Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфийская этика с психологической точки зрения  (Прочитано 15910 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 822
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
(это как Правда и НЕправда :))

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 822
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
Это не одно и то же!

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 822
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
по-моему, Гнев - это Эмоция.
(справедливая Эмоция.  Гнев-Праведный. Когда внутренняя Правда - разгневанна) ...эмоция "Гнева" исходит из Сущности.

а сердитость, рассерженность, грубость - это "отрицательная эмоция". Выраженная вслух - она  "выражение отрицательных эмоций". (Обыкновенный - рассерженный "нафс"))
Вы всё время ставите между ними знак равенства, и постоянно  подменяете эти выражения друг другом... Между ними нельзя ставить знак равенства.
Эмоции - справедливы, а "отрицательные эмоции" - незаконны.
Это даже внутри себя можно почувствовать.

____________________
(справедливый Гнев можно, и нужно, выражать! Иначе сам себя себя "предаш"...
...а "нафс" следует - воспитывать ))

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 822
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
Цитата: "психоаналитик"
негативную эмоцию нужно выражать не спонтанно, а выбрав для нее специальное время, продумав роль до мельчайших подробностей? Т.е. выражать, но осознанно!

Во, во! Тоже и Наполеон: Иногда он с утра просил адъютанта приготовить  ему к сегоняшней церемонию свою старую треуголку, "орудие" гнева... (Осознанно! ))

Христос выражая гнев переворачивал столы торговцев и плетью изгонял их из Храма...
Это отнюдь не сердитость и не грубость, это осознанное действие.
Сердитость же и грубость, о которых пишет Нурбахш,  - это просто неосознанное  выплёскивание на других своих отрицательных эмоций и агрессии. НЕ-осознанных!
Потому что если заранее знаешь  что "Юпитер, если ты сердишься,  ты неправ" (Или, "Если ты сердишься, ты не суфий" )) то поймав себя за руку  в такой момент возможно  осознать многое "скрытое от самого себя", - вместо перекидывания этого на "другого", или на ситуацию.
Именно такую  возможность и дают правила этики. Поэтому она - инструмент. (Вроде Гурджиевского упражнения "Стоп!" ))

А к невротизации ведет подавление скрываемых от самого себя истинных мотивов ("табуированных социумом или самим индивидуумом", как писала Ева) и эмоций.  Т.е. подавление  НЕ-осознаваемого.
Фразой  "Тот, кто  не соблюдает эти нормы и считает себя суфием,  пытается выдавать себя за того, кем не является на самом деле"
Нурбахш подсказывает осознать себя в подобный момент как НЕ-суфия (т.е. осознать свой "Нафс" ))

Caterpillar

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 471
  • Reputation Power: 7
  • Caterpillar has no influence.
    • Просмотр профиля
Cпасибо за интересную, живую дискуссию.
Не pretend’уя  на суфийское понимание обсуждаемых вопросов ( оно уже дано выше!) попытаюсь ответить в меру своего собственного:
Разделение  «Суфий- дервиш – лжесуфий» провести  необходимо.
Суфий – совершенный, реализованный человек, актуализатор.
Лжесуфий – законченный лицемер, манипулятор.

Дервиш – ученик школы. Именно его поведение может вызывать непонимание и вопросы наблюдающего. Могут быть видны явные «неувязочки», т.к. это человек, которого застали в про-цес-се  работы над собой. Овидий Назон («Наука Любви», кн. 3, 210-219)  очень не советовал оказываться в подобном положении:

                                       «…поэтому лучше,
Чтобы не видели вас за туалетным столом.
Не мудрено оробеть, увидя, как винное сусло,
Вымазав деве лицо, каплет на теплую грудь!
Как отвратительно пахнет тот сок, который в Афинах
Выжат из грязных кусков жирной овечьей шерсти!

То, что дает красоту, само по себе некрасиво:
То, что в работе, – претит, то, что сработано, - нет.»

