очень сильно ужаснуться, чтобы начать жить только этим. Думаю, для многих людей факт того, что мы не помним себя (по Гурджиеву), не является проблемой, это норма нашей жизни. Гурджиев назвал это проблемой, но не обязательно всем соглашаться с такой мрачной интерпретацией естественного психологического факта. Лично мне эта "проблема" видится несколько надуманной. Именно так работает реклама лекарств или новых методов лечения: убедить людей, что они больны и что теперь есть спасение, создать комплекс и затем показать путь избавления.


Факт того, что мы не помним себя, является проблемой только для тех, у кого есть о чем помнить, и у кого есть потребность это помнить. Если вы забыли, в каком году была Куликовская битва, вряд ли это будет вас беспокоить - если только вы не на экзамене по истории. Если ваша механическая жизнь вас устраивает и вы не понимаете, что ей есть альтернатива - самовспоминание вам и вправду не нужно. Именно поэтому использование самовспоминания в психотерапии редко когда бывает оправданным - обычно людям нужно всего лишь научиться очередному навыку или набраться решимости совершить несколько правильных поступков.

Отличие психотерапии от гурджиевской работы и других подлинных традиций - в том, что в психотерапии вы переставляете мебель в одной комнате, а в гурджиевской работе вы пытаетесь открыть двери в другие комнаты.

Однако те, кто понимает, зачем им нужно самовспоминание, будут постоянно наталкиваться в своих попытках самовспоминания на то, что ему мешает или делает его невозможным. А большая часть нашей личности состоит как раз из таких вещей - к великому сожалению. Поэтому попытки самовспоминания как раз и приводят к видению своей реальной ситуации. Картина оказывается действительно ужасающей - но вовсе не для тех частей нас, которым самовспоминание, что называется, "по барабану". Некоторые из них, правда, для вида могут поужасаться, это еще один вид самоуспокоения - воображаемое страдание. Но правильное отношение к "ужасу ситуации" было бы в том, чтобы изыскивать способы как-то его исправить. Именно при таком отношении человек способен получить реальную помощь.

И здесь есть один аспект, который дает надежду - та часть в нас, которую мы пытаемся вспоминать - живая, и способна расти и развиваться - в отличие от мертвых механических частей, которые могут лишь своим весом приводить в движение другие механические части. И есть определенные условия, создание которых может дать ей возможность расти. Практика самовспоминания - одно из этих условий, но оно недостаточно без ряда других практик. Да и само самовспоминание не должно осуществляться хаотически.

Эта живая часть в нас имеет возможность по-настоящему любить, но она слишком мала и слаба, чтобы создать "доминанту". В этом проблема современного человека. Именно поэтому работа состоит в том, чтобы постепенно создавать условия для ее роста и развития. Всякие попытки создать мощную "доминанту", когда эта часть еще не выросла, только повредят ей.

Мочалин

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 475
  • Reputation Power: 0
  • Мочалин has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://cuctema.ru/awf
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #103 : 15 ЬРп 2006, 20:54:33 »
Цитата: "психоаналитик"


 Суфии цепляют за положительные эмоции, гурджиевцы - за отрицательные.



Не могу с этим согласиться. Гурджиевцы понимают, что к Любви нужно прийти. Ни один человек не станет идти по пути гурджиевской работы, если не почувствует, что есть что-то большее, чем его обычная жизнь. Именно на стремлении к этому большему строится работа.  

В реальную работу попадают те, кто видит в себе как стремление к высшему, так и препятствующие этому части себя. С этой ситуацией сталкивается каждый, у кого есть стремление к чему-то большему - находится ли он в рамках какой-либо традиции или просто чувствует ответственность за свою жизнь.

Проблема в том, что Гурджиев называл "самопокоем", или "злым богом" современных людей. Стремление к высшему встречает противодействие внутри нас - противодействие механических сил, которые могут действовать только так, как они действуют, и которые выдают свое действие за то, чего мы желаем. Самоуспокоение - одна из самых мощных таких сил, оно говорит нам: "Посмотри, все не так уж плохо, у тебя есть то-то и то-то, у тебя есть даже стремление к высшему, жизнь продолжается, ты ведь уже сделал усилие, ты можешь рассчитывать на результат, можно немного расслабиться и отдохнуть" - или "Сейчас твоя жизнь так тяжела, нельзя достичь всего сразу, у тебя столько дел, отложи свою работу на завтра, сейчас и так много забот".

