Хочу поблагодарить Мочалина за разъяснение некоторых тонкостей в понимании практики "самовспоминания" в ЧП.
Сделаю небольшую ремарку относительно "рекламного проспекта" по суфизму. Я далек от того, чтобы давать чему бы то ни было рекламу, поскольку сам не занимаюсь ни ЧП, ни суфизмом и ни в коей мере не являюсь апологетом суфизма. В этом смысле мой взгляд - это взгляд стороннего наблюдателя, делающего выводы на основе той информации по обеим системам, которой располагаю. В данном случае мой вывод основан на простом феномене, открытом А.А.Ухтомским - принципе доминанты головного мозга, которая, как известно, активно подавляет любые другие отвлекающие желания и потребности человека, тем самым позволяя ему без труда концентрироваться на чем-то одном. Наиболее очевиден пример влюбленности. Психологи хорошо знают, что одна из самых трудных для излечения зависимостей - это зависимость любовная, не всякий врач даже берется ее лечить. Любить и не помнить об объекте любви невозможно.
"Понимание собственной реальной ситуации", чтобы сформировать доминанту, должно глубоко потрясти человека, затронуть всю эмоциональную сферу, что, на мой взгляд, несколько проблематично. Надо очень сильно ужаснуться, чтобы начать жить только этим. Думаю, для многих людей факт того, что мы не помним себя (по Гурджиеву), не является проблемой, это норма нашей жизни. Гурджиев назвал это проблемой, но не обязательно всем соглашаться с такой мрачной интерпретацией естественного психологического факта. Лично мне эта "проблема" видится несколько надуманной. Именно так работает реклама лекарств или новых методов лечения: убедить людей, что они больны и что теперь есть спасение, создать комплекс и затем показать путь избавления.
У нас есть рефлексивное сознание, мы способны, в отличие от животных, управлять своей жизнью, расти, творить и добиваться счастья. Конечно, Гурджиев убеждал, что мы не можем делать ничего и являемся лишь результатом влияний, но мне это представляется несколько преувеличенным. Мир системен и всё влияет на всё, но я не вижу в этом проблемы :). Т.е. меня, например, трудно напугать теми вещами, о которых говорил ГИГ. Он, кстати, косвенно соглашался с тем, что так напугаться могут весьма немногие, когда говорил об очень узком круге тех, кому дано "спастись".
С любовью (в суфийском понимании) тоже не всё так просто, поскольку не всегда и не со всяким она может случиться. Здесь многое зависит от совпадения психотипов ученика и Учителя, от их внутреннего резонанса. Однако Учителей много, и ищущий потенциально имеет шансы встретить того, кто пробудит в нем любовь.
В целом "притяжение к..." представляется мне более эффективным, чем "убегание от...", любовное Служение и практика Единства кажутся более мощными и естественными, чем Работа и трение. Впрочем, напоминаю, что это частное мнение стороннего наблюдателя, никоим образом не претендующее на истину. Я далек от мысли противопоставлять эти два замечательных учения и мое мнение касается лишь конкретного вопроса, вынесенного в название этой ветки.