Об использовании масок: вещи,  выглядящие одинаково (факты ношения маски), могут преследовать разные цели.
Дервиш, подобно человеку, пытающемуся переправиться через бурный поток, будет вынужден грести из точки А не в точку А1( прямо напротив, но на том берегу), а в точку В1, находящуюся гораздо выше по течению («всегда, все, во всем, никогда» и другие максимы). Иначе в желаемую точку А он не попадет.  Маску он одевает, чтобы не пугать людей своим «незаконченным», «некрасивым» лицом,  для того, чтобы потом, на том берегу, ее с удовольствием снять.
Лжесуфий и не собирается снимать свою. Поет в строчечку, профессионально прячет свое истинное лицо, истинные эмоции  и озабочен лишь тем, чтобы она, не дай Бог, не свалилась «на людях» или не показалась неубедительной.

Актуализаторами, за редким исключением, не рождаются, ими становятся, поддаваясь обаянию Мастера, доверяя его методу. Разные методы, разные дорогие имена? Перлз или Нурбахш – за улыбками на лицах Мастеров угадывается Лик Единого.
От-чаяние, отсутствие чаяний, веры – может привести к унынию. Но это совсем не сочетается с понятием «Суфий»...

училка

  • Модератор
  • Ариф
  • *****
  • Сообщений: 1252
  • Reputation Power: 1
  • училка has no influence.
    • Просмотр профиля
Может ли духовный человек /суфий испытывать отрицательные эмоции, не является ли это признаком того, что он "недуховен"?



Вот хорошая ссылка по данной теме:  http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=639.0&postdays=0&postorder=asc&start=0



Цитата: "психоаналитик"
негативную эмоцию нужно выражать не спонтанно, а выбрав для нее специальное время, продумав роль до мельчайших подробностей? Т.е. выражать, но осознанно!


Главное не заиграться, поверив в свою "осознанность" )

психоаналитик

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 78
  • Reputation Power: 0
  • психоаналитик has no influence.
    • Просмотр профиля
Большое спасибо, дорогой wayter, за Ваши подробные объяснения. Думаю, теперь у меня появилась надежда на продолжение работы =)

Мне требуется некоторое время, чтобы тщательно изучить Ваше сообщение и подготовить ответ, а пока могу сказать следующее.

Безусловно, Абрахам Маслоу, Фриц Перлз, Эрик Берн и Эверетт Шостром встали бы грудью на пути идеи Гурджиева о "хорошем актерстве". Это разные направления с разными целями и разной философией. Тем не менее, я убежден, что есть способ "примирить" эти направления. Например, как Вы отнесетесь к идее, предложенной моим учителем и коллегой, психотерапевтом Аллой Спиваковской, работающей в русле гурджиевской традиции, о том, что негативную эмоцию нужно выражать не спонтанно, а выбрав для нее специальное время, продумав роль до мельчайших подробностей? Т.е. выражать, но осознанно!

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Вы ссылаетесь на Гурджиева, но как раз одно из основных положений гурджиевской системы - невыражение отрицательных эмоций. Г.И. также говорил, что необходимо быть хорошим актером. Иногда требуется обозначить для человека свое недовольство, но отсюда никак не следует, что необходимо в процессе испытывать гнев. Согласно Г.И., человек это сломаная машина, поэтому его эмоции также дефективны и деструктивны. Вместо того, чтобы сообщать подлинную информацию о мире, они искажают наше видение реальности. То есть обычно мы испытываем не гнев, который помогает выжить, а гнев, ведущий к (само)разрушению.



Трудно будет найти утверждение в классической суфийской литератере (да и в традиционной духовной литературе вообще), что выражение гнева и прочих отрицательных эмоций полезно и необходимо. Духовно-религиозная литература обычно призывает к кротости, смирению и спокойствию. Иисус, если и испытывал гнев, то никогда не призывал следовать этому примеру. "Вложи свой меч на место, человек..." сказал он Петру, когда тот стал проявлять вполне праведный гнев.