Воображение - мощный вариант самоуспокоения - не так уж сложно надеть маску любви и восхищения всем живым и поверить в нее, тем более что окружающие люди готовы поверить вашей любви к ним - из своего собственного стремления к самоуспокоению.

Гурджиев и его ученики так жестко говорили о человеке именно потому, что возможности самоуспокоения в наше время безграничны - каждый может выбрать их на свой вкус и темперамент.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #102 : 15 ЬРп 2006, 17:39:14 »
Цитата: "SWAN"
Цитата: "Вадим"

То есть нужно найти психотехнолога, то бишь учителя, и отдаться его методе, то бишь пойти в его школу...
Что же мешает самому человеку формировать себе доминанту?


Ну и какого ты тут торчишь столько?

А мне вообще торчать по кайфу, я торчок старый 8)
Тут такое приятное общение...

Цитировать
Цитата: "Вадим"

Вот-вот, этот вопрос меня как раз и занимает...
Как помочь человеку стать и учителем самому себе и главным менеджером своей жизни...


Перестать его учить - устраивает?

Хм, интересная постановка вопроса!
Ты мне экзамен сдаешь, что ли?
Смотри, будешь так грубить, поставлю двойку... и оставлю на осень :roll:

Цитировать
А вообще скоро лето. На Алтае, говорят, хорошо...

Врут всё, сволочи!
 :lol:
А вообще-то человеку ТАМ хорошо, где он ЕСТЬ :wink:
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

SWAN

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 191
  • Reputation Power: 0
  • SWAN has no influence.
    • Просмотр профиля
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #101 : 13 ЬРп 2006, 20:07:00 »
Цитата: "Вадим"

То есть нужно найти психотехнолога, то бишь учителя, и отдаться его методе, то бишь пойти в его школу...
Что же мешает самому человеку формировать себе доминанту?


Ну и какого ты тут торчишь столько?

Цитата: "Вадим"

Вот-вот, этот вопрос меня как раз и занимает...
Как помочь человеку стать и учителем самому себе и главным менеджером своей жизни...


Перестать его учить - устраивает?

А вообще скоро лето. На Алтае, говорят, хорошо...
Пока

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #100 : 13 ЬРп 2006, 15:58:52 »
Цитата: "психоаналитик"
Вадим, спасибо за внимание к моим постам.

Внимание - вещь специфическая, вопрос - в какой мере человек является хозяином своего внимания. Вы моё внимание - привлекли, я его - уделил...
Так что сами виноваты 8)


Цитировать
Цитата: "Вадим"
Отсюда вопрос - как, зная принципы формирования доминанты, создать такую цель (задачу), чтобы самовспоминание столо доминирующим психическим процессом?


Я думаю, на этот вопрос лучше ответят представители конкретных учений, где уже много лет назад были разработаны соответствующие психотехнологии. Суть - в создании мощной потребности в чем-то, а достигается это каждый раз по-разному. Суфии цепляют за положительные эмоции, гурджиевцы - за отрицательные. И достигнуто это может быть, вероятно, только в рамках Школы, т.к. успех возможен при погружении в искусственно созданный контекст: окружение, книги, музыка, беседы, внушения, совместная деятельность и т.п.

То есть нужно найти психотехнолога, то бишь учителя, и отдаться его методе, то бишь пойти в его школу...
Что же мешает самому человеку формировать себе доминанту?
Цитировать
Цитировать
- Зачем вы пишете в форуме ЧП в такой ветке, как Трудности Самовспоминания? ...


Для меня вопрос о самовспоминании очень важен в контексте моей работы как психотерапевта. Я изучал эту идею в различных учениях, сравнивая и находя сильные и слабые стороны. В результате пришел к некоторым выводам, о которых частично написал выше. Многое из того, что мне удалось узнать, я использую в психотерапии для повышения осознаности своих клиентов, а также своей собственной.

Мы с вами, некоторым образом, коллеги. Я также усматриваю самую близкую связь психотерапии и возвращения человеку самоосознания... Не находите ли вы, что лучший способ делать людей более осознанными - это обращать их внимание на то, как они перекладывают ответственность за себя на других? И как в этом контексте соотносятся самостоятельная работа и поиск школы?

