А можете рассказать подробнее? Просто у меня довольно смутное представление об этом. Был Гурджиев, были люди, которые занимались непосредственно у него и потом сами стали учить других. Есть какие-то группы в России и, соотвественно, наставники. Но почему эти люди стали наставниками, кто им дал такое право, не очень понятно.
+1 :-)
Тезис Антона нас приводит естественным путем к сектантскому взгляду на духовность с его идеей сверх человека, избранного, отличного от остальной толпы :-)
Непонятно, при чем здесь сектантство. Хотя уровень бытия у людей действительно различается - но, с другой стороны, просветленному идиоту когда-то придется вернуться к стадии идиота обыкновенного.
Объясняю подробнее по просьбе модератора Коперника: так же, как и в большинстве других традиций, и не только "духовных", предполагается, что наставник сам прошел подготовку у человека, связанного цепочкой передачи с основателем учения. Вы можете найти это в дзэн-буддизме, тибетском буддизме, суфизме, даосизме и наверно много еще где. Более того, вы можете найти это даже в современной психотерапии - скажем, если вы хотите стать психоаналитиком, то предполагается, что вы пройдете анализ у другого психоаналитика и затем какое-то время будете работать с клиентами под его супервизией.
Все это не отменяет здравого смысла и самостоятельности ученика - как говорил Гурджиев, "Если я скажу вам заниматься онанизмом, вы меня послушаетесь?".
То есть Коперник правильно начал развивать мысль: "Был Гурджиев, были люди, которые занимались непосредственно у него и потом сами стали учить других"... Те самые другие тоже в какой-то момент стали передавать то, что получили, и собственный опыт также - дальше. Естественно, есть опасность, что где-то в любом из звеньев цепочки произошла неправильная передача - или неправильное усвоение учеником того, что было передано, или недостаточная его работа над собой, или уход в воображение. Более того, никто не гарантирует вам, что основатель учения был носителем истины в последней инстанции.
Гурджиев ясно говорил: "Не верьте никому, даже самому себе, все проверяйте". Но это не значит, что помощь наставника не нужна. Однако в гурджиевской работе автоматически принимать все, что говорит наставник - значит отбрасывать один из главных принципов работы - опору на собственное понимание. Если же собственное понимание не растет при работе с наставником - такой наставник действительно не нужен.