sense,
Могли бы Вы (для ясности) привести пару примеров, иллюстрирующих степень зависимости физических законов от психики их воспринимающего, "сейчас" и, соответственно, "раньше"?
"... Безусловно, квантовая теория не содержит никаких действительно субъективных черт, и она вовсе не рассматривает разум или сознание физика как часть атомного события.
Но, она
начинает с разделения мира на объекты и остальной мир и, с условия, что этот остальной мир описывается в понятиях классической физики.
Само разделение, в определенной степени, произвольно. Но, исторически, оно является
прямым следствием научного метода прошлых столетий.
Применение классических понятий есть, следовательно,
результат общего духовного
развития человечества. В некотором роде, это затрагивает нас самих и, потому, наше описание
нельзя назвать совершенно объективным.Вначале говорилось, что копенгагенская интерпретация квантовой теории начинается с парадокса. Она исходит, с одной стороны, из положения, что мы должны описывать эксперименты в понятиях классической физики и, с другой — из признания, что эти
понятия не точно соответствуют природе. Понятия классической физики являются уточненными понятиями нашей повседневной жизни и образуют важнейшую составную часть языка, являющегося предпосылкой всего естествознания.
Мы должны помнить, что то, что мы наблюдаем, —
это не сама природа, а природа, которая выступает в том виде, в каком она
выявляется благодаря нашему способу постановки вопросов.
… можно сказать, что современная атомная физика столкнула естествознание с материалистического пути, на котором оно стояло в XIX веке.
… Декарт сознавал, что наше знание о нашем собственном мышлении достовернее нашего знания о внешнем мире. Но, уже сама
исходная позиция с ее треугольником: бог, мир и я, — рискованно упрощает дальнейшие рассуждения.
...Однако, три части, возникшие в процессе этого разделения, утрачивали многое в своей сущности, если любую из них рассматривать отдельно от двух других. В системе Декарта существенно, что бог присутствует и в мире, и в я, и что я не может быть отделено от мира.
Влияние картезианского разделения на человеческое мышление последующих столетий едва ли можно переоценить. Именно это разделение мы должны подвергнуть критике на основании развития физики нашего времени.
Уже в предыдущих главах говорилось, что в копенгагенской интерпретации квантовой теории мы можем описывать природу, не вводя нас самих в качестве самостоятельных сущностей в это описание.
Однако,
мы не можем уйти от факта, что естествознание создано людьми. Естествознание описывает и объясняет природу не просто так, как она есть «сама по себе».
Напротив,
оно есть часть взаимодействия между природой и нами самими. Естествознание описывает природу, которая
отвечает на наши вопросы и подвергается
нашим методам исследования. Об этой возможности Декарт еще и не думал, однако, если это предположить,
оказалось бы невозможным полное разделение между миром и я.Если говорить о больших трудностях понимания копенгагенской интерпретации [квантовой теории], с которыми сталкивался даже такой выдающийся ученый, как Эйнштейн, то корни этих трудностей можно проследить вплоть
до картезианского разделения.
Это разделение проникало глубоко в человеческое мышление в течение трех столетий после Декарта, и
оно еще долго будет существовать — до тех пор, пока не возникнет новое понимание проблемы реальности.Догматический реализм, как мы теперь видим, не является необходимой предпосылкой естествознания. Несомненно, в прошлом, в развитии естествознания, он играл очень важную роль. Фактически, ведь, точка зрения классической физики – есть точка зрения догматического реализма. Только благодаря квантовой теории стало известно, что точное естествознание возможно и без догматического реализма в качестве своей основы.
Даже если сознавать, что значение понятий никогда не может быть установлено с абсолютной точностью, все же, надо иметь в виду, что некоторые понятия составляют существенную часть нашего естественнонаучного метода, так как, они, по крайней мере, в настоящее время, образуют
конечный результат предшествующего развития человеческого мышления."
Гейзенберг. Физика и философия.