Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Голосование

Считаете ли вы себя суфием?

ДА
8 (50%)
НЕТ
8 (50%)

Проголосовало пользователей: 14

Голосование закончилось: 16 ШоЫп 2002, 17:58:45

Автор Тема: СУФИЙ?  (Прочитано 3502 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

N N

  • Особые ограничения
  • Дервиш
  • *
  • Сообщений: 5584
  • Reputation Power: 0
  • N N hides in shadows.
    • Просмотр профиля
Разновидности релятивизма
« Ответ #9 : 01 пЭТРап 2013, 18:06:40 »
... такой подход называется релятивизмом.


РАЗНОВИДНОСТИ РЕЛЯТИВИЗМА


Любопытства ради можно выделить несколько типов релятивизма.

Негативный релятивизм – релятивизм софистов, релятивизм, утверждающий неистинность любых суждений на основании всего лишь того, что они высказаны человеком. «Мысль изреченная есть ложь».

Формальный релятивизм выражается стандартными фразами «в этом есть доля истины», «он в чем-то прав» и т. д. Такой релятивизм подразумевает, что существуют некие «правда», «истина», пока еще недоступные нам из-за ограниченности наших познавательных возможностей. Поэтому кто бы что бы ни говорил, ни писал, он лишь частично отражает «истинную суть предмета», выражает лишь долю истины. Такой релятивизм, понимаемый как следствие неполноты знаний, чаще всего свойственен ученым, по мнению которых его можно преодолеть путем построения единственно верной всеохватывающей теории.

Более конструктивен прагматический релятивизм, утверждающий равноправие всех философских концепций на основании того, что невозможно провести рациональное сравнение между ними и выбрать «лучшую». Мало того, если у философской концепции есть свои приверженцы (а хотя бы один уж точно есть – ее автор), значит, она прагматически соответствует каким-то целям, помогает в решении мировоззренческих задач. Понятно, что прагматический релятивизм фактически неустраним: у каждого своя правда, каждый пашет на своем поле. При совместной же деятельности (на общественном поле) прагматический релятивизм уравновешивается прагматическим же плюрализмом.

В качестве отдельной разновидности можно выделить постмодернистский релятивизм. По сути, декларируемая плюральность, релятивность постмодерна представляет собой вариант негативного релятивизма. Правда, не столь примитивного и плоского, как у софистов. Представители постмодерна отрицают не саму возможность философского познания, а лишь сложившуюся за тысячелетия ее монистическую форму, отрицают возможность и необходимость построения не только единой философской системы, а и вообще каких-либо систем. Философия постмодерна – это философия не грандиозных полотен, а философия лоскутного одеяла или даже разметаемого ветром ковра палых листьев, философия вытравливания догм, философия мелких шажков, разбегающихся глаз, языковых игр и приколов, пинков и щипков. Она негативна и разрушительна. Но в этом-то и позитивна: от отрицания монизма до понимания релятивизма один шаг.

Анархический релятивизм, выражаемый формулой «дозволено все», по сути, представляет собой постмодернистский плюрализм, перенесенный в область эпистемологии. В своем позитивном содержании этот релятивизм есть доведенный до логического предела прагматический релятивизм – если что-то существует, значит это кому-нибудь нужно. Такой подход наиболее ярко выразил Фейерабенд в своей концепции эпистемологического анархизма, где и была провозглашена процитированная в начале абзаца формула. Анархический релятивизм провозглашает: что бы тебе ни пришло в голову, это имеет право на жизнь, это обязательно чему-то соответствует в Мире.

Абсолютный релятивизм, в идеологии которого я пытаюсь мыслить на этих страницах, можно представить как закономерное развитие фейерабендовского анархизма. Я провозглашаю лозунг «необходимо все» – развитие познания, полнота понимания предмета возможны не просто при утверждении равноправия различных позиций, а исключительно при признании необходимости всех точек зрения, всех уровней рассмотрения предмета, необходимости как грандиозных полотен-систем, так и легких зарисовок-гипотез. Абсолютный релятивизм не отрицает объективности познания, не сетует, что оно неизбежно неполно из-за ограниченности человеческого интеллекта, не утешается прагматичностью фрагментарного знания, а утверждает, что развитие познания как целостного только и возможно на просторах релятивизма. Вся история науки и философии это вечный праздник релятивизма. Осталось только сделать еще один шаг: поселить этот карнавал в собственной голове.


Источник


P.S. Отдельной темы по релятивизму не нашла, поэтому пришлось запостить сюда. Прошу извинить, если что, но данный материал, на мой взгляд, интересен и может в дальнейшем пригодиться.
1, 2, 3, 4, 5... Вышел зайчик погулять... )))

Авось

  • Неофит
  • **
  • Сообщений: 30
  • Reputation Power: 0
  • Авось has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: ixlas
« Ответ #8 : 19 РТУгбвР 2002, 16:05:32 »
лаконичный комментарий
но вроде не совсем точный
да и грубоватый неоправданно

Дарума

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Reputation Power: 0
  • Дарума has no influence.
    • Просмотр профиля
СУФИЙ?
« Ответ #7 : 19 РТУгбвР 2002, 14:57:13 »
Пальчиком покажу при встрече. А теперь вспомните:

"Понимаете, есть либо формальное учреждение, либо длинная традиция вкупе с каноническим учением. И последователи любой традиции давно и достаточно подробно сформулировали критерии, по которым тот или иной человек может называться тем или иным титулом. "

И как это применяется к суфиям? Вы вообще с Богом в каких отношениях?