Цитировать
Школьных учителей и менеджеров учат, что есть отрицательная и положительная мотивация, но успех будет тем выше, чем активнее удастся задействовать последнюю.

Вот-вот, этот вопрос меня как раз и занимает...
Как помочь человеку стать и учителем самому себе и главным менеджером своей жизни...
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

R&Co

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1426
  • Reputation Power: 0
  • R&Co is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #99 : 13 ЬРп 2006, 15:12:16 »
Цитата: "психоаналитик"
... Суть - в создании мощной потребности в чем-то, а достигается это каждый раз по-разному. Суфии цепляют за положительные эмоции, гурджиевцы - за отрицательные...

Я бы не сводил Суть к потребности или эмоции. Любовь к Богу это не эмоция. Это скорее "резонансное (беспредельное) напряжение" всех центров человека. Оно является необходимой основой Понимания, Знания, Бытия. А может привести фанатизму, безумию и т.п., если в "огне напряжения" сгорает сама Любовь.
Время место люди...

SWAN

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 191
  • Reputation Power: 0
  • SWAN has no influence.
    • Просмотр профиля
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #98 : 12 ЬРп 2006, 19:39:22 »
А ты попробуй продать им первую!
Пока

психоаналитик

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 78
  • Reputation Power: 0
  • психоаналитик has no influence.
    • Просмотр профиля
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #97 : 12 ЬРп 2006, 18:26:32 »
Вадим, спасибо за внимание к моим постам.


Цитата: "Вадим"
Отсюда вопрос - как, зная принципы формирования доминанты, создать такую цель (задачу), чтобы самовспоминание столо доминирующим психическим процессом?


Я думаю, на этот вопрос лучше ответят представители конкретных учений, где уже много лет назад были разработаны соответствующие психотехнологии. Суть - в создании мощной потребности в чем-то, а достигается это каждый раз по-разному. Суфии цепляют за положительные эмоции, гурджиевцы - за отрицательные. И достигнуто это может быть, вероятно, только в рамках Школы, т.к. успех возможен при погружении в искусственно созданный контекст: окружение, книги, музыка, беседы, внушения, совместная деятельность и т.п.

Цитировать
- Зачем вы пишете в форуме ЧП в такой ветке, как Трудности Самовспоминания? Ваш интерес чисто академический, или вы хотите помочь разобраться в вопросе тем, для кого проблема самовспоминания не является отвлеченной?


Для меня вопрос о самовспоминании очень важен в контексте моей работы как психотерапевта. Я изучал эту идею в различных учениях, сравнивая и находя сильные и слабые стороны. В результате пришел к некоторым выводам, о которых частично написал выше. Многое из того, что мне удалось узнать, я использую в психотерапии для повышения осознаности своих клиентов, а также своей собственной.

Цитата: "психоаналитик"
..В целом "притяжение к..." представляется мне более эффективным, чем "убегание от..."


Цитата: "Вадим"
А уж как может быть эффективно их сочетание  :roll:


Отличная мысль, Вадим! Вероятно, и тот, и другой фактор присутствуют в жизни идущих по Пути, и вопрос скорее в акцентах, соотношениях того и другого. Школьных учителей и менеджеров учат, что есть отрицательная и положительная мотивация, но успех будет тем выше, чем активнее удастся задействовать последнюю.

Вадим

  • Если вы знаете, как вы делаете то, что вы делаете - вы можете делать то, что вы хотите
  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3604
  • Reputation Power: 30
  • Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.Вадим is working their way up.
  • Шутки в сторону - речь идёт о нашей жизни!
    • Просмотр профиля
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #96 : 12 ЬРп 2006, 14:28:12 »
Цитата: "психоаналитик"
Хочу поблагодарить Мочалина за разъяснение некоторых тонкостей в понимании практики "самовспоминания" в ЧП.

Присоединяюсь к вам. Мочалин действительно выдал хорошие посты!

Цитировать
...В данном случае мой вывод основан на простом феномене, открытом А.А.Ухтомским - принципе доминанты головного мозга, которая, как известно, активно подавляет любые другие отвлекающие желания и потребности человека, тем самым позволяя ему без труда концентрироваться на чем-то одном.