Теория, что невыражение гнева признак невротической личности и каким-то образом нам вредит, неочевидна и требует доказательств. Что, собственно, имеется в виду? Например, даже самый кроткий человек так или иначе вынужден выражать свое недовольство, хотя бы изредка. Можно ли считать простое твердое "нет" выражением гнева? Выражая таким неагрессивным способом свое недовольство ситуацией, подавляем ли мы гнев?



Не следует толковать буквально "всегда" и "никогда" в текстах д-ра Нурбахша. Речь идет, конечно же, об ориентирах. Все мы люди, и нам не избежать обычных человеческих переживаний. Задача в том, чтобы их очистить, насколько это в наших силах. "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя" (Мф.).  Вы же не толкуете буквально эти слова Иисуса? А то ведь так глаз ненадолго хватит. Это стиль, часто встречающийся в духовной литературе, эмоционально приподнятый и указывающий на некие, возможно, и недостижимые, идеалы.    



Вы пишете: "Гнев - эмоция моментальная, а зикр может изменить мировоззрение ученика далеко не сразу"



Зикр, когда он интенсивен, меняет внутреннее состояние таким образом, что бессмысленные отрицательные эмоции просто не возникают. В осознанном состоянии очень трудно гневаться.  



Вы пишете: "актуализированная личность потому и актуализированная, что не скрывает ни от себя, ни от других никаких своих эмоций и черт характера".



Не скрывать от себя свои эмоции - это, конечно, правильно. Но других людей пожалеть тоже надо. Не скрывать от них никаких  эмоций? А если мама новорожденного спрашивает, нравится ли Вам ее ребенок, Вы ей сообщите, что он у Вас ничего, кроме отвращения, не вызывает? Следует помнить,  что человек во многом механичен, так зачем подвергать ближнего ненужным страданиям, выплескивая эту механичность наружу?



Невыражение своих эмоций, как мне видится, не имеет прямого отношения к лицемерию, как и выражение их - к искренности. Невыражение негатива это упражнение. Изменяя свои внешние проявления, удается порой менять и внутреннее состояние. Через явное - к тайному, через внешнее - к внутреннему. Культурный человек, безотносительно к суфизму, должен следовать этикету, даже если внутренее он ощущает желание голыми руками задушить негодяя, наступившего ему на ногу. Если это неискренность, то я за такую неискренность. Культура подразумевает частичный уход от непосредственных реакций и переход к правилам, к этикету - именно потому, что некоторые непосредственные реакции перестали играть  приспособительную роль и стали неуместными. Следование изощренному этикету всегда было признаком аристократизма и является частью духовной практики  в суфийских тарикатах по сей день.



Близко к теме:  http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=2579.0
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

психоаналитик

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 78
  • Reputation Power: 0
  • психоаналитик has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: От теории ...
« Ответ #23 : 12 пЭТРап 2007, 21:44:42 »
Цитата: "SERGEY"
В речи д.Нурбахша, возможно, перечислены максимы - в качестве ориентиров личностного роста человека.

Совсем необязательно видеть в его словах рекомендацию подавлять гнев и др. психические реакции.


Эта мысль мне близка, с одним "но". Ориентир - это идеальная роль, которую предлагается играть ученику. И чем лучше он ее играет, тем ближе он к идеалу. Опять манипулирование собой и игра?

У меня вызывает настороженность слишком "совершенный" учитель и вызывает уважение и симпатию учитель человечный, который не боится оголить перед учениками некоторые свои эмоции. Пусть они у него будут редки, но они будут. Конечно, это риск потерять авторитет в глазах учеников, которые уже влюбились в ту иллюзию учителя, которая им мила, но это искренне. В другом месте Дж.Нурбахш пишет, что суфизм начинается с искренности.

Кстати, как в суфизме понимается искренность?

психоаналитик

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 78
  • Reputation Power: 0
  • психоаналитик has no influence.
    • Просмотр профиля
Прежде всего хочу поблагодарить всех откликнувшихся на эту тему, особенно муму с его замечательными стихами =)

Тем не менее, тема для меня важная, т.к. по ней я пишу работу, и мне бы хотелось разобраться с ней глубже. В работе я провожу параллель между гештальт-терапией и суфийской практикой.

