Да, это проблема избирательности внимания и ограниченности ресурсов. Все внимание уходит на то, что кажется наиболее важным. Но психике, когда она не контролируется сознанием, кажется важным не все то, что действительно важно. Поэтому внимание сосредоточено в одном углу шахматной доски. Необходимо сознательное усилие, чтобы включить в сферу внимания всю доску.
А эмоционально значимые вещи имеют тенденцию во-первых приковывать к себе внимание, и во-вторых, как следствие, сужать восприятие, исключая из сферы внимания все остальные явления. Чем более эмоционально значимо что-то для нас, тем более сужается восприятие. В особо острые моменты человек вообще перестаёт реагировать на раздражители, не относящиеся к эмоционально значимому объекту. Это, так сказать, апофеоз вовлечённости/отождествлённости.
Я хочу сказать, что одно лишь увеличение "мощности" внимания делу скорее всего не поможет. Если человек научится распределять внимание между несколькими вещами, как Юлий Цезарь, он от этого менее вовлечённым не станет, что мы видим на примере женщин, которые, согласно исследованиям нейробиологов, распределяют внимание между несколькими вещами заметно успешнее мужчин.