История о Сократе
Рассуждения о счастье
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни?
Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один их них сказал:
— Самое главное в жизни — это здоровье.
Другой сказал:
— Самое главное — это иметь хорошо сложенное тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.
Третий сказал:
— Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе.
После того, как высказались все, они спросили у Сократа:
— А ты что думаешь об этом?
Сократ сказал:
— Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?
Слушающие его люди сказали:
— Нет, Сократ, это не обязательно.
— А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?
— Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди.
— Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?
— Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. — Такие люди часто бывают одинокими.
—А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтете врача, который счастлив в этой жизни?
Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.
Прочитал эту историю, и она мне не понравилась. Вот решил переписать)
Рассуждения о счастье
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
С: - Что самое главное в жизни?
Л: - Самое главное в жизни - это счастье!
С: - А что такое счастье?
Л: - Может быть, быть счастливым - это значит иметь здоровье?
С: - А всегда ли бывает так, что здоровый человек счастлив?
Л: - Пожалуй, что нет.
С: - Значит счастье - это не здоровье.
Л: - Тогда, может быть, счастье — это иметь хорошо сложенное тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин?
С: - А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?
Л: - Нет, Сократ, и даже наоборот, у него будет слишком много хлопот в юности и слишком много бед в старости, когда его красота уйдет.
С: - Значит счастье - это не красота и успех у женщин.
Л: - Может, счастье — это иметь деньги и положение в обществе?
С: - Тогда скажите мне, человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?
Л: - Нет, Сократ, скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают несчастны
С: - Значит счастье - это не богатство. Что же такое счастье? Как нам ответить на этот вопрос? Может быть попробовать так?! Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте. Какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным: здорового, красивого или богатого?
Л: - Мы не знаем, Сократ.
С: - Хорошо. Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтете врача, который сам здоров?
Л: - Из перечисленных тобой критериев, пожалуй самый верный - это тот, что врач сам здоров.
С: - А почему врач может быть здоров сам? Не может ли быть так, что причин тут две: 1. Врач может быт здоров в силу природного здоровья. 2. Врач может быть здоров потому, что он обладает знанием о том, как исцелять болезнь?
Л: - Пожалуй, что так.
С: - А если это так, то какой врач способен помочь и себе и другим?
Л: - Конечно тот, который знает, как исцелять болезнь.
С: - То есть, если выбирать к какому врачу обратиться, мы выберем того, который и сам здоров и знает, как исцелять болезнь?
Л: - Да, Сократ.
С: - То есть из трех типов самым достойным мы сочли здорового?
Л: - Да.
С: - Но здорового в силу ли здоровья или здорового в силу обладания знанием?
Л: - Здорового в силу обладания знанием, Сократ.
С: - То есть на самом деле достойным-то мы сочли не того, кто здоров, а того, кто обладает знанием?
Л: - Точно так.
С: А теперь скажите-ка мне вот что: тот, кто обладает знанием о деле, не будет ли он мастером своего дела?
Л: - Пожалуй, что будет, Сократ.
С: - А мастер своего дела, не будет ли он в своем деле подобным богу? То есть он будет обладать способностью властвовать над делом, в котором он мастер.
Л: - Да, Сократ, конечно будет подобен богу, потому его и называют мастером.
С: - Хорошо. Тогда можем ли мы сказать, что тот, кто знает самого себя и человека вообще, будет мастером самого себя?
Л: - Что ты имеешь в виду, Сократ?
С: - Поясню. Тот, кто знает, как построить лодку, знает ли, что делает лодку лучше, а что хуже?
Л: - Конечно, знает.
С: - А тот, кто знает самого себя, знает ли, что ему вредит, а что идет ему на пользу?
Л: - Выходит, что знает.
С: - А знает ли лодочник как починить лодку, если что-то повредило ее?
Л: - Да.
С: - Так и тот, кто знает себя, не знает ли, как ему исправить то, что вредит ему или огорчает?
Л: - Должен был бы знать, Сократ.
С: - А не есть ли то, что вредит и огорчает, тем, что приносит человеку несчастье?
Л: - Пожалуй.
С: - Значит, тот, кто знает, как исправить или избежать того, что вредит и огорчает, будет знать, как избежать несчастья?
Л: - Да.
С: - А не значит ли это, что такой человек будет счастлив?
Л: - Пожалуй, что будет.
С: - Вот мы и установили, что счастлив не тот, кто здоров, богат или красив, а тот, кто знает себя.