Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Восстановление связи  (Прочитано 2631 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Дарума

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 373
  • Reputation Power: 0
  • Дарума has no influence.
    • Просмотр профиля
Восстановление связи
« Ответ #14 : 27 ЬРавР 2007, 13:01:36 »
Цитата: "Anemos"


Anemos с любовью


 :)

pilgrim

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 145
  • Reputation Power: 0
  • pilgrim has no influence.
    • Просмотр профиля
Восстановление связи
« Ответ #13 : 17 ЬРавР 2007, 15:05:49 »
Сергей,
я тут помедитировал, в принципе со всем согласен. Вопросов пока нет.
В предыдущем посте подчеркнул слово "совет" потому что, как мне показалось, увидел противоречие в твоих словах и хотел обратить твое внимание на это.

Цитировать
....– советам и приказам наша психика активно сопротивляется.


Цитировать
..Т.е., чтобы мы заговорили, чтобы решились нарушить эту священную, заповедную экологию межличностного общения, нужно, чтобы требование этого пришло «из здесь и сейчас» (причем, желательно – в явной, недвусмысленной форме). И дожидаться этого нужно в молчании, ...


Сначала я воспринял это как совет, но сейчас вижу, что твои слова можно расценивать не только как совет, но и как напоминание, поэтому нет проблем. Впрочем, я лично не против советов иногда, все зависит от кто, когда, где.

Цитировать
Кажется, почитание эмоций достаточно развенчано, чтобы не мешать нам дальше размышлять о восприятии и реакциях, с целью найти эффективные методы их коррекции, найти точки, к которым можно будет приланать сознательные усилия. Уже достаточно очевидно, что эмоции трогать бесполезно - это тени.


Будем считать, что почитание тех самых отвратительных эмоций развенчано. Будем прилагать усилия, чтобы держать эти тени там, где им место.

Спасибо.

Удачи нам.

pilgrim

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 145
  • Reputation Power: 0
  • pilgrim has no influence.
    • Просмотр профиля
Восстановление связи
« Ответ #12 : 17 ЬРавР 2007, 01:02:25 »
Сергей, хотя и много слов на мой вкус, но все же молодец, что так эмоционально поделился интересными мыслями  ) Читая, анализировал себя и вижу, что как это ни прискорбно, но далеко еще мне до "здесь и сейчас"...хотя вот же ж оно родное, перед самым твоим носом...ан нет, так просто голыми руками не возьмешь....

Во многом с тобой согласен, правда есть и вопросы. Но последую твоему с о в е т у, подожду с ними, пусть сначала молчание наступит )

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
О традиции
« Ответ #11 : 16 ЬРавР 2007, 15:40:24 »
wayter,
Цитировать
Одна из задач духовной культуры, Традиции, в том, чтобы восстановить нарушенную обратную связь.


В продолжение темы.

У традиции множество функций. Сохранить и донести до последующих поколений фундаментальные, сущностные законы нашего бытия, выработать необходимые формы для их сохранения и проведения в жизнь – лишь некоторые из этих функций.

В этой связи хотелось бы указать на один из элементов традиции – адаб (правила поведения дервишей в ханаке).

Можно рассматривать адаб как один из многих, доставшихся нам в наследие культурных феноменов: в истории известны и домострой, и дипломатический этикет. Однако, адаб выделяется в этом ряду «равно полезных человечеству» явлений.

Адаб указывает, и основывается на важнейших, я бы сказал, архи важных законах нашего бытия: необходимости присутствовать «здесь и сейчас» и на огромной важности и действенности сказанного слова. Правила адаба служат формой, позволяющей практически освоить правильные стратегии поведения – т.е., приобрести их реальный навык во время общения и пребывания в ханаке.

В обыденной жизни мы теряем остроту восприятия, теряем ощущение огромности потенциала сказанного слова, и величину своей ответственности за него. Нам становится все равно, о чем говорить и когда говорить. И стирается разница между повествовательным сообщением – вот, вспомнилось, хочу сейчас рассказать … , - и готовностью раздавать советы и даже понуждать к действию. А, ведь, повествовательный рассказ иногда даже больше воздействует на собеседника, чем конкретный совет или даже приказ – советам и приказам наша психика активно сопротивляется.