Здесь вы, на мой взгляд, оказываетесь едины с wayter`ом:
Цитировать
wayter писал(а):
Можно предположить, что одна из причин, почему помнить себя так трудно, в том, что самовспоминание, как форма осознанности, предполагает наличие некой задачи. А чисто волевое усилие помнить себя такой задачи не содержит. Поэтому в психике не включаются соответствующие механизмы, обеспечивающие осознанность, нет энергии, которая помогала бы поддерживать самовспоминание.

Отсюда вопрос - как, зная принципы формирования доминанты, создать такую цель (задачу), чтобы самовспоминание столо доминирующим психическим процессом?
Цитировать
"Понимание собственной реальной ситуации", чтобы сформировать доминанту, должно глубоко потрясти человека, затронуть всю эмоциональную сферу, что, на мой взгляд, несколько проблематично. Надо очень сильно ужаснуться, чтобы начать жить только этим.

Да, тут вы в самую точку попали.
Знаете, лично у меня был период, когда я просто не способен был воспринимать окружающих меня людей - "Как они могут спокойно жить, заниматься своими делами, воевать или сидеть в кафе, когда их жизнь есть ни что иное как фантом, который грезится им... Как они могут даже не пытаться сделать хоть что-нибудь, чтобы ситуация изменилась, чтобы у них появился шанс НАЧАТЬ БЫТЬ..."
Сейчас-то я конечно успокоился... взгляд на "нормального" человека уже не вызывает у меня ни шока, ни недоумения... но у меня один вопрос лично к вам:
 - Зачем вы пишете в форуме ЧП в такой ветке, как Трудности Самовспоминания? Ваш интерес чисто академический, или вы хотите помочь разобраться в вопросе тем, для кого проблема самовспоминания не является отвлеченной?
Цитата: "Мочалин"
Одно из определений самовспоминания (данное, если не ошибаюсь, Успенским или Николлом) говорит о том, что самовспоминание - это память о цели. Насколько эта память присутствует, будет зависеть от понимания.

Это верно, но этого мало.
В принципе, каждый раз, когда человек преодолевает механический ассоциативный процесс для того, чтобы вернуться к той цели (не важно какой), которую он себе поставил - он самовспоминает. Отдельные индивидуумы способны даже стать №5, то есть кристаллизоваться, нов этом никакой пользы, окромя вреда не будет... вспомним деятелей типа Александра Македонского...
Для правильной кристаллизации нужна не просто память о цели, а память о цели Работы. А цель Работы состоит в том, чтобы человек начал быть.

Цитата: "психоаналитик"
Наиболее очевиден пример влюбленности. Психологи хорошо знают, что одна из самых трудных для излечения зависимостей - это зависимость любовная, не всякий врач даже берется ее лечить. Любить и не помнить об объекте любви невозможно.

А вот здесь как раз и есть та почва, из которой произрастают и суфизм, и гурживская работа...  У человека уже должен быть опыт Любви, чтобы он смог "осознать ужас ситуации" и не просто понять, но принять его к практическому руководству в своей жизни... и только осознание этого "ужаса" способно дать силы для "любовного Служения" и "практики Единства" (о которых вы пишете).
Цитировать
...В целом "притяжение к..." представляется мне более эффективным, чем "убегание от..."

А уж как может быть эффективно их сочетание  :roll:
Вот только вам это зачем?... простите, что снова я со всоим вопросом...
«Гурджиев говорил, что функции нашего разума... схожи с пищеварительной функцией. Мы все употребляем одни и те же продукты... однако растем все по-разному...
Обучение — это в точности то же самое. Когда вы чему-то учитесь, вы либо можете это переварить, либо нет.»
(Моше Фельденкрайз)

R&Co

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1426
  • Reputation Power: 0
  • R&Co is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #95 : 12 ЬРп 2006, 06:37:51 »
Цитата: "психоаналитик"
Хочу поблагодарить Мочалина за разъяснение некоторых тонкостей в понимании практики "самовспоминания" в ЧП.

Явно отрыв от стиля форумного общения - благодарить собеседника за потраченное время... 8)  8)  8)

Цитата: "психоаналитик"
...Мир системен и всё влияет на всё, но я не вижу в этом проблемы :).