Ваших ответов очень много, поэтому прошу прощения у тех, кому не смогу ответить. Прокомментирую лишь самые, на мой взгляд, существенные сообщения.

Прежде всего, предлагаю четко разграничить понятия "дервиш" (ученик) и "суфий" (мастер, достигший стоянки полного удовлетворения). В английском тексте использовано слово "суфий" и, возможно, это вызывает некоторую путаницу.

Цитата: "wayter"
Из Вашего сообщения можно сделать вывод, что за гневом стоит какая-то сермяжная правда, которой необходимо тут же делиться с окружающими. А на самом деле гнев, кроме редких случаев, - неадекватная, а то и невротическая, реакция на обстоятельства, которые требуют либо других, более положительных, эмоций, либо вмешательства разума.


За гневом не стоит никакой правды, кроме того, что это естественная реакция психики на неблагоприятную ситуацию. Вопрос в том, что, как Вы справедливо заметили, для разных людей, в зависимости от их установок и общей картины мира, неблагоприятными будут казаться разные ситуации, и, соответственно, один будет гневаться чаще другого. Я нигде не говорил о том, что гнев должен быть частым, он может быть раз в 10 лет, но если он есть, то он есть. Нурбахш же использует так называемый "универсальный квантификатор" "никогда", т.е. полностью исключает эмоцию гнева для суфия. Кроме того, он (если перевод верен) называет подобную безгневность "нормой", т.е. ориентирует дервишей ей следовать, что возможно только путем подавления, что ведет к невротизации психики.

Цитата: "училка"
Соблюдаемая норма может быть следствием внутреннего состояния суфия - спокойствия и умиротворения, т.е. приятия любой ситуации, как данности. Нет мирских желаний – нет и сердитости от их неудовлетворения. Все естественно, и внешнее отражает внутреннее.


Признаюсь, я с трудом могу поверить в отсутствие гнева у суфия. Гневался Мухаммад, гневался Иисус, гневались христианские святые, гневался, как показала Кет, Гурджиев, да что там - гневается сам Бог, как справедливо заметил Коперник =)

Давайте посмотрим, как это происходило в случае с наиболее авторитетным для суфиев человеком - Пророком Мухаммадом.

В одном из хадисов, переданных аль-Бухари и Муслимом, говорится:

Цитировать
Однажды пророк разделил военную добычу подобно тому, как он обычно делал это, но один из ансаров сказал: "Клянусь Аллахом, он разделил так не ради лика Аллаха Всемогущего и Великого!" Когда об этих несправедливых словах узнал благородный посланник, ему стало тяжко, цвет его лица изменился и он (сначала) разгневался, а потом сказал: "Мусу обижали еще сильнее, но он терпел!" Благодаря этим немногочисленным словам гнев посланника Аллаха улегся, и его чистая и благородная душа успокоилась. (выделено мной. - П/а)


Хочу обратить внимание на то, как именно это происходило:

гнев возник -> гнев  проявился -> гнев был рационализирован -> гнев утих

Мухаммад проявил свой гнев, что по определению Нурбахша, уже доказывает, что он не был суфием. Или я слишком цепляюсь к словам?

В хадисах Аль-Кудсийа говорится следующее:

Цитировать
Силен и могуществен не тот, кто сбивает человека с ног (своим ударом). Действительно сильным является тот, кто способен сдержать себя в порыве гнева


Вновь хочу обратить внимание на то, что рекомендуется сдерживать не гнев, а себя, т.е. не позволять, чтобы гнев вел к неразумным поступкам вроде сбивания человека с ног. Это подтверждается и другим хадисом:

Цитировать
Один человек попросил Пророка дать ему совет, (который Пророк считает особо важным). Пророк сказал: не поддавайся порыву гнева


Не сказано "не гневайся", сказано "не поддавайся порыву гнева", т.е. не позволяй ему управлять тобой.