Часто от нас скрыты последствия, порожденные незначительными словами, нами сказанными. Например, соседу: «Знаешь, к нам в командировку приехал один инженер. Так вот, он рассказывал, что его дочь … » И, дальше: невероятное совпадение, встреча, повторение рассказа – просто, чтобы «разговор поддерживать», - ссора и разрушенные судьбы.

Т.е., чтобы мы заговорили, чтобы решились нарушить эту священную, заповедную  экологию межличностного общения, нужно, чтобы требование этого пришло «из здесь и сейчас» (причем, желательно – в явной, недвусмысленной форме). И дожидаться этого нужно в молчании, ибо, новое сказанное слово будет рождать новый мир, новые судьбы. Даже, самое незначительное слово – и за него придется держать ответ, если не нам, то кому-то.

Или, например, что-то говорим, чтобы намекнуть на свои выдающиеся достижения, способности. Кому от этого плохо? Но, при этом, если мы нарушим СУЩНОСТНЫЕ бытийные законы (а не просто правила хорошего тона) – например, скажем не то, о чем нас спрашивают «здесь и сейчас», возмездие может последовать с неожиданной для нас стороны. Почему, лишь «может»? – потому, что иногда удается перейти реку и по тонкому льду. Но, стоит ли ходить по нему постоянно, стоять и подпрыгивать? А со словом, общением, мы поступаем именно так, когда не учитываем сущностные законы этого общения. По значимости, я бы приравнял их к законам термодинамики, или тяготения.

Адаб указывает нам на важность слова, учит, как не подвергая опасности себя и окружающих, вступать в общение, предлагает формы, в которых такой навык можно приобрести.

Ниже приведен отрывок из книги Вольтера «Задиг или судьба», в котором показывается, то, о чем говорилось выше: как судьба героя накручивает совершенно неожиданные круги  из-за нескольких излишних слов, сказанных не по существу вопроса.

Однажды, когда Задиг прогуливался по опушке рощицы, к нему подбежал евнух царицы, которого сопровождали еще несколько дворцовых служителей. Все они, видимо, находились в сильной тревоге и метались взад и вперед, словно искали потерянную ими драгоценную вещь.
     - Молодой человек, - сказал первый евнух, - не видели ли вы кобеля царицы?
     - То есть, суку, а не кобеля, - скромно отвечал Задиг.
     - Вы правы, - подтвердил первый евнух.
     - Это маленькая болонка, - прибавил Задиг, - она недавно ощенилась, хромает на левую переднюю лапу, и у нее очень длинные уши.
     - Значит, вы видели ее? - спросил запыхавшийся первый евнух.
     - Нет, - отвечал Задиг, - я никогда не видел ее и даже не знал, что у царицы есть собака.
     Как раз в это время, по обычному капризу судьбы, лучшая лошадь царских конюшен вырвалась из рук конюха на лугах Вавилона. Егермейстер и другие придворные гнались за ней с не меньшим волнением, чем первый евнух за собакой. Обратившись к Задигу, егермейстер спросил, не видел ли он царского коня.
     - Это конь, - отвечал Задиг, - у которого превосходнейший галоп; он пяти футов ростом, копыта у него очень маленькие, хвост трех с половиной футов длины, бляхи на его удилах из золота в двадцать три карата, подковы из серебра в одиннадцать денье.
     - Куда он поскакал? По какой дороге? - спросил егермейстер.
     - Я его не видел, - отвечал Задиг, - и даже никогда не слыхал о нем.
Егермейстер и первый евнух, убежденные, что Задиг украл и лошадь царя, и собаку царицы, притащили его в собрание великого
Дестерхама, где присудили к наказанию кнутом и к пожизненной ссылке в Сибирь.

Едва этот приговор был вынесен, как нашлись и собака и лошадь. Судьи были поставлены перед печальной необходимостью пересмотреть приговор; но они присудили Задига к уплате четырехсот унций золота за то, что он сказал, будто не видел того, что на самом деле видел.

Задигу пришлось сперва уплатить штраф, а потом ему уже позволили оправдаться перед советом Дестерхама. И он сказал следующее:

- Звезды правосудия! Я клянусь вам Оромаздом, что никогда не видел ни собаки царицы, ни коня царя царей. Вот что со мной случилось.

