Напомню основные положения Закона Октав Гурджиева-Успенского:
- наличие нот "до", "ре" "ми", "фа", "соль", "ля", "си"
- два интервала "ми-фа" и "си-до", где происходит "замедление октавы"
- необходимость дополнительных "толчков" для преодоления этих двух интервалов
Наверняка, многие из тех, кто изучал Закон Октав, не задумывался о том, проявляется ли этот закон хоть как-то в музыке. Скорее всего, большинство читателей считало, что в окружении Гурджиева было много профессиональных музыкантов, и уж они то не допустили бы какую-либо чушь в этой области. Однако дела обстоят как раз, наоборот. Именно с точки зрения элементарной теории музыки Закон Октав выглядит как абсурд.
Начнем с того, что "интервалов" в музыкальной октаве не два, а гораздо больше, так как "музыкальный интервал" это - расстояние между двумя произвольными нотами. К тому же, в теории музыки никогда не использовались такие термины, как "замедление октавы" и "толчки".
Если же попытаться найти в теории музыки сходные понятия, то стоит обратить внимание на "устойчивые звуки" "неустойчивые звуки" и "тяготение". Так, например, в до-мажоре "ля" тяготеет к "соль", "фа" к "ми" (!) и "ре" к "до".
Если же говорить о музыкальной гармонии (об аккордах), то VII ступень ("си") тяготеет (тяготеет!) к I ступени ("до") вопреки Закону Октав. Вообще же здесь более гармоничным является движение по квинтовому кругу.
Иными словами, в теории музыки нет проблем c переходами из VII ступени в I или из III в IV, которые выделяются в Законе Октав.
Подойдем к Закону Октав с другой стороны - чисто арифметической