Голос

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 149
  • Reputation Power: 0
  • Голос has no influence.
    • Просмотр профиля
СУФИЙ?
« Ответ #6 : 16 РТУгбвР 2002, 16:29:20 »
Дарума, покажите пальчиком, плиз, на мой так называемый "призыв к формальной любви" в моей реплике в данной дискуссии.
* * *
Или фильтруйте базар!

Дарума

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Reputation Power: 0
  • Дарума has no influence.
    • Просмотр профиля
Голосу.
« Ответ #5 : 16 РТУгбвР 2002, 15:17:10 »
Вот я и дома))))))))))))))!
Дорогой мой Голос! Релятивизм не так уж плох, как о том говорили большевики :) И если он не имеет особого отношения к марксизму, в суфизме это один из немаловажных подходов к пониманию реальности.
Мне нравится, как вы излагаете свои мысли. Просто, ясно, без каких-то эмоциональных наездов. Спасибо вам за это. Единственное, что смутило - ваш призыв к формальной любви. Есть много других форумов, где встречаются интеллектуалы, чтобы обсудить мельчайшие методические тонкости того или иного учения. Это интересно, забавно, поднимает значимость того, кто владеет большим количеством категорий и понятий данного направления, но, обратите внимание, чаще всего в таком интеллектуализме и книгочтении теряется главное, ради чего собственно и приходили в этот мир пророки - общение с живым Богом. Ислам и тем более суфизм - все же общение не с книгами, а с живым Богом и живыми людьми. Это любовь. И здесь не важно самому по себе что-то значить. Суфий - не показатель формальной практики. Суфий - характеристика любящего сердца, знакомого с Всевышним. Важен только Аллах и прямой путь к нему. Рад, что вы откликнулись на мои вопросы. Буду счастлив продолжить наш разговор в любом направлении.

ixlas

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 7
  • Reputation Power: 0
  • ixlas has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: СУФИЙ?
« Ответ #4 : 08 РТУгбвР 2002, 22:40:24 »
Цитата: "Дарума"
Мы часто оказываемся в плену слов и ярлыков. Как бы банально не звучали эти слова, по жизни это часто случается.
Кто такой суфий? И кто должен ответить на этот вопрос?
Проведу параллельные вопросы:
Кто такой писатель?
Кто такой человек?
Кто такой повар?
Недоверие и эгоизм, присущие нам подсказывают проверять в каждом удобном случае. Мир предлагает предьявить какие-то бумаги и рекомендации... Но в любом случае выносить вердикт будет отнюдь не Господь Бог :), а мы, любимые. И гораздо смешнее,  что вердикт этот будет вынесен при любом стечении обстоятельств :( Понимаем мы что такое литература или кулинария или нет, умеем мы писать или готовить или нет. Негры мы, корейцы или европейцы...
"Нет, он не повар! Он не умеет готовить гулабджамуны!"
"Нет, он не писатель! Где его удостоверение!"
"Нет, он не человек! У него белая кожа!"
"Нет, он не суфий! Он не знает, что такое тарикат!"

Конечно, все читающие скажут, что суфий выше любых ярлыков и невозможно вписать его в любое определение. Скажут, что тот, кто совсем не воспринимается нами как суфий вполне может им оказаться... Скажут еще много умного и интересного... Но чтение окончено и мы опять наедине со своими убогими представлениями о мироздании или представлениями других - не суть важно.

И вот, чувствуете...

"Какой же это суфийский форум!!!"

"Как можно назвать суфием человека, написавшего это!"

О Боги! Ответьте однозначно на относительно простой вопрос:
"Кто победит в бою каратист или шахматист?"

А теперь на подобный:
"Кого больше любит Бог суфия или христианина?"

_____________________________________________________________
Bog bolshe vsex lyubit menya, a ya Ego  :wink:
vsem uma, a mne deneg po bolshe :)