Я прогуливался по опушке рощицы, где увидел на песке следы животного и легко распознал, что их оставила маленькая собачка. По едва заметным бороздкам на песке между следами лап я определил, что это сука, у которой соски свисают до земли, из чего следует, что она недавно ощенилась. Следы, бороздившие песок по бокам от передних лап, говорили о том, что у нее очень длинные уши, а так, как я заметил, что след одной лапы везде менее глубок, чем следы остальных трех, то догадался, что собака немного хромает.
 
… Я заметил следы лошадиных подков, которые были на равном расстоянии друг от друга. Вот, подумал я, лошадь, у которой превосходный галоп.
Пыль с деревьев вдоль дороги была немного сбита справа и слева. У этой лошади, подумал я, хвост трех с половиною футов длиной: в своем движении направо и налево он смел эту пыль.
Я увидел, под деревьями, образующими свод в пять футов высоты, опавшие листья, из чего заключил, что лошадь касалась их и, следовательно, была пяти футов ростом. Я исследовал камень кремневой породы, о который она потерлась удилами, и определил, что бляхи на удилах были из золота в двадцать три карата достоинством. Наконец, по отпечаткам подков, оставленным на камнях, я пришел к заключению, что ее подковы из серебра достоинством в одиннадцать денье.
C уважением,

С.

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
P.S.
« Ответ #10 : 15 ЬРавР 2007, 19:25:51 »
Вот, сейчас, чтобы не сорваться в круговорот суждений, лишь несколько добавлений, штрихов к теме об эмоциях, чтобы мы вместе смогли продолжить размышлять на эту тему в рамках одной линии рассуждения.

Значит, для размышления возьмем такое толкование эмоций: они ничего не значат в нашем восприятии, являются его побочным следствием. Так, сильный шум – это результат работы мощного двигателя, а не сила шума придает ему мощность. И, когда мы испытываем какую-либо эмоцию, она ничего не говорит о СИТУАЦИИ, которую мы воспринимаем. Мы лишь можем по силе эмоции косвенно судить об интенсивности нашего восприятия и, соответственно, переживания. А, по содержанию, наше восприятие может совсем не соответствовать текущему явлению (ситуации), и эмоции тут – не ориентир (испытали накануне сильное потрясение, кровь еще не очистилась от огромного количества энергетических катализаторов – гормонов, и новое событие, имеющее противоположный смысл, эмоционально будет протекать в том же негативном цвете: эхо от прогремевшего грома будет  «забивать» колокольчик счастья).

Возникает вопрос: почему, если эмоция – это «фоновый шум» нашей подготовки к действию, мы, тогда, испытываем эмоции, читая книгу, воспринимая идею?

Потому, что, воспринимая текст (речь), мы все равно переживаем это, как реальное – и готовимся к действию, и действуем. Певцам перед выступлением не рекомендуют слушать других, потому что их голосовые связки работают, даже при прослушивании посторонних исполнителей, и, к моменту собственного выступления, могут утомиться. Эмоциональный человек более реалистично «проживает» ситуацию, о которой читает (слышит), и потому испытывает более сильную эмоцию. Человек, сильнее осознающий и сохраняющий дистанцию с воспринимаемым (читаемым), будет более спокойным (его организм будет стимулироваться меньшим количеством гормонов).

Объективность связи эмоции с воспринимаемым нами событием (с его содержанием и смыслом) очень сомнительна, или очень условна.

Как, например, накануне свадьбы жених эмоционально среагировал бы на известие: «Ваша невеста – не девственница…» - 50 лет назад? А сегодня? – скорее всего, воспримет это, как спам, не в смысле достоверности, а в смысле значимости. Хотя, ведь, и сегодня, кое-где за это могут и избить, и убить… А 50 лет назад определенная реакция на это считалась незыблемой, «устои-образующей» :0)

Кажется, почитание эмоций достаточно развенчано, чтобы не мешать нам дальше размышлять о восприятии и реакциях, с целью найти эффективные методы их коррекции, найти точки, к которым можно будет приланать сознательные усилия. Уже достаточно очевидно, что эмоции трогать бесполезно - это тени.
C уважением,

С.

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
Про эмоции без эмоций :0)
« Ответ #9 : 15 ЬРавР 2007, 14:57:04 »
wayter,
Цитировать
Согласен. После того, как ситуация определена, эмоции мобилизуют организм на то или иное действие.