Вопрос в том, чтобы контролировать это влияние. Оно стало опредляющим для личности - и личность исчезла, потерялась растворилась - стала винтиком в машине цивилизации... :cry:

Цитата: "психоаналитик"
.... любовное Служение и практика Единства кажутся более мощными и естественными, чем Работа и трение. Впрочем, напоминаю, что это частное мнение стороннего наблюдателя, никоим образом не претендующее на истину... Я далек от мысли противопоставлять эти два замечательных учения и мое мнение касается лишь конкретного вопроса, вынесенного в название этой ветки.

Суфизм мне кажется на много шире и глубже "теории" ГИГа и его последователей. Он НЕ привязан и НЕ механистичен...
ГИГ похоже пытался идеи Суфизма сделать составной частью Мира (интересно, а как Целое сделать частью...Базара :)  )
Время место люди...

психоаналитик

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 78
  • Reputation Power: 0
  • психоаналитик has no influence.
    • Просмотр профиля
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #94 : 11 ЬРп 2006, 20:21:09 »
Хочу поблагодарить Мочалина за разъяснение некоторых тонкостей в понимании практики "самовспоминания" в ЧП.

Сделаю небольшую ремарку относительно "рекламного проспекта" по суфизму. Я далек от того, чтобы давать чему бы то ни было рекламу, поскольку сам не занимаюсь ни ЧП, ни суфизмом и ни в коей мере не являюсь апологетом суфизма. В этом смысле мой взгляд - это взгляд стороннего наблюдателя, делающего выводы на основе той информации по обеим системам, которой располагаю. В данном случае мой вывод основан на простом феномене, открытом А.А.Ухтомским - принципе доминанты головного мозга, которая, как известно, активно подавляет любые другие отвлекающие желания и потребности человека, тем самым позволяя ему без труда концентрироваться на чем-то одном. Наиболее очевиден пример влюбленности. Психологи хорошо знают, что одна из самых трудных для излечения зависимостей - это зависимость любовная, не всякий врач даже берется ее лечить. Любить и не помнить об объекте любви невозможно.

"Понимание собственной реальной ситуации", чтобы сформировать доминанту, должно глубоко потрясти человека, затронуть всю эмоциональную сферу, что, на мой взгляд, несколько проблематично. Надо очень сильно ужаснуться, чтобы начать жить только этим. Думаю, для многих людей факт того, что мы не помним себя (по Гурджиеву), не является проблемой, это норма нашей жизни. Гурджиев назвал это проблемой, но не обязательно всем соглашаться с такой мрачной интерпретацией естественного психологического факта. Лично мне эта "проблема" видится несколько надуманной. Именно так работает реклама лекарств или новых методов лечения: убедить людей, что они больны и что теперь есть спасение, создать комплекс и затем показать путь избавления.

У нас есть рефлексивное сознание, мы способны, в отличие от животных, управлять своей жизнью, расти, творить и добиваться счастья. Конечно, Гурджиев убеждал, что мы не можем делать ничего и являемся лишь результатом влияний, но мне это представляется несколько преувеличенным. Мир системен и всё влияет на всё, но я не вижу в этом проблемы :). Т.е. меня, например, трудно напугать теми вещами, о которых говорил ГИГ. Он, кстати, косвенно соглашался с тем, что так напугаться могут весьма немногие, когда говорил об очень узком круге тех, кому дано "спастись".

С любовью (в суфийском понимании) тоже не всё так просто, поскольку не всегда и не со всяким она может случиться. Здесь многое зависит от совпадения психотипов ученика и Учителя, от их внутреннего резонанса. Однако Учителей много, и ищущий потенциально имеет шансы встретить того, кто пробудит в нем любовь.

В целом "притяжение к..." представляется мне более эффективным, чем "убегание от...", любовное Служение и практика Единства кажутся более мощными и естественными, чем Работа и трение. Впрочем, напоминаю, что это частное мнение стороннего наблюдателя, никоим образом не претендующее на истину. Я далек от мысли противопоставлять эти два замечательных учения и мое мнение касается лишь конкретного вопроса, вынесенного в название этой ветки.