Голос

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 149
  • Reputation Power: 0
  • Голос has no influence.
    • Просмотр профиля
СУФИЙ?
« Ответ #3 : 07 РТУгбвР 2002, 14:39:06 »
Дарума, такой подход называется релятивизмом. В принципе, любой вопрос можно поставить так, что смысл исчезает. Только вот зачем?
* * *
У вас не возникает недопонимания, кто такой школьный учитель, к примеру? Ну вы же легко можете вычленить критерии, по которым мы в каждом конкретном случае можем определить - данный человек учитель или нет? Проверим у него диплом об окончании пединститута или универа, справку с места работы, посмотрим фото, где он в окружении своих учеников и т.п. В конце, концов, в России есть Министерство высшего и среднего образования, там, очевидно, должна быть база данных учителей.
* * *
Тоже самое и с верующими. Если вы христианин - то возьмите Символ Веры, там сформулированы 12 аксиом, с которыми вы ДОЛЖНЫ согласиться. Если, конечно, хотите считать себя христианином.
* * *
Понимаете, есть либо формальное учреждение, либо длинная традиция вкупе с каноническим учением. И последователи любой традиции давно и достаточно подробно сформулировали критерии, по которым тот или иной человек может называться тем или иным титулом.
* * *
Например, чтобы быть архимандритом, необходимо одно. Чтобы быть архиепископом - другой набор требований.
* * *
Да, при желании вы можете объявить себя Учителем, АрхиПапой и Наполеоном в одном флаконе. Но это ваши проблемы (и вашей районной психбольницы).
* * *
Поэтому если вы говорите о суфиях как людях, принадлежащих к определенной традиции - то там нет неопределенности, все достаточно внятно.
* * *
Если вы хотите говорить о способе существования и восприятия мира, характерного для большинства суфиев (если так можно выразиться, конечно) - то людей с такими свойствами, очевидно, больше, чем "формальных" суфиев.
* * *
Но называть их суфиями - дело неблагодарное и неправильное. Подберите другие определения-ярлыки, чего вам "суфий" покою не дает?..

Манушья

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 334
  • Reputation Power: 0
  • Манушья is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Коля-автомат. (не путать с Николаем !)
« Ответ #2 : 17 ШоЫп 2002, 19:04:06 »
Цитата: "Дарума"
Мы часто оказываемся в плену слов и ярлыков. Как бы банально не звучали эти слова, по жизни это часто случается.

...

И вот, чувствуете...

О Боги! Ответьте однозначно на относительно простой вопрос:
"Кто победит в бою каратист или шахматист?"

А теперь на подобный:
"Кого больше любит Бог суфия или христианина?"


Добрый вечер, Николай Васильевич!

В своем письме "Уругвай в огне", который мы получили 17 Марта 2002 года, Вы писали что

"...Уругвай никому не угрожал, но, тем не менее, он полыхает в огне войн..."

Что можно сказать на эту Вашу цитату?
В общем-то Вы правы, но есть и другая точка зрения, которую тоже, при определенных обстоятельствах, можно и нужно учитывать. Я не буду утомлять Вас своими пространными выкладками по этому поводу, но этот факт, на мой взгляд, нужно учитывать.

Простите, пожалуйста, что оставил без внимания другие цитаты из Вашего письма. Надеюсь, Вы понимаете, что для серьезного ответа на них нужны определенное настроение и условия. Как только это время наступит, я непременно отвечу полностью на Ваше письмо.

Надеюсь, уважаемый Николай Васильевич, что в Вашем городе Забаблинске сейчас хорошая погода, а у Вас хорошее настроение.

С уважением,
Коля-автомат.   :shock:


P.S. Коля-автомат, это подпись автоответчика. К живому Николаю не относится ! It is important.

Дарума

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Reputation Power: 0
  • Дарума has no influence.
    • Просмотр профиля
СУФИЙ?
« Ответ #1 : 16 ШоЫп 2002, 17:58:45 »
Мы часто оказываемся в плену слов и ярлыков. Как бы банально не звучали эти слова, по жизни это часто случается.
Кто такой суфий? И кто должен ответить на этот вопрос?
Проведу параллельные вопросы:
Кто такой писатель?
Кто такой человек?
Кто такой повар?
Недоверие и эгоизм, присущие нам подсказывают проверять в каждом удобном случае. Мир предлагает предьявить какие-то бумаги и рекомендации... Но в любом случае выносить вердикт будет отнюдь не Господь Бог :), а мы, любимые. И гораздо смешнее,  что вердикт этот будет вынесен при любом стечении обстоятельств :( Понимаем мы что такое литература или кулинария или нет, умеем мы писать или готовить или нет. Негры мы, корейцы или европейцы...
"Нет, он не повар! Он не умеет готовить гулабджамуны!"
"Нет, он не писатель! Где его удостоверение!"
"Нет, он не человек! У него белая кожа!"
"Нет, он не суфий! Он не знает, что такое тарикат!"

Конечно, все читающие скажут, что суфий выше любых ярлыков и невозможно вписать его в любое определение. Скажут, что тот, кто совсем не воспринимается нами как суфий вполне может им оказаться... Скажут еще много умного и интересного... Но чтение окончено и мы опять наедине со своими убогими представлениями о мироздании или представлениями других - не суть важно.

И вот, чувствуете...

"Какой же это суфийский форум!!!"

"Как можно назвать суфием человека, написавшего это!"

О Боги! Ответьте однозначно на относительно простой вопрос:
"Кто победит в бою каратист или шахматист?"

А теперь на подобный:
"Кого больше любит Бог суфия или христианина?"

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100