Спасибо. И я пониманию Ваше согласие так, что равно возможно и мое утверждение, и Ваше: у обоих мала обосновательная база, чтобы сделать однозначный выбор. Смысл различать их в таком, draft-виде - это с целью поиска: может, получится выйти по какой-либо из цепочек рассуждения на несколько новое видение, понимание.

И, поэтому, рассуждая об эмоциях, я стараюсь намеренно исключать их роль и значимость в нашем восприятии, до поры до времени пытаясь объяснить все с помощью других наших "деталей". Чтобы, если получится, найти тот момент, когда без эмоций - уже никак не сходится модель.

wayter (по поводу истории про эмигранта),
Цитировать
Я бы сказал, что в данном случае именно тягостное эмоциональное состояние заставляет думать, что "ситуация опасна". С другой стороны, эмоция возникла, скорее всего, в результате внешнего импульса - неудачного эмигрантского опыта. Или же опыт именно такой из-за неадекватного эмоционального фона? Такой вот круговорот обратных связей.


Угу. И не хватит дополнительных данных, чтобы выйти из этого круговорота (вот, советовали же мне авторитетные товарищи провести некоторое время в психушке - собрал бы эмпирики... :0)

Но мы попробуем, не увязая в этих круговоротах, пойти дальше, помня, что в любой момент может рухнуть хрупкая конструкция наших рассуждений, постороенная на большом количестве допущений и предположений, опирающаяся на редкие научно-достоверные факты.

Для случая с эмигрантом. Его восприятие и поведение будет таким, а не иным, не из-за его личностных свойств: само устройство нашей воспринимающей системы таково, что можно понять и во многом предсказать его реакции. А что следует из структурного строения нашей системы ? Вспомним эксперименты с руками и водой:

система инертна, - значит, при быстрой смене явлений она "запрограммированно" будет ошибаться (из холода - в тепло: и чувствуем больший холод);

система адекватно работает лишь в сравнительно узком диапазоне интенсивности возбуждений - более сильные могут полностью "скрывать", перекрывать более слабые, или более поздние по времени возбуждения (вспомним слезы от счастья, или полный ступор от трагедии)...

И вот, если мы будем руководствоваться только эмоцианальным, неправильные оценки, а следовательно, и поступки, неизбежны.
Возникает вопрос: зная эти минусы, можем ли мы разорвать эту связь "восприятие - действие", сделать паузу, и подключить к анализу явлений еще какие-либо наши возможности? И может ли такая наша схема рассуждений помочь ответить на вопрос, как это сделать?

Какая-то полезность от такого подхода уже есть: неадекватность поведения в некоторых случаях  - это следствие не каких-то индивидуальных особенностей (недостатков), а объективные пределы используемого "аппарата". Т.е., не надо с этим воевать, маскировать и т.п.. а принять, и искать ресурсы компенсации.

Но, возникает нечто, вроде чувства недоумения: что же это, природа, зажала нас в теснины...

Вернемся к началу рассуждения. Физиологические эксперименты показывают, что наши рецепторы восприятия (свет, температура) производят возбуждение сразу двуж каналов (+ и - ) ПРИ КАЖДОМ ЯВЛЕНИИ: прикоснулись мы к теплому предмету - и в систему восприятия пошел сигнал (сильное возбуждение) от "теплых" рецепторов, и сигнал (такое же, или почти такое же сильное возбуждение) от затормозившихся "холодных" рецепторов. Т.е., теплый предмет мы схватили, или холодный - с точки зрения сигнального кода реакция будет ВСЕГДА СИММЕТРИЧНОЙ (неангажированной, я бы сказал :0) ).

Вот, остановимся на этом. Получается (или, "допускается") :), что природа не "зажала нас в теснины", а наоборот, предоставила свободу.  Происходит явление - и, физическая, телесная наша часть, с готовностью предоставляет "материально-гормональную" базу под любой из возможных сценариев восприятия: рецепторы возбуждены, гормоны на подходе - и без задержек "артиллерия" поддержит выбранный путь.

И, тогда, получается, что-то доопределяет, направляет лавину в то или иное русло. Предположительно, некий контекст, дополнительные нюансы. Возникает вопрос о культуре (в широком смысле).

Значит, консервативная (в плане перестройки) наша природная часть - это не клетка, не рельсы - а, заведенный, готовый к движению в любом направлении,  двигатель.
C уважением,

С.

pilgrim

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 145
  • Reputation Power: 0
  • pilgrim has no influence.
    • Просмотр профиля
Восстановление связи
« Ответ #8 : 15 ЬРавР 2007, 14:21:03 »
Цитировать
Anemos

Подавление же столь сильной эмоции как гнев приведет, рано или поздно, к "яркой" обратной связи, например, онкозаболеванию.

