Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Слова Учителя  (Прочитано 3168 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
- в поле морфогенетическое!
« Ответ #8 : 18 ШоЭп 2007, 19:09:57 »
Религии откровения

Особое значение для нас имеют религии откровения. Это религии, восходящие к одному человеку, который сказал другим, что получил от Бога откровение, и часто под угрозой вечного проклятия призывает других этому откровению верить. Религии откровения — для нас это прежде всего христианство — являются как бы вершиной религии «Я». И «Я», со всеми присущими ему качествами, здесь не только Бог, о котором говорится, что он себя открыл. Получивший откровение тоже говорит как «Я», которое требует от других подчинить свое «Я» его «Я».
Но если здесь тоже объективно рассмотреть происходящее, мы обнаружим, что этот человек говорит тут только о себе, а вера, которой он требует, является в конечном счете верой в него самого. Тем самым он ставит себя выше не только своих приверженцев, но и провозглашенного им Бога, поскольку утверждает, что никого другого Бог подобным откровением не одарит, что все другие от подобного откровения отстранены и что сам Бог на веки вечные должен этому откровению подчиниться. Поэтому в просвещении и очищении нуждаются в первую очередь религии откровения.

Религиозное сообщество

Если внимательно проследить религиозное развитие отдельного человека, мы увидим, что его религиозное чувствование, вера и делание начинаются с его привязанности к семье. То есть первые религиозные представления задаются нам семьей. Раньше религия входила в число условий, выполнение которых давало право принадлежать к семье. Его нарушение воспринималось как отступничество и влекло за собой соответствующую кару. Поэтому раньше — а отчасти и сегодня — отступничество от религии семьи воспринималось не столько как отступничество от религии, сколько как отпадение от семьи, и связывалось со страхом потери права на принадлежность.

При более глубоком рассмотрении этот страх не имеет никакого отношения к содержанию религии, поскольку сходным образом проявляется в семьях, принадлежащих к разным конфессиям, независимо от их учения и практики. Слабее или сильнее он переживается в зависимости от того, насколько серьезно относится к своей религии семья. То же самое касается и так называемой арелигиозной позиции и позиции атеистической. Они точно так же обязательны — в той степени, в какой являются условиями сохранения права на принадлежность к семье.

Эти религии являются религиями группы. Своей религией группы часто отграничивают себя от других. Благодаря ей они чувствуют себя выше других групп и стремятся за счет других расширить влияние своей религии и своей группы. Иногда религией они оправдывают угнетение других групп. С аналогичным религиозным пылом отстаиваются и некоторые политические убеждения, и влияние они имеют аналогичное.
Эти группы являются неким расширенным «Я» и действуют как расширенное «Я». Поэтому групповая религия в еще большей степени является религией «Я». Для нее речь идет не только о том, чтобы овладеть скрытой действительностью, но еще и о власти над другими людьми и группами.

Естественная религия

Однако внутри разных религий существует выходящая за рамки привязанности к семье и группе глубокая личная набожность, хотя и уважающая внешние требования из верности к собственной группе, но внутренне намного перерастающая их содержание. К примеру, мистические течения в христианстве и исламе близки друг другу настолько, что кажется, будто различий между религиями, из которых они происходят, уже не существует.

Следовательно, над тем, что разделяют традиции, содержания веры и религиозные ритуалы, есть религиозный опыт и религиозная позиция, которые являются личными, не зависящими от религии группы. Она связана с общим для всех людей познанием мира и тех пределов, которые он для нас устанавливает. Поскольку эта религиозная позиция одинаково доступна каждому, ее можно назвать естественной религией.

Ей не нужны ни учение, ни практика. В противоположность другим религиям здесь нет превосходства одной религии над другой, нет притязаний на власть, нет пропаганды. Здесь каждый сам по себе. Поэтому естественная религия объединяет там, где другие разъединяют.

Естественная религия — это личное достижение, и, может быть, наивысшее. А какого рода, я покажу на примере зарождения философии.

Первым философам, о которых нам на Западе известно, так называемым досократикам, удалось внутренне отказаться от доставшихся им от предыдущих поколений представлений о человеке и природе и вверить себя действительности, такой, как она перед ними лежала, без оговорок и страха. Первое, что они при этом испытали, было удивление — удивление, что что-то есть. Что жизнь возникает из чего-то, что остается скрытым, и что она снова в это скрытое опускается.