Мочалин

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 475
  • Reputation Power: 0
  • Мочалин has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://cuctema.ru/awf
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #93 : 11 ЬРп 2006, 16:08:10 »
Цитата: "психоаналитик"
Мне представляется важным разделять понятия "самонаблюдение" (интроспекция) и "самовспоминание".

Самонаблюдение есть способ познания своей психики, изучения субъективного внутреннего опыта. Коротко скажу, что способ этот крайне ненадежный и тупиковый, как показывает история психологии.



История психологии проглядела тот факт, что человек не помнит себя. Стоит ли доверять такой психологии?

Интроспекция (термин психологии сознания) и самонаблюдение (термин гурджиевской работы) обозначают разные вещи. Самонаблюдение - это практика, направленная на выяснение собственной внутренней ситуации в определенных ее аспектах - как правило, но не всегда - для определения того, что мешает и что помогает повышению уровня сознания.

Цитата: "психоаналитик"

Самовспоминание как способность присутствия в "здесь и сейчас" - важная составляющая здорового восприятия мира.


Если это рассматривать так, то все мы тяжело больны. И это действительно так.

Цитата: "психоаналитик"

Трудностей здесь несколько.

1. Поле сознания характеризуется огромным разнообразием содержания. Тут и зрительные образы, и слуховые впечатления, и эмоциональные состояния, и мысли, воспоминания, желания. При этом сознание почти непрерывно движется, содержание сознания перемещается из фокуса на периферию и обратно, многие процессы происходят непроизвольно и т.д.


Будем считать, что термин "сознание" вы здесь употребляете в том смысле, как его принято применять в современной академической психологии или в житейской психологии, а не в гурджиевской работе. Иначе придется признать, что вы не понимаете, о чем говорите.

Это трудность самонаблюдения, а не самовспоминания. Они решаются тем, что самонаблюдение в гурджиевской практике всегда имеет определенную цель, и в отношении нее отбирается, что наблюдать, а что нет.

Цитата: "психоаналитик"

2. Объем сознания крайне ограничен. Обычно это известная цифра в 7+/-2. Правда, возможна организация единиц более высокого порядка, но об этом в постскриптуме.

Раздвоение сознания доступно любому человеку, однако оно возможно лишь до определенных пределов. Хорошо известно, что наблюдение за ходом своей деятельности мешает самой деятельности, а может и вовсе ее нарушить. Следя за почерком, мы можем потерять мысль, а пытаясь читать выразительно вслух, может перестать понимать текст. Также известно, что рефлексия губительно воздействует на протекание наших чувств: от нее они станосятся слабыми, а вскоре могут и вовсе исчезнуть. И, наоборот, полная отдача чувству полностью исключает рефлексию.


Здесь имеет место интерференция двух автоматических навыков - один из них - двигательный навык (чтение или письмо), другой - то, что вы называете рефлексией. Автоматические навыки действительно часто нарушают работу друг друга, т.к. для их автоматизированного протекания требуют определенных достаточно жестко зафиксированных условий. Это имеет мало отношения к тому, что в гурджиевской работе называется самовспоминанием.

Цитата: "психоаналитик"

Таким образом, в большом количестве случаев пребывание "здесь и сейчас" невозможно без потери интенсивности чувств. Можно, конечно, пытаться не отождествляться ни с чем, но не всякий решится столь обеднить свою эмоциональную жизнь.


Самовспоминание, напротив, предполагает увеличение интенсивности чувств - если мы говорим здесь о подлинных чувствах, а не о неправильной работе центров.

Цитата: "психоаналитик"

Я не думаю, что есть смысл стремится "помнить себя" постоянно: это крайне энергозатратно и противоестественно. Гораздо важнее для современного человека уйти от постоянной дигитальности, научиться ощущать мир телом, получать удовольствие и обрести способность к ествественному самовыражению. Подобная способность, останавливая внутренний диалог, позволяет человеку жить намного более осознанно и радостно.


Без внутренней целостности "самовыражаться", получать удовольствие и т.п. будут отдельные части человека - но это и так происходит. Работа с ощущением тела - это часть внутренней алхимии, она  накапливает определенную энергию, но эта энергия может быть потом потрачена как на работу, так и на те же отрицательные эмоции или болтовню.