Несомненно, постоянно испытываемый и подавляемый гнев может привести к внутреннему дисбалансу, к состоянию хронической ярости и вызвать болезнь. Ярость - это ничто иное как долгостоящая злость. В этом случае человек зациклен на своей эмоции, обычно она возникает в детстве, причины могут быть самые различные - детские обиды, реакция на негативное окружение, и вся дальнейшая жизнь уже будет окрашена и омрачена этой эмоцией.
Можно долго работать над собой, но от этой привычки , а это и есть привычка, автоматизм, реакция не так просто  избавиться. В суфизме эта задача конкретно решается, смещаются акценты, постепенно спадают завесы, возрастает сострадание, осознание, а с ними внутренняя гармония. Возвышаясь духом человек возвышается над своими животными интсинктами и привычками.

Цитировать
Культурные традиции у каждого народа свои, выходит, что и научение позитивным обратным связям будет различно, как и само понимание "позитивная обратная связь" (тобишь хорошая в рамках одной системы).


Внешне культуры у нас могут быть разные, как и наши языки, но бескультурье духа почему то у всех народов расценивается одинаково. Также как и рыцарские качества везде узнаваемы и всегда высоко ценились человеством.

ovidius

  • Искатель
  • *
  • Сообщений: 25
  • Reputation Power: 0
  • ovidius has no influence.
    • Просмотр профиля
Восстановление связи
« Ответ #7 : 15 ЬРавР 2007, 12:35:26 »
Долго колебался с ответом, вспоминая, что "молчание ценнее, чем слова".
Существует, например, айкидо, где энергия партнера, во многих случаях рассматриваемая как агрессия, применяется на благо в том числе и этого партнера.
Опытный юрист способен найти правовую основу для нужного "социального действия" в современном обществе, далеком от идеального, и законы которого часто несовершенны и противоречивы.
То же самое и про эмоции.
Конечно, существует искусство правильного отношения к сферей эмоций, позволяющее вносить гармонию туда, где, казалось бы, царил хаос и разрушения. Но для этого тоже мастером надо быть :)

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Восстановление связи
« Ответ #6 : 14 ЬРавР 2007, 23:41:32 »
Цитата: "Sergey"
wayter,
Цитировать
Вообще говоря, эмоции это часть механизма обратной связи. Они помогают установить, например, что ситуация опасна или же, наоборот, является благоприятной.


Позвольте высказать несколько иное предположение:

Эмоция возникает после того, как ситуация распознана, организм готовится к действию, усиливается выработка необходимых гормонов.
Возникновение эмоции - побочный эффект увеличенного присутствия определенных гормонов в организме, задача которых - обеспечить организм энергией для ответной реакции, для действия.


Согласен. После того, как ситуация определена, эмоции мобилизуют организм на то или иное действие.

Надо также добавить, что эмоции играют важную роль в поддержании баланса с окружающей средой, гомеостаза. Подобное равновесие требует учитывать и внешние, и внутренние стимулы.

Не только эмоции включаются в ответ на внешний импульс, но они также определяют, какой именно импульс заслуживает большего внимания. Эмоции формируют доминанту, которая заставляет обращать внимание на то, что важно в данный момент, и игнорировать то, что менее существенно. Влюбленный юноша забывает поесть.

Во многих случаях эмоции определяют для человека ситуацию, а не просто возникают после того, как она определена.

Вы привели пример того, как эмоции окрашивают восприятие:

Цитировать
Мне рассказывали одну историю. Грузчики вносили в дом купленную мебель, и один из них разговорился с хозяином:
– Я эмигрант в этой стране… Хорошей работы нет, денег на жизнь постоянно не хватает…
Потом, его внимание привлекла пасторальная картина на стене, на которой был изображен воплотившийся рай: рядом с умиротворенными львами паслись безмятежные лани.
– Вот, видишь, – обратился горемыка к хозяину, указывая на картину, – львы пришли на луг, и сейчас сожрут тут всех…


Я бы сказал, что в данном случае именно тягостное эмоциональное состояние заставляет думать, что "ситуация опасна". С другой стороны, эмоция возникла, скорее всего, в результате внешнего импульса - неудачного эмигрантского опыта. Или же опыт именно такой из-за неадекватного эмоционального фона? Такой вот круговорот обратных связей.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
Об эмоциях.
« Ответ #5 : 14 ЬРавР 2007, 18:33:34 »
Предлагаю порассуждать об эмоциях на структурном уровне, чтобы нейтрализовать затрудняющую рассуждение сложность этого явления - наш язык позволяет дать определение множеству эмоций, а опыт говорит о том, что мы можем переживать сразу несколько эмоций одновременно, в смешении.

