Отождествление может быть понято как ущербная фокусировка внимания, своего рода "цепляние", когда учитывается что-то частное, но не учитывается контекст, то есть все то, что важно для понимания смысла происходящего.
Наша персона, личность - важная часть контекста, поэтому разотождествление требует
принимать ее во внимание:
«
…мы оказываемся слишком поглощены происходящим и окружающим нас, слишком теряемся в этом, особенно когда проявляется самое незначительное эмоциональное переживание. Это и есть отождествление ... потеря себя в окружающих вещах»
П.Д.Успенский. Четвертый Путь. Цитируется
здесьВопрос: меняется ли актуальность этой практики (попытка не терять себя в окружающих вещах) в зависимости от особенностей личности? Скажем, развитая - усложненная - личность представляет собой набор фильтров и искажений, которые необходимо учитывать. Но если личность относительно проста, то она не представляет такой опасности в плане искажения восприятия, перестает быть существенной частью ландшафта - контекста. (То же можно сказать о ситуации, где
сложная личность оказывается мало или совсем не задействованной).
Непосредственное, без фильтров, внеличностное восприятие, снимает, как мне представляется, остроту проблемы - необходимость "помнить
себя". Не случайно дзен-буддизм, делающий акцент на
непосредственности восприятия, с острожностью относится к буддийской концепции mindfullness, истинной осознанности. См.
"Критика истинной осознанности".
Аналогичным образом, в суфизме есть идея, что сначала нужно присутствовать, помнить себя, но это ступень к отсутствию. И то, и другое необходимо для человеческого совершенства.