Как-то везде считалось, что учение Г. наиболее близко двум традициям: христианству и суфизму. Я нигде не встречал, чтобы кто-то сопоставил его с другой мировой традицией - буддизмом. После сопоставления с ней обнаружил, что учение Г. в своих основных моментах наиболее близко именно к нему - буддизму. Кратко, даже схематично, обосную это. Делаю это только для того, чтобы у кого-то возможно тоже появилась заинтересованность этой удивительнейшей, прекрасной традицией.
1. Первое, что сразу бросается в глаза - это практически полное отсутствие понятия "Бога" в учении Г., либо изменен смысл его использования по сравнению с христ. и суфизмом. Это замечали многие. И как раз буддизм - нетеистическая религия в которой отсутствует идея Бога-Творца.
2. Г. говорил об отсутствии души у человека и что человек всего лишь множество "я". Тоже самое говорит буддизм с его учением анатмавады (отсутствие субстанциального "я").
3. А как перекликается его знаменитая метафора с человеком в тюрьме и притчей Будды о человеке раненном отравленной стрелой!
4. Идея сна и пробуждения. Ну тут даже говорить-то нечего: просто обратите внимание на корень слова "Будда".
5. Г.: Высшие центры развиты и функционируют. Буддизм: наша истинная природа изначально чиста и пробуждена, это мы сейчас находимся в состоянии слепоты и неведения.
6. Г.: знаменитейшая идея о том, что человек не может "делать", всё случается. Буддизм: доктрина пустоты (шуньявада).
7. Г.: Практика самовспоминания. Буддизм: практики осознавания, бдительности, медитации.
8. Г.: видение третьей силы. Буддизм: недвойственное видение.