Такое удивление перед лицом реальности, какой она себя являет, — это благоговение перед тем, что есть, лишенное стремления этого избежать или как-то истолковать. Это смирение перед тайной без желания знать больше, чем она сама нам показывает. Это согласие с границами, которые устанавливает для нас познаваемая действительность, без желания их уничтожить или переступить. Это в высшей степени религиозно, но при этом естественно и смиренно.

Религия как бегство

И напротив, очень многое в унаследованной нами религии представляет собой попытку уклониться от действительности, какой она себя являет, и искать от нее избавления. Попыткой изменить познаваемую действительность согласно собственным представлениям и желаниям. Дать ей иное толкование, вместо того чтобы принять ее вызов. Раскрыть ее тайну, вместо того чтобы ее уважать.

Но, прежде всего, это попытка устоять вопреки потоку исчезновения. Это попытка «Я» овладеть непостижимой действительностью и подчинить ее себе.

За этими представлениями стоят архаичные, магические надежды и страхи из тех времен, когда человек убеждался в том, что по-прежнему во всех отношениях зависим, и при помощи магических средств пытался заклинать жуткое и опасное.

Из этой архаичной глубины души происходит потребность в жертвовании, умилостивлении, искуплении и возможности оказывать влияние. Со временем привычка цементирует эту потребность в убеждения, хотя ничто не указывает на то, что за этими убеждениями стоит реальность. Эти архаичные образы, несомненно, в значительной степени являются переносом человеческого опыта на то, что скрыто. Поскольку такая религиозность переносит опыт уравновешивания, умиротворения, искупления и влияния с человеческих отношений на скрытое другое, о котором мы догадываемся, но которого не знаем.

Тем яснее становится на этом фоне, какой отдачи требует от человека естественная религия, какого очищения духа, отказа от желания влиять и властвовать.

Философия и психология

Безусловной заслугой философии и психологии является то, что они проложили путь к беспристрастному созерцанию действительности и ее границ и тем самым помогли снова обрести признание религии в ее естественной форме.

Сравнивая опыт отношений в семье с религиозными представлениями и религиозным поведением, я имел возможность наблюдать, как отношение к религиозной тайне выстраивается по хорошо знакомым образам и опыту. Уже поэтому одно только представление о Боге как личности кажется сомнительным.

Этот Бог наделяется качествами, намерениями и чувствами, заимствованными из опыта, связанного с королями и властителями. Поэтому он, к примеру, наверху, а мы внизу. Поэтому мы приписываем ему озабоченность своей честью, считаем, что его можно оскорбить, что он вершит суд, награждает или осуждает в зависимости от того, как мы себя ведем по отношению к нему. Как идеальный властитель, он должен быть справедливым и благодетельным, защищать нас от невзгод и врагов. Поэтому мы еще абсолютно чистосердечно зовем его нашим Богом. Как у короля, у него есть свои придворные — ангелы и святые, и мы сами, быть может, надеемся оказаться однажды в их числе.

Другие модели, которые мы переносим из нашего опыта на свое к нему отношение, — это ребенок и родители, сообщество избранных в семье или роде, деловые отношения к обоюдному интересу и уравновешивание «давать» и «брать», отношения между мужчиной и женщиной, к примеру, в представлении о священном браке и любовном единении, и, что может быть самое странное, отношение родителей и детей, когда мы, как родители своим детям, предписываем ему, что делать и как себя вести, чтобы он мог быть нашим Богом.

Я наблюдал также, что многим богоискателям не хватает отца, и когда они находят своего настоящего отца, их поиски Бога прекращаются. Или что многим аскетам не хватает матери, как, например, Будде.

Такие наблюдения ведут к демифологизации религий, в частности, религий откровения. То есть эти наблюдения показывают, что расхожие религиозные представления являются в первую очередь отражением человеческого опыта и потребностей и скорее говорят что-то о нас самих, чем о Боге или Божественном.

Эти наблюдения понуждают к очищению этих представлений и нашего к ним отношения. Но, кроме того, это означает, что нас снова отсылают к изначальному религиозному опыту и тем границам, которые он нам указывает и для нас устанавливает.
C уважением,

С.

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
Психология "вышла в "поле"
« Ответ #7 : 18 ШоЭп 2007, 19:05:51 »
Психотерапия и религия
Берт Хеллингер
(в сокращении)

И психотерапия, и религии стремятся к спасению и исцелению души: через душу спасти и исцелить всего человека. В этом они едины. Но, есть между ними и различия.

