Гуру Перманга Нат
Из притч Шри Рамакришны
Слепцы
Семь философов бродячих,
От рождения незрячих
Как-то по миру пошли.
Жаждой знанья одержимы,
Шли слепые пилигримы
По лицу родной земли.
От Китая до Гаваев
Мир на ощупь познавая,
И на запах, и на вкус,
Шли, куда вели их ноги,
Но однажды на дороге
Повстречался им индус:
«Уважаемые гуру!
Обращаюсь к вам не сдуру,
А по искренней нужде:
У меня был слон доселе,
Да сбежал на той неделе,
Не сыскать его нигде.
Ваша мудрость всем известна,
Ваша помощь тут уместна,
Я утратой удручён
И прошу у вас совета.»
А слепцы в ответ на это:
«Мы не знаем, что есть слон.
Мы живём на слух, на ощупь,
Или, выражаясь проще,
Вечной тьмой окружены.
А на близком расстояньи,
Где уместно осязанье,
Не встречались нам слоны.»
«Это дело поправимо,
Дорогие пилигримы.
Я слона вам покажу.
Ежели его потрогать,
Вид слоновий, ей же богу,
Станет ясен и ежу.»
Вот приспичило балбесу!
Он подводит их к навесу,
Где стоял соседский слон.
И незрячие уроды,
Словно мухи миску мёду,
Облепили эталон.
Изучают что есть мочи,
А индус вокруг хлопочет:
«В двух шагах от вас овраг.
Ради бога, осторожно,
А не то свалиться можно.
Разобъётесь в пух и прах.»
Но индуса не послушав,
Каждый мял слоновью тушу,
Как великий диагност.
Каждый щупал что поближе,
Кто повыше, кто пониже,
Кто за хобот, кто за хвост.
Ухватив слоновье ухо,
Старший крикнул, что есть духу:
«Я теперь специалист!»
И прибавил непечатно,
Мол, ему теперь понятно:
Слон широкий, словно лист.
А который помоложе,
Голосил, аж лез из кожи:
«Мой ответ предельно прост.
Я решил проблему ловко:
Слон – как тонкая верёвка.»
(Он держал слона за хвост).
«Утвержденье несуразно,
Что слоны листообразны,
А тем более тонки, -
Крикнул тот, что хобот трогал, -
Слон, клянусь бессмертным богом,
Наподобие кишки!»
Но держа слона за ноги,
В раздраженьи и тревоге,
Что неверно понят слон,
Завопили как шальные
Все четыре остальные,
Что слоны под вид колонн.
«Утверждение обидно,
Что слоны колонновидны, -
Возразил им хоботист, -
Заявляю убеждённо:
Слон, конечно, не колонна,
Не верёвка и не лист.»
Но сторонники колонны
Пригрозили: «Вы, вороны,
Прёте против большинства.
Это просто бред какой-то –
И пожарные брандсбойты,
И шпагаты, и листва.»
Тут индусу на потеху
Брату брат под дых заехал,
Каждый взялся за клюку.
Заварилась потасовка
За колонну, за верёвку,
За пожарную кишку.
Побратим на побратима
Навалились пилигримы,
Умножая кавардак.
Слон утратил чувство такта,
Не стерпел такого факта
И свалил их в буерак.
Дело кончилось печально:
Все ушиблись, натурально.
А индус весь день рыдал,
Что такой подход нестрогий
В кутерьме гносеологий
Разобраться им не дал.
Гаджешвара
Не спеша вилась дорога
Средь возделанных полей;
Ученик святого йога
Важно шествовал по ней.
Бесконечно горд познаньем
Мирового Божества,
Затвердил со всем стараньем
Он Учителя слова,
Что, мол, всем без исключенья
Мудрость Божия дана —
От пахучего растенья
До могучего слона.
Погружён в благие думы,
Наконец очнулся он
Лишь от топота и шума:
Перед ним взбешённый слон.
Проводник грозит правилом:
«Уходи, пока живой!
Захотел, стервец, в могилу?
Ты рискуешь головой!
Разнесу тебя, как пешку!
Убирайся из-под ног!»
Ученик твердит с усмешкой:
Бог благой — а слон есть Бог!
Не спеша вилась дорога
Меж возделанных полей;
Ученик святого йога
Чуть живой хромал по ней.
От досады аж зелёный,
Весь в колючках и репьях,
Он являлся, разозлённый,
У Учителя в дверях:
«Вот твоё, старик, ученье,
Что, мол, всем без исключенья
Мудрость Божия дана —
От пахучего растенья
До могучего слона!
Я, дурак, развесил уши;
Всё ты врёшь, дрянной старик!»
Йог промолвил: «Ты ж не слушал,
Как старался проводник.
Слон есть Бог. А ты — калека.
Слон бока тебе намял
Поделом: ведь ты не внял
Слову Бога-человека!»