Прежде всего хочу поблагодарить всех откликнувшихся на эту тему, особенно муму с его замечательными стихами =)
Тем не менее, тема для меня важная, т.к. по ней я пишу работу, и мне бы хотелось разобраться с ней глубже. В работе я провожу параллель между гештальт-терапией и суфийской практикой.
Довольно сложную тему вы взяли. Посему хочется посильно помочь.
Сдесь важно понять, до какого пункта идет "параллель", а с какого начинается "перпендикуляр" в дополнительное измерение. Если использовать одно из определений гештальт-терапии,что это "исцеление невротических проявлений посредством завершения старых гештальтов", то тогда определением суфизма скорее будет "создание условий для проявления человеческой способности порождать новые гештальты". Это утрированный образ, речь конечно идет скорее о различиях в акцентах и методах. Я бы порекомендовал развивать и копать вашу тему примерно в таком разрезе. Он достаточно плодотворен в плане возможностей теоретического обобщения с использованием именно системы понятий гештальта, чтобы застраховать от срывов.
...
Я не вижу здесь логики. Если предположить, что у человека имеется некое внутреннее состояние умиротворения (т.е. это достигший суфий), то как он может НЕ следовать этой норме? Ведь это для него естественное состояние. Зачем тогда вообще об этом писать?
Здесь можно вспомнить одну из ситуаций на семинаре у Перлза. Когда студенты на перерыве увидели ведущего с сигаретой, дымящего как раз под табличкой "ноу смокинг", один из них задал вопрос, что дает тому (Перлзу) право курить? На что тот ответил: - Я нИ имею право курить, нИ не имею право курить. Я просто курю.
Скорее всего, здесь имеет место быть просто неудачный перевод слов Нурбахша. Ибо суфий нИ следует норме, нИ не следует норме. Он просто курит... пардон
- пьёт. В отрывке речь идет именно о различении подлинного понимания суфизма и, не буду говорить "ложного", скажу - неполного понимания.
Суфий же может осознанно испытывать умиротворение, находясь "как бы" в гневе. То есть он, как заметили многие в этой ветке, находясь в гневе не впадает при этом в сердитость. Он просто не путает одно с другим.
Специально уточню, что выражение гнева может быть вполне подконтрольным человеку, он может сердиться и контролировать эту эмоцию (как Гурджиев), он может гневаться, избегая "Ты-конструкций", т.е. избегая перехода на личности. И мне кажется, чем совершеннее человек, тем он более человечен, т.е. способен быть открытым и спонтанным, а не играть роль совершенномудрого и непогрешимого. Ибо роль есть роль, от чего в гештальт-терапии мы стремимся избавиться.
На этот счет вспоминается Дж.Энрайт, который приводит в своей книге слова Перлза, поначалу приведшие его в смущение: - Берите на себя полную ответственность за самого себя и начинайте великий танец самоотречения. Как быть с гневом, помня и главное понимая такой "этико-эстетический" призыв. Не бегите от гнева, но отдайте себе всю полноту отчета в осознании, где вы сами в вашем гневе... и ваш ли это гнев... и нами ли на самом деле является то в нас, что кажется нами - нами и нашим...
О социопатических наклонностях характера я не говорю совсем, т.к. это особенность характера, а мы говорим об эмоциях, характерных для любого характера. В гештальт-терапии мы учим клиента выражать свои эмоции прямо, открыто и экологично, без вреда для собеседника. Та же цель и в транзактном анализе, и вообще об этом вся гуманистическая психология.
Перефразируя вас, можно сказать в суфизме "клиента" учат НЕ выражать свои эмоции - прямо, открыто и экологично, не только БЕЗ вреда для собеседника, но даже С пользой для него, а также с пользой для тех, кого ситуация данного общения коснется отдаленно и косвенно. Еще можно добавить, что в суфизме не "лечат", а сразу стажируют на "терапевта".... Правда, первым и основным "пациентом" является сам стажер.
Рекомендую обратиться также к понятию первичных и вторичных чувству (напр. можно посмотреть у Гунтхарда Вебера описание различия вторичных и первичных чувст Б.Хеллингером)
Вообще перечисленные в речи Дж.Нурбахша "нормы" сплошь насыщены универсальными квантификаторами "все, всё, ни от кого, всем, всему, никогда, ни на кого". Заданы очень высокие и, на мой взгляд, нереалистичные нормы, и если человек начнет их применять, то неизбежно будет вынужден играть роль, манипулировать собой. Если бы эти качества возникали сами по мере изменения картины мира человека, вопросов бы не было. Но когда с подобными нормами знакомят ученика, его подталкивают к игре. Такое у меня сложилось мнение, но я буду очень признателен, если кто-то разобьет мои взгляды в пух и прах, поскольку на данный момент моя работа на грани срыва =)
Напоследок можно сказать, что не стоит "универсализировать" свойства универсальных квантификаторов. Это в-четвертых. И в-пятых, касательно ролей и манипуляций, заострю внимание на мысли, уже высказанной в ветке другими. Невротик играет роль с целью не допустить разоблачения истины (осуждения внутренних чувств, несоответствия реальности идеалу, противоречия между поведением и нормой) при этом и саму роль он пытается выдать за естество, суфий же, насколько я понимаю, совершенствует человеческую способность играть роль, чтобы выявить подлинного актера. И делает это не для сокрытия, а с целью разоблачения реальности.
И зачем же заявлять свои взгляды на "разбитие в пух и прах"? Если под срывом в работе имеется в виду ненаписание печатной работы, то я бы встал на сторону взглядов. Взгляды - это инструменты нашего движения, если они затупились, то от работы, их нужно заточить заново. Если же речь идет о личной работе, тем более нужно дорожить взглядами. Коли вы чувствуете, что ваши текущие взгляды выступают в роли барьера в сегодняшнем движении, зачем же их разрушать - ищите дополнительные ракурсы рассмотрения, такие, чтобы оценить результаты прежних усилий вашего разума в свете более широкой (или высокой) перспективы.
Инструменты, оказавшиеся полезными на одном участке пути, могут пригодиться и на другом, если учитывать специфику инструмента и условий его применения. Когда в автомобиле заканчивается бензин, будет несколько поспешным бросать его в пропасть, может найдутся силы дотолкать его до ближайшей заправочной станции.