Психотерапии, своим происхождением обязанной науке и просвещению, свойственен критический настрой по отношению к унаследованным нами религиям. Что для религий во многом целительно, ибо своими открытиями психотерапия вынуждает религии к очищению, то есть к отходу от мифических образов, надежд и страхов, к возвращению к корням и истокам.

Душа и «Я»

Однако для психотерапии тоже актуален вопрос, насколько душа сама остается в плену архаичных образов и надежд, и потому тоже нуждается в демифологизации. Достаточно указать лишь на то, что «Я» некоторых психотерапевтов, в его власти над умами и сердцами, тоже является мифическим образом, питающим мифические надежды и стремящимся унять страхи порой почти суеверным путем.
Мифом мне кажется и то, что и религия, и психотерапия рассматривают душу как что-то личное. Поскольку если непредвзято посмотреть, как действует душа, мы увидим, что это скорее мы находимся в душе. Что не у нас есть душа и не мы ею обладаем, но мы есть у души и она обладает нами.

Образ действий

Наш образ действий феноменологичен. Это значит, что мы, насколько можем, отказываемся от привычного, в том числе и от теорий с убеждениями, и вверяем себя познаваемой действительности, какой она, со временем меняясь, себя являет. И ждем, не появится ли из скрытого что-то, что внезапно, подобно молнии, обнажает истину и рассеивает тьму, что приводит к гармонии с действительностью, которая оставляет далеко позади все знания, планы и желания «Я» и своим действием доказывает свою правоту.

Душа и «Я» в религии

Религиозные люди считают, что они зависят от сил, которых не понимают. К примеру, знают о том, что их жизнь не в их власти. Перед лицом подобного опыта, основа и действие которого остаются для нас окутанными тайной, они занимают позицию почтения, смирения или благоговения перед чем-то таинственным, чего мы не понимаем. Это подлинно религиозная позиция. Она велит нам скорее сделать шаг назад, чем вперед. Она ни на что не претендует, она — это гармония и покой. Это религия души.

И все же, какой-то части души трудно примириться с подобной сдержанностью. Она стремится взять в свои руки таящуюся за явлениями действительность, оказывать на нее влияние и заставить ее себе служить с помощью, например, ритуалов, жертв, покаяния, молитв. Это религия «Я».

Правда, в религии «Я» есть некоторые отголоски религии души, ибо она тоже признает действительность — большую, чем мы. Но одновременно она пытается снять с нее покров тайны и получить ее в свое распоряжение. Что, по сути, является противоречием. Поэтому там, где мы стремимся раскрыть тайну религии и завладеть ею для себя, вместо того, чтобы перед ней остановиться и ее уважать, религия вырождается. Этим для религий и нашей религиозной жизни указан путь очищения. Он идет от «Я» обратно к душе.
C уважением,

С.

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
Поговорили...
« Ответ #6 : 14 ШоЭп 2007, 14:12:12 »
Цитировать
Сначала я скажу Вам, что Вы излучаете какую-то боль. Прощание, долги.. какие-то. Это раз.


Спасибо за диагноз - это уже не первый в моей коллекции   :D

Из чего ты вывел такое заключение? Может, на основании процитированного мною текста? Но, это, повторю - цитата из книги Берта Хеллингера, психолога, основоположника метода семейных расстановок.
C уважением,

С.

М.П.Н.М.

  • Гость
Слова Учителя
« Ответ #5 : 14 ШоЭп 2007, 05:14:17 »
Короче, я сижу немного, потом поворачиваюсь и пытаюсь поймать взгляд того человека. Сзади сидит женщина с ребёнком лет 4-5 и разговаривает с попутчицей, я слышу слова "стоматология", "анестезия", "рентген" и т.д., врач наверное. Человек довольно быстро обращает внимание и спрашивает молча "что?". Я показываю пальцем вниз на себя и потом на открытое окно. Человек снимается с места и идет на мое место, я встаю, освобождаю место и отхожу в сторону. Его женщина остается на месте. Больше я в явную внимание в их сторону не проявлял до самого конца поездки, как бы я сам по себе, и ничего не произошло.
Потом освободилось место прямо передо мною, где я встал и, примерно в то же время, место рядом с тем человеком, куда тут же села его женщина. Позже она попросила: "прикрой немного, сзади ребёнок". Потом я сунул наушники в уши и стал слушать плеер.
Пока я слушал плеер, я всё равно боковым зрением был в том направлении, где сидела эта пара. И у меня мелькнула мысль, что как-то нехорошо получилось - незакончено. Ведь небыло последнего контакта и у него не было возможности поблагодарить меня, если бы он хотел, например. В общем, мы не попрощались. А ведь я так самоотверженно, геройски и крайне безцеремонно залез в его, как мне показалось, чувства ! :roll:

М.П.Н.М.