Для этого, весь потенциально доступный нам перечень эмоций разделим по самому очевидному признаку: на положительные и отрицательные. Тогда, критерии такого разделения (интерпретации) происходящих событий, возможно, должны содержаться в самих происходящих событиях, но, что обязательно – в нас самих должен быть встроен некий «механизм», обладающий способностью направить весь возможный спектр наших реакций по одному из двух «генеральных сценариев»: запускать либо положительные стратегии, либо – отрицательные.

Экспериментально установлено, что в сетчатке глаза человека, с помощью которой мы воспринимаем увиденное, присутствуют не только клетки, возбуждение которых возрастает с усилением их освещенности, но и клетки, возбуждение которых тормозится от освещения, а возрастает – от «темноты».

Рецепторы, с помощью которых мы воспринимаем температуру, так же разделяются на два вида: те, возбуждение которых нарастает с повышением температуры, и другие, у которых нарастает возбуждение с увеличением холода (разумеется, граница, разделяющая холод и тепло, для наших рецепторов находится на уровне обычной температуры тела).

Последнее утверждение, о тепловых рецепторах, легко проверить на собственном опыте (ибо, для экспериментов с сетчаткой нужна сложная аппаратура): если опустить одну руку в горячую воду, а другую – в холодную, и после этого обе руки опустить в горячую, то для руки, «вернувшейся» из холодной купели, горячая вода будет ощущаться «горячее». – Т.к. от перемещаемой из холодного в горячее руки мы воспринимаем возбуждение удвоенной амплитуды: еще, по инерции, сохраняется высокий уровень сигнала от «отрицательных» рецепторов, и на него накладывается растущее возбуждение «положительных».

Вспомним, что если у нас получился другой опыт: мы прогулялись часок по морозу без перчаток, и дома сунули руку под теплую воду – на некоторое время нашей руке, наоборот, «станет холоднее».

Что нам дают эти рассуждения, какой «предсказательной ценностью» они обладают?

Если допустить (ГИПОТЕЗА!), что и интегрально наша система восприятия устроена по такому «дуалистическому» принципу, т.е. - структурно так организована, что «ждет» хорошего или плохого события, чтобы запустить положительные или отрицательные стратегии,

то такая система, априори (по своей структуре) – ОТНОСИТЕЛЬНА (не рассчитанная на восприятие «абсолютных» величин), и ее легко ввести в заблуждение, в том числе – и предыдущими событиями. А значит, в цепочку «восприятие – реакция» просто необходимо внести еще некое звено, которое проверит еще раз это "восприятие с плюсом" или "восприятие с минусом", что подсовывает нам «дуалистическая», созданная природой, система распознавания.

Почему наше восприятие устроено так? – не будем рассуждать об этом здесь, но, рассмотрим некоторые очевидные следствия.

Получается, что наша система восприятия, устроенная на проиллюстрированном выше «дуализме», легко впадает в «иллюзию»: одна рука оценивает воду более горячей, чем другая, и зависит это от происшедших ранее событий, а не от действительной температуры воды.

Мне рассказывали одну историю. Грузчики вносили в дом купленную мебель, и один из них разговорился с хозяином:
– Я эмигрант в этой стране… Хорошей работы нет, денег на жизнь постоянно не хватает…
Потом, его внимание привлекла пасторальная картина на стене, на которой был изображен воплотившийся рай: рядом с умиротворенными львами паслись безмятежные лани.
– Вот, видишь, – обратился горемыка к хозяину, указывая на картину, – львы пришли на луг, и сейчас сожрут тут всех…

Может, восприятие этого человека походит на реакцию нашей руки, которая, пробыв час на морозе, под струей теплой воды чувствует еще больший холод?
C уважением,

С.