В примере выше мы видели, как сам Мухаммад наглядно продемонстрировал эту способность.

Цитата: "училка"
Соблюдаемая норма может быть следствием внутреннего состояния суфия - спокойствия и умиротворения, т.е. приятия любой ситуации, как данности.


Я не вижу здесь логики. Если предположить, что у человека имеется некое внутреннее состояние умиротворения (т.е. это достигший суфий), то как он может НЕ следовать этой норме? Ведь это для него естественное состояние. Зачем тогда вообще об этом писать?

Может, Нурбахш предлагает способ различения суфия и лжесуфия? Но ведь это речь, прочитанная для учеников, у которых уже есть учитель.

Получается, Нурбахш советует ученикам тоже следовать этой норме, т.е. при появлении гнева подавлять его? Вы это подтверждаете, говоря:

Цитировать
Что касается дервишей, то, насколько мне известно, д-р Нурбахш рекомендует не просто подавлять гнев, а сочетать его с зэкром, чтобы переключить внимание и смотреть на ситуацию в другом масштабе.


Итак, всё-таки подавлять. Как можно сочетать гнев с зикром? Гнев - эмоция моментальная, а зикр может изменить мировоззрение ученика далеко не сразу (во многих текстах говорится о том, что стоянка удовлетворения - одна из высших стоянок). Единственный вариант, который я вижу - это подавить гнев, повторяя про себя зикр. Т.е. от подавления гнева мы всё равно не уходим, а это (в рамках гештальт-терапии) - невротично.

Специально уточню, что выражение гнева может быть вполне подконтрольным человеку, он может сердиться и контролировать эту эмоцию (как Гурджиев), он может гневаться, избегая "Ты-конструкций", т.е. избегая перехода на личности. И мне кажется, чем совершеннее человек, тем он более человечен, т.е. способен быть открытым и спонтанным, а не играть роль совершенномудрого и непогрешимого. Ибо роль есть роль, от чего в гештальт-терапии мы стремимся избавиться. Этим я отвечаю уважаемой Еве, которая написала:

Цитата: "Ева"
зачем "здоровая актуализированная личность" выражает свой гнев, демонстрируя неприемлемость ситуации "собеседнику", если это может быть связано с риском, в том числе и для жизни?


При умении это не опасно, как я указал выше. А актуализированная личность потому и актуализированная, что не скрывает ни от себя, ни от других никаких своих эмоций и черт характера. Т.е. не играет идеальных ролей.

Цитировать
Насколько мне известно, к невротизации ведет наличие подавляемых, а зачастую и скрываемых от самого себя (табуированных социумом или самим индивидуумом) эмоций, при наличии неразрешимой ("безвыходной") с точки зрения невротика ситуации; а непосредственное выражение всех переживаний является признаком, свидетельствующим более о социопатии, нежели о здоровье и актуализации.


О социопатических наклонностях характера я не говорю совсем, т.к. это особенность характера, а мы говорим об эмоциях, характерных для любого характера. В гештальт-терапии мы учим клиента выражать свои эмоции прямо, открыто и экологично, без вреда для собеседника. Та же цель и в транзактном анализе, и вообще об этом вся гуманистическая психология.

Отсрочка реакции действительно полезная вещь и зачастую единственно возможная форма действий (именно в тех случаях, когда выражение гнева может быть для нас опасным). Но чтобы не плодить абстракции, можно задать Вам прямой вопрос: Вы сами подавляете свой гнев? Удается ли Вам после этого сбросить напряжение? Каким образом? Можете ли Вы открыто сказать собеседнику, что его поведение Вас раздражает?