  • Гость
Слова Учителя
« Ответ #4 : 14 ШоЭп 2007, 04:26:35 »
Sergey,
Спасибо, за то, что Вы написали, мне это было очень нужно.. Доло не мог Вам ответить, видимо ждал вдохновения. Сначала я скажу Вам, что Вы излучаете какую-то боль. Прощание, долги.. какие-то. Это раз. Потом, еще скажу Вам, тебе (можно на ты?), что произошло сегодня со мной в автобусе. Я стоял, как обычно напротив человека, который сидел и собирался скоро выходить, потому, что он принял определенную позу, как бы начал попоравляться, оглядываться и готовиться заканчивать своё сидение на месте. Как на остановке вошло несколько пассажиров, один был вида средне-азиатского, я думаю, что или узбек или таждик, лет 40-45 ( у меня есть друг, институтский, теперь он живёт в Ангарске, мы хоть и редко встречаемся теперь, но .. мы хорошие друзья, так, вот, он - татарин, поэтому я легко определяю национальность), с ним была женщина, русская, она сразу же потеснила меня, чуть отодвинула от цели и наступила на ногу. Он её приобнял и они начали близко вербально общаться. Я, ногу, конечно выдернул, немного возмутился внутри, но подумал, что фиг я присяду теперь. Потом человек вдруг покрылся потом, достал платок и начал вытираться, а женщина стала озираться по сторонам, в поисках, какой бы иллюминатор открыть, чтобы было не так душно. Я понял, что человеку плохо и тоже стал озираться. Наши взгляды упали на один потолочный люк автобуса, который был с пломбой, женщина заметила, что мы оба в поиске и спросила: "а что, этот не открывается, наверное?", я сказал: "нет, похоже". Потом я подумал, вот, что бы я мог такое сделать, чтобы человеку стало лучше? Растерялся немного, а потом решил представлять, что человека обдувает свежий бриз. Но пока я соображал, человек уже немного отошел на внешний вид, но его женщина начала принимать активные меры и стала перемещаться к окну, возле которого стояла большая и вполне симпатичная девушка с наушниками от плеера. Перемещение ничего не дало, - в автобусе было более-менее свободно и девушку незаметно подвинуть было сложно, а попросить поменять место - неудобно, я думаю.
Но они отошли от моей цели. И тут, бах, освобождается место сзади от меня и у окна и там же присутствует такое сдвигающееся стекло. Я медленно, так, безучастно поворачиваюсь на 180 градусов, непринужденно обозначая своё случайное возникновение в области вакансии, и женщина с ближнего к проходу сидения предлагает мне присесть к окну. Я смотрю на женщину и быстренько сажусь, как говорится, пока предлагают. Открываю окно для свежего воздуха потому, что была такая программа и соображаю, что самое то - было бы сейчас того человека посадить на моё место...
Продолжение следует

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
Хорошо не забытое старое
« Ответ #3 : 13 ШоЭп 2007, 14:39:28 »
Цитировать
Сразу же приглашаю Вас в свою ветку


Спасибо. В равной мере можете считать своей и эту ветку  :D

Цитировать
Расскажите о Вашем Учителе


Потребности рассказать что-либо о своем учителе я сейчас не испытываю, просто рад тому, что он у меня есть.


Предыдущим своим сообщением я пытался обратить внимание на следующее: в притче "Ответ" (см. выше) звучит очень Традиционная тема, Традиционен и сюжет (беседа учителя с учеником), а источник - книга психолога, открывшего новое направление в психологии - Берта Хелингера.

Возникает мысль: психология начинает все шире осваивать и применять принципы Традиции - например, вспомним "открытие" З.Фрейдом анализа сновидений как источника информации о психическом состоянии человека - в суфизме этим пользовались за много веков до Фрейда.

Второй момент: в инструментально-методологическом арсенале психологов все явственнее проступают черты, источником которых видятся мистерии. В качестве иллюстрации приведу отрывок (сокращенный) из той же книги Б.Хелингера.

Прощание

Я приглашаю вас совершить путешествие в прошлое, подобно тем, кто спустя годы еще раз отправляется в дорогу, чтобы вернуться туда, где в свое время произошло нечто решающее.

Но на этот раз там не подстерегают опасности, все опасности уже преодолены.