dvornik

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 61
  • Reputation Power: 0
  • dvornik has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Восстановление связи
« Ответ #4 : 14 ЬРавР 2007, 17:42:30 »
Цитата: "wayter"
Одна из главных "поломок" современного человека - это результат все большего развития индивидуальности, ведущей к ослаблению связи с родом и космосом. Нарушенный механизм восприятия заставляет видеть себя в качестве пупа вселенной. С одной стороны это замечательно, что мы все такие яркие индивидуальности, но с другой - возникает чрезмерная сосредоточенность на себе, а это путь, ведущий к страданию. Что для нас важно, то мы боимся потерять. И чуть ли не каждое событие так или иначе представляется угрозой нашему драгоценному "я" - отсюда и страх, и гнев. Связь между миром и человеком принимает все более искаженный и иллюзорный характер.

Одна из задач духовной культуры, Традиции, в том, чтобы восстановить нарушенную обратную связь.
Растворение (фана), уход от себя и сосредоточения на Боге - не только моральные поучения, но и реальный метод "восстановления связи". Это путь избавления от страдания, позволяющий увидеть себя в более реальной перспективе и ощутить, что наша яркая индивидуальность только тем и интересна, что худо-бедно отражает тот свет, который ей не принадлежит.


Да, так и есть, гипертрофированное развитие индивидуальности, это главный симптом поломки "машин" наших дней. Наверно, это следствие попытки окружения, вытеснить индивидуальность человека, которые начинаются с раннего детства индивидуума.

Индивидуальность, в насильственном окружении, пытается защититься. Как правило, попытки подобной "самозащиты" начинаются в возрасте, в котором человек мало что может понять и осознать, он просто инстинктивно защищает "свою территорию".
А поскольку весь мир человека в детстве, и юности состоит из людей его окружающих, если это агрессивная, давящая среда,  то перед человеком (подсознательно конечно) встает выбор, или он (его мир, его самость, которая для него драгоценна – больше у него ничего нет) или мир вокруг (мир который не хочет его принимать таким какой он есть- пытается уничтожить его самость, его индивидуальность).

Также подсознательно, человек понимает, что тягаться "со всем миром", ему  не по силам и начинается обратный процесс – агрессию окружения, которую человек не в силах побороть, он направляет на себя, он сам начинает вытеснять "агрессивное окружение" из себя, (свою семью, свой род, свою страну, свою культуру). Человек вытесняет из себя свои же части, которые он в глубине души очень любит, которым он старался служить, которым подражал, которые, в принципе, есть самое драгоценное в нем самом.

Вот вам и конфликт, внутренний.

В таком состоянии, у него нет выбора, или он становится "пупом земли" или он теряет себя, что, как известно, в определенном возрасте невыносимо для человека. Каким будет этот "пуп" как правило, не особо важно, будет это преступник, нарушитель, революционер, и т.д. Главное для человека в таком случае не морально-этическая  сторона дела, а то, чтоб тот мир, который он знает его принял, если не добровольно, так силой.

С возрастом, эти попытки перерождаются в привычки – человек "защищается" уже по привычке, механически.

Уход от себя, сосредоточение на Боге, на Возлюбленной. Это единственная возможность, возможность ослабить тиски этой привычки, привычки  защищаться от окружения – от жизни.

Когда осознаешь, что все что происходит снаружи, это просто отражение того, что происходит внутри, начинаешь понимать, что в этой "войне" нет двух участников, противоположных сторон, это просто война человека с самим собой.

И яркая индивидуальность, как она может принадлежать самой индивидуальности?  Ведь мы не принимаем никакого участия в нашем рождении, в нашей генеалогии, в нашем воспитании,(т.е. ни в одном из процессов, которые создали эту индивидуальность).
Ведь тогда, когда эта индивидуальность обретала форму, росла, развивалась, она была слишком мала возрастом, для того чтоб саморазвиваиться, т.е.  она есть следствие как раз того мира, против которого сама начинает войну, которому себя противопоставляет.

Anemos

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 51
  • Reputation Power: 0
  • Anemos has no influence.
    • Просмотр профиля
Восстановление связи
« Ответ #3 : 14 ЬРавР 2007, 15:56:33 »
Несколько провокационно звучит - надо ли в себе подавлять гнев.
Скорей всего каждый, приходящий на этот форум, осведомлен о подавлении как таковом. Подавление же столь сильной эмоции как гнев приведет, рано или поздно, к "яркой" обратной связи, например, онкозаболеванию.