Цитата: "психоаналитик"

P.S. Добавлю еще, что для самовспоминания крайне важно помнить о самом самовспоминании. Мне представляется, что в Четвертом Пути нет надежных механизмов-будильничков. Воля не срабатывает, т.к. человек на 90% управляем своим бессознательным. Намного более мощный "будильник" существует в суфизме. Любовь - метод суфизма - позволяет создать иногда мощную мозговую доминанту, которая делает процесс вспоминания Себя естественным. Суфийский принцип Единства позволяет вместить в объем сознания (см. п. 2) всё сущее, ибо происходит "акт апперцепции" (по Вундту), т.е. укрупнение единиц восприятия. Вспоминать легче не отдельные "черты" и мелкие движения психики (по Гюрджиеву), а сразу Целое.


Я не знаю, как там оно в суфизме, хотя то, что вы написали, выглядит как текст из рекламного проспекта. В любом случае, в гурджиевской работе не предлагается вспоминать "отдельные "черты" и мелкие движения психики". Кажется, вас на этот счет неверно информировали.

В гурджиевской работе таким "будильником" является понимание собственной реальной ситуации. По мере роста этого понимания растет потребность в работе над более высокой частотой и глубиной самовспоминания. Мне этот "будильник" кажется более эффективным - ведь "любовью" в наше время называют все что угодно.

Мочалин

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 475
  • Reputation Power: 0
  • Мочалин has no influence.
    • Просмотр профиля
    • http://cuctema.ru/awf
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #92 : 11 ЬРп 2006, 14:39:54 »
Цитата: "wayter"
Гипотеза.

Осознанность малоэффективна при решении рутинных задач. Инстинктивный центр прекрасно функционирует без осознания. В случае двигательного центра осознанность тоже редко приносит пользу: когда движения еще не заучены (например, когда ребенок учится ездить на велосипеде), интеллектуальный центр задействован для обучения, что необходимо на первом этапе, но потом только мешает.


При обучении двигательным навыкам интеллектуальный центр не заменяет двигательного - он дает двигательному центру необходимую ориентировку. Очень часто, когда идет обучение новому навыку, двигательному центру просто неоткуда знать, правильны ли его попытки выполнить последовательность движений. Обратная связь, которая делает возможным научение на основе проб и ошибок, в этих случаях "проходит" через интеллектуальный центр, который говорит двигательному: "правильно" или "неправильно, нужно попробовать по-другому".

Цитата: "wayter"

Осознанности требуют, прежде всего, нестандартные задачи, которые сложно решить механически / инстинктивно.


Они требуют не осознанности, а подключения того центра или части центра, которые смогут взять на себя решение этих нестандартных задач. Не пытаясь дать определение сознания, могу сказать, что в данном случае осознанность проявится в установлении нужных связей между центрами. Или же эти связи установятся случайно (обычно именно так и происходит).

Цитата: "wayter"

Можно предположить, что одна из причин, почему помнить себя так трудно, в том, что самовспоминание, как форма осознанности, предполагает наличие некой задачи. А чисто волевое усилие помнить себя такой задачи не содержит. Поэтому в психике не включаются соответствующие механизмы, обеспечивающие осознанность, нет энергии, которая помогала бы поддерживать самовспоминание.


Одно из определений самовспоминания (данное, если не ошибаюсь, Успенским или Николлом) говорит о том, что самовспоминание - это память о цели. Насколько эта память присутствует, будет зависеть от понимания. Пока ценность самовспоминания для нас - всего лишь воспринятая извне мыслительная конструкция, эта память будет возникать только по ассоциации. Самовспоминание по ассоциации или  по причине вызванного внешними причинами "трения" - вообще-то не совсем самовспоминание, хотя на начальном этапе очень полезно.

Нужно понимать, что положение современного человека настолько ужасно, что к самовспоминанию он может прийти только в результате специальной подготовки. В течение долгого времени на первом этапе попытки самовспоминания должны давать человеку, если он искренен, только один результат - понимание того, что он не может помнить себя. Затем постепенно он начинает видеть, почему это так. Но параллельно он может работать с вниманием, связями между центрами, развитием центров и накоплением энергии, чтобы затем, когда он будет четко видеть, что необходимо, он сможет задействовать эти ресурсы.