Теперь мы отправляемся в дорогу, где каждый увидит полную картину того, что пожелает, но не всю сразу. И будет всему свидетелем, но под такой защитой, которая ему нужна. Он сможет также разобраться, что здесь имеет значение, одно вслед за другим.

Кто отправляется в такое путешествие, в проводники себе находит знатока. И вместе с ним он добирается до места, и память постепенно оживает. Здесь, значит, было то, что потрясло его так сильно, о чем он даже сейчас едва ли хочет вспомнить, такую причинило это боль. И путешественник, пока еще колеблясь, не знает, хочет ли он риск-
нуть и войти внутрь.

Тут проводник ему кивает, что можно подойти. Путешественник заходит в дом, проходит в вестибюль, осматривается и ждет. Он знает, какие люди могли бы тогда помочь ему все выдержать, они любили его и были к тому же и мужественны, и сильны, и знающи. И кажется ему, что они здесь сейчас, будто он слышит их голоса и чувствует их силу. Тут провожатый берет его за руку, и они оба, вместе открывают дверь. Ту самую.

Вот он стоит здесь, он вернулся. Он держит руку приведшего его сюда и спокойно осматривается, чтобы увидеть, как все на самом деле было, и то, и это, все целиком.

Странно, насколько по-другому он все воспринимает, когда сосредоточенно-спокойным остается, а рядом с ним помощник. Когда он вспоминает еще и то, что долго было под запретом, то словно наконец находит свою нишу - то, чье место тоже здесь. Так он ждет и смотрит, пока не узнает всего.

И кажется ему, что он домой вернулся и смотрит на ту основу, где больше нет ни прав, ни мести. Где действует судьба, смиренье исцеляет, а слабость устанавливает мир. Его помощник держит его руку, чтобы он чувствовал себя уверенно. Он глубоко вздыхает и отпускает, дав свободно течь тому, что долго в нем копилось, и ему становится и легче, и теплей.

Лишь это остается позади, друг взглядывает на него и произносит: «Быть может, ты тогда взвалил на себя что-то, что должен был оставить здесь, поскольку это не твое и требоваться от тебя не может. Присвоенные, например, долги, как будто тебе
платить за взятое другими. Сними их здесь с себя. Оставь и остальное, что тебе чужим должно быть: не свою болезнь, судьбу, принадлежащую другому, веру или чувство, оставь все это здесь».

Эти слова идут ему на пользу. Он представляется себе тем человеком, кто тяжкий груз таскал, и вот теперь его с себя снимает...
C уважением,

С.

М.П.Н.М.

  • Гость
Слова Учителя
« Ответ #2 : 10 ШоЭп 2007, 02:16:04 »
Очень интересно! Сразу же приглашаю Вас в свою ветку
http://sufism.spb.ru/forum/viewtopic.php?p=37744&sid=9177ea998bafb1af9319a4f0ca99af92#37744.
В принципе, получилось так, мы примерно одновременно говорим про своих учителей, такая случайность не бывает. Расскажите о Вашем Учителе, я привествую приветствую стихи и прозу.

Sergey

  • Аскет
  • *****
  • Сообщений: 532
  • Reputation Power: 1
  • Sergey has no influence.
    • Просмотр профиля
Слова Учителя
« Ответ #1 : 06 ШоЭп 2007, 16:04:36 »
Ответ

Однажды ученик обратился к учителю: «Скажи мне, что такое свобода?»

«Какая свобода? — спросил его учитель. — Первая свобода — это глупость. Она подобна коню, что с громким ржанием сбрасывает седока. Но тем крепче хватку он потом почувствует.

Вторая свобода — это раскаяние. Оно подобно штурману, который остается после кораблекрушения на обломках, вместо того чтоб сесть в спасательную шлюпку.

Третья свобода — это понимание. Оно приходит после глупости и после раскаяния. Оно подобно стебельку, что, качаясь на ветру, все же стоит, поскольку уступает там, где слаб».

Ученик спросил: «И это все?»

На что учитель ответил: «Иные полагают, что сами ищут истину своей души. Но это ищет через них и думает Большая Душа. Как и природа, она может себе позволить немало заблуждаться, ибо без устали меняет оплошавших игроков на новых. Тому же, кто позволяет ей думать, она предоставляет иногда некоторую свободу действий, и, как река пловца, который дает себя нести волнам, выносит всеми силами на берег».


http://www.koob.ru/hellinger_bert/
C уважением,

С.

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100