Цитата: "Дж.Нурбахш"
Суфий никогда не чувствует себя обиженным


Опять же если речь идет о достигшем суфии, всё в порядке. Но если это рекомендация дервишам ("норма"), то всё становится сложнее. В основе обиды лежит всё тот же гнев. Если дервиш старается не быть обиженным, он опять вынужден подавлять свой гнев ради правильного исполнения роли. Психотерапевтичнее проговорить свои чувства с собеседником, сообщив ему о своем гневе, а не играть роль "необидчивого" и не улыбаться в духе Дейла Карнеги. Именно такую улыбку можно часто увидеть на лицах адептов различных эзотерических школ. Один мой коллега по этим маскам сразу определяет, к какой школе принадлежит человек.

Цитата: "Дж.Нурбахш"
Суфий никогда не отчаивается и не впадает в уныние


Отчаяние и уныние здесь разные категории, поэтому состояние глубокой фрустрации можно обозначить словом "отчаяние", тогда уныние будет означать "плохое, подавленное настроение". Если это "норма", то надо опять надевать маску оптимиста и скрывать от себя и других свою печаль. Между тем, уныние, как и гнев, как и страх - наши базальные аутентичные эмоции, и испытывать их совершенно естественно. Хотя, конечно, желательно пореже =)

Вообще перечисленные в речи Дж.Нурбахша "нормы" сплошь насыщены универсальными квантификаторами "все, всё, ни от кого, всем, всему, никогда, ни на кого". Заданы очень высокие и, на мой взгляд, нереалистичные нормы, и если человек начнет их применять, то неизбежно будет вынужден играть роль, манипулировать собой. Если бы эти качества возникали сами по мере изменения картины мира человека, вопросов бы не было. Но когда с подобными нормами знакомят ученика, его подталкивают к игре. Такое у меня сложилось мнение, но я буду очень признателен, если кто-то разобьет мои взгляды в пух и прах, поскольку на данный момент моя работа на грани срыва =)

Всем большое спасибо!

муму

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 665
  • Reputation Power: 9
  • муму has no influence.
    • Просмотр профиля
    • Обо мне
Цитата: "муму"


Спецодежда

Для гнева шапку мне! А в гневе я ужасен...
Для зависти давай роскошные часы,
Для трусости всегда бронежилет в запасе,
Для радости тащи семейные трусы.


Оказывается, правилами форума строго запрещается рифмовать часы и трусы. Постараюсь удерживаться.

(Для раскаяния - порваная на груди рубаха и тюбетейка из пепла)
"Те, кто меня понимает – мудры; тем же, кто меня осуждает, необходимо посидеть в ночной тиши и прислушаться к своим сердцам".

Китайский мастер кулачного боя Ван Сян Жай

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
От теории ...
« Ответ #20 : 12 пЭТРап 2007, 16:11:37 »
А к чему гнев - в джунглях? Хватит зверушкам и обычной агрессии.  :D

В речи д.Нурбахша, возможно, перечислены максимы - в качестве ориентиров личностного роста человека.

Совсем необязательно видеть в его словах рекомендацию подавлять гнев и др. психические реакции. С другой стороны, проявление гнева может говорить о том, что человек недостаточно мудр - не понял своего ближнего, а может быть, - разгневался на того, кто был достоин сочувствия.

Если довериться опыту д.Нурбахша - то появится огромный простор для работы над собой, если нет - для работы над его речью.   :D
C уважением,

С.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Цитата: "психоаналитик"
Если я правильно понимаю, то это синоним слова "гнев", а гнев - одно из базовых эмоциональных состояний человека. Гнев сигнализирует нам, что ситуация неприемлема и требует изменения. Наша психика устроена так, что гнев для нее испытывать совершенно естественно. И если мы видим человека, который не гневается, то можно с уверенностью утверждать, что он гнев просто сдерживает, подавляет, что есть первейший признак невротика. Здоровая актуализированная личность свой гнев выражает, сбрасывая внутреннее напряжение и одновременно показывая собеседнику, что ситуация неприемлема.


Конечно, гнев для психики испытывать совершенно естественно (особенно, в джунглях), но испытывает она его по большей части в неестественных обстоятельствах относительно цивилизованного общества, когда для этого нет никакой нужды. Часто ли гнев помогает решить наши проблемы?  