Однако в процессе попыток самовспоминания может также возникнуть интересное переживание - когда человек видит, что оно возможно, но  он отделен от этой возможности. Это видение объединяет в себе отчаяние и надежду, и является частью того намеренного страдания, о котором говорил Гурджиев. Именно это видение в контексте более широкого понимания своей подлинной ситуации даст необходимую мотивацию для продолжения работы.

R&Co

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1426
  • Reputation Power: 0
  • R&Co is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #91 : 07 ЬРп 2006, 12:00:42 »
Цитата: "психоаналитик"

...
Самовспоминание как способность присутствия в "здесь и сейчас" - важная составляющая здорового восприятия мира. Трудностей здесь несколько.
...
1. Поле сознания характеризуется огромным разнообразием содержания. Тут и зрительные образы, и слуховые впечатления, и эмоциональные состояния, и мысли, воспоминания, желания. При этом сознание почти непрерывно движется, содержание сознания перемещается из фокуса на периферию и обратно, многие процессы происходят непроизвольно и т.д.

2. Объем сознания крайне ограничен. Обычно это известная цифра в 7+/-2. Правда, возможна организация единиц более высокого порядка, но об этом в постскриптуме.

Раздвоение сознания доступно любому человеку, однако оно возможно лишь до определенных пределов. Хорошо известно, что наблюдение за ходом своей деятельности мешает самой деятельности, а может и вовсе ее нарушить....
...Также известно, что рефлексия губительно воздействует на протекание наших чувств: от нее они станосятся слабыми, а вскоре могут и вовсе исчезнуть. И, наоборот, полная отдача чувству полностью исключает рефлексию.

В психологии проводили много специальных экспериментов для изучения возможностей одновременного выполнения двух деятельностей (а самонаблюдение - это отдельная деятельность). Было доказано, что это возможно либо путем быстрых переходов от одной деятельности к другой, либо если одна из деятельностей достаточно проста и протекает "автоматически". Скажем, можно, проигрывая гаммы, думать о чем-то, но невозможно думать, играя сложное произведение. Интроспекцию настоящего, мощного акта сознания возможно осуществить, лишь прервав его, т.е. наблюдать не сам процесс, а скорее его затухающий след. А чтобы следы памяти сохраняли возможно большую полноту, надо процесс дробить актами интроспекции на мелкие порции, и самонаблюдение превращается по сути в "дробную ретроспекцию".

Таким образом, в большом количестве случаев пребывание "здесь и сейчас" невозможно без потери интенсивности чувств. Можно, конечно, пытаться не отождествляться ни с чем, но не всякий решится столь обеднить свою эмоциональную жизнь.

Я не думаю, что есть смысл стремится "помнить себя" постоянно: это крайне энергозатратно и противоестественно. Гораздо важнее для современного человека уйти от постоянной дигитальности, научиться ощущать мир телом, получать удовольствие и обрести способность к ествественному самовыражению. Подобная способность, останавливая внутренний диалог, позволяет человеку жить намного более осознанно и радостно.

P.S. Добавлю еще, что для самовспоминания крайне важно помнить о самом самовспоминании...
... Любовь - метод суфизма - позволяет создать иногда мощную мозговую доминанту, которая делает процесс вспоминания Себя естественным. Суфийский принцип Единства позволяет вместить в объем сознания (см. п. 2) всё сущее, ибо происходит "акт апперцепции" (по Вундту), т.е. укрупнение единиц восприятия. Вспоминать легче не отдельные "черты" и мелкие движения психики (по Гюрджиеву), а сразу Целое.

 8)

"...Я хотел быть как солнце, стал как тень на стене
И неотпетый мертвец сел на плечи ко мне

И с тех пор я стал видеть, что мы все как в цепях
И души мертвых солдат на еловых ветвях
Молча смотрят, как все мы кружим вальс при свечах
Каждый с пеплом в руке и мертвецом на плечах..."
Болота Невы. БГ.
 :shock:
Хороший образ - Самовспоминание (Самонаблюдение) на плечах ЧСВ... 8)  :D  :D  :D
Время место люди...

Гаспар

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 87
  • Reputation Power: 0
  • Гаспар has no influence.
    • Просмотр профиля
Почему так трудно помнить себя?
« Ответ #90 : 05 ЬРп 2006, 11:46:58 »
Да, ты прав. Перехожу в режим молчания. :lol:
никогда не говори "НИКОГДА"

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100