Вопрос стоит скорее так - как вернуть себе утраченное равновесие.
Эмоции, являющие собой разные типы энергий, влекущие гормональную смену, преодолеть подавлением не возможно.

Культура... своеобразное объяснение наличия в обществе культуры у Кураева - Культура - это свидетель болезни общества, ибо она дана как лекарство. Культурные традиции у каждого народа свои, выходит, что и научение позитивным обратным связям будет различно, как и само понимание "позитивная обратная связь" (тобишь хорошая в рамках одной системы).

Эгоизм без излишеств - механизм самосохранения.
А яркая индивидуальность может и есть та самая ярко горящая искра Божья, что попала в плен к материи :)..... разве не яркие индивидуальности Святые.
Зачем же брать крайности. Мы же ищем срединный Путь.


Anemos с любовью

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
Актуальная тема!
« Ответ #2 : 14 ЬРавР 2007, 14:33:45 »
wayter,
Цитировать
Вообще говоря, эмоции это часть механизма обратной связи. Они помогают установить, например, что ситуация опасна или же, наоборот, является благоприятной.


Позвольте высказать несколько иное предположение:

Эмоция возникает после того, как ситуация распознана, организм готовится к действию, усиливается выработка необходимых гормонов.
Возникновение эмоции - побочный эффект увеличенного присутствия определенных гормонов в организме, задача которых - обеспечить организм энергией для ответной реакции, для действия.

Цитировать
Одна из задач духовной культуры, Традиции, в том, чтобы восстановить нарушенную обратную связь.


... Или же, задача культуры разрушить выработанные в прошлом устойчивые связи (стереотипы поведения), ставшие неактуальными сегодня.

Почему не актуальны сегодня? Предположение:

Ранее стратегии поведения больше основывались на инстинктах. В современной, более сложной среде, необходимо "примешивать" к анализу ситуаций и планированию реакций больше разума.
C уважением,

С.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Восстановление связи
« Ответ #1 : 13 ЬРавР 2007, 23:58:52 »
(В продолжение темы "Суфийская этика с психологической точки зрения" - надо ли подавлять гнев)



 http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=4656.0

 http://www.forum.sufism.ru/index.php?topic=36114#36114






Вообще говоря, эмоции это часть механизма обратной связи. Они помогают установить, например, что ситуация опасна или же, наоборот, является благоприятной.



У людей нередко нарушаются механизмы обратной связи, и не только в сфере эмоциональной. Например,  импульс, заставляющий искать пищу - голод - вполне может быть не к месту. Человек уже весит 200 кг, но не может остановиться, поскольку сигнал о необходимости пищи поступает без реальной на то причины.



То же самое можно сказать о возникающих эмоциях - далеко не все они нужны, некоторые бессмысленны, опасны и деструктивны. Поэтому выражать их напрямую не стоит.  Любое цивилизованное общество вынуждено применять обширный набор инструментов, позволяющих "подавить" деструктивные эмоции и предотвратить вытекающие их них поступки - от публичного осуждения, до полиции и исправительных учреждений. (Ну, и, конечно, в процессе социум начинает подавлять и то, что не разрушительно, а просто не соответствует принятым условностям).



Одна из главных "поломок" современного человека - это результат все большего развития индивидуальности, ведущей к ослаблению связи с родом и космосом. Нарушенный механизм восприятия заставляет видеть себя в качестве пупа вселенной. С одной стороны это замечательно, что мы все такие яркие индивидуальности, но с другой - возникает чрезмерная сосредоточенность на себе, а это путь, ведущий к страданию. Что для нас важно, то мы боимся потерять. И чуть ли не каждое событие так или иначе представляется угрозой нашему драгоценному "я" - отсюда и страх, и гнев. Связь между миром и человеком принимает все более искаженный и иллюзорный характер.



Одна из задач духовной культуры, Традиции, в том, чтобы восстановить нарушенную обратную связь.

Растворение (фана), уход от себя и сосредоточения на Боге - не только моральные поучения, но и реальный метод "восстановления связи". Это путь избавления от страдания, позволяющий увидеть себя в более реальной перспективе и ощутить, что наша яркая индивидуальность только тем и интересна, что худо-бедно отражает тот свет, который ей не принадлежит.
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100