Из Вашего сообщения можно сделать вывод, что за гневом стоит какая-то сермяжная правда, которой необходимо тут же делиться с окружающими. А на самом деле гнев, кроме редких случаев,  - неадекватная, а то и невротическая, реакция на обстоятельства, которые требуют либо других, более положительных, эмоций, либо вмешательства разума.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

ЛоЛа

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 822
  • Reputation Power: 0
  • ЛоЛа has no influence.
    • Просмотр профиля
Даа... КРУТО!

___________________
Спасибо, Кэт. )

ket

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 707
  • Reputation Power: 1
  • ket has no influence.
    • Просмотр профиля
"Я никогда не забуду, как первый раз я был вовлечен в инцидент в его комнате, который был чем-то большим, чем обычное исполнение моей домашней работы. У него был почетный посетитель в тот день, А. Р. Орадж, человек, которого мы все хорошо знали и считали, уполномоченным учителем теории Гурджиева. После завтрака в тот день они вдвоем удалились в комнату Гурджиева, и я был вызван, чтобы принести обычный кофе. Орадж был такой фигурой, что все мы обращались к нему с большим уважением, несомненно, из-за его ума, преданности и честности. Вдобавок, он был сердечным, сострадательным человеком, к которому я имел большую личную привязанность.

Когда я подошел к двери комнаты Гурджиева с подносом кофе и бренди, я заколебался, испуганный сильными звуками взбешенных криков Гурджиева внутри. Я постучал и, не получив ответа, вошел. Гурджиев стоял у своей кровати в состоянии, как мне показалось, совершенно неконтролируемой ярости. Он был в ярости на Ораджа, который стоял спокойный и очень бледный, выделяясь у одного из окон.

Я должен был пройти между ними, чтобы поставить поднос на стол.

Я так и сделал, чувствуя, как мурашки бегают по коже, при яростном голосе Гурджиева, и затем вернулся, стараясь быть незаметным. Когда я дошел до двери, то не мог удержаться, чтобы не посмотреть на них обоих: Орадж, высокий, казался засохшим и съежившимся, а Гурджиев, в действительности не очень высокий, выглядел огромным - полным воплощением ярости. Хотя ярость выражалась по-английски, я не мог разобрать слов - выражение гнева было слишком сильным.

Внезапно, в одно мгновение, голос Гурджиева смолк, весь его вид изменился, он подарил мне широкую улыбку - посмотрев невероятно спокойно и внутренне тихо - показал мне жестом уйти, а затем возобновил свою тираду с неослабевшей силой. Это случилось так быстро, что я не думаю, что мистер Орадж даже заметил нарушение в ритме.
Когда я впервые услышал звук голоса Гурджиева снаружи комнаты, я ужаснулся. То, что этот человек, которого я уважал больше всех других человеческих "существ, мог так полностью потерять контроль, было ужасным ударом по моему чувству уважения и восхищения им. Когда я проходил между ними, чтобы поставить поднос на стол, я не чувствовал ничего, кроме жалости и сострадания к мистеру Ораджу. Теперь, выйдя из комнаты, мои чувства полностью изменились. Я был еще испуган яростью, которую я увидел в Гурджиеве; ужасался его. В известном смысле, я даже больше ужаснулся, когда я вышел из комнаты, так как я понял, что это было не только не "неконтролируемое", но, в действительности, под огромным контролем и при совершенно сознательном его участии.Я еще чувствовал жалость к мистеру Ораджу, но я был убежден, что он, должно быть, сделал что-то ужасное - в глазах Гурджиева - чтобы дать право на вспышку. Мне вообще не приходило в голову, что Гурджиев мог в чем бы то ни было ошибаться - я верил в него всем своим существом, совершенно. Он не мог ошибаться."

Фритц Петерс.

Детство с Гурджиевым
часть первая

http://www.sufism.spb.ru/4thway/books/childhood1.htm
'I usually make up my mind about a man in ten seconds, and I very rarely change it.' Margaret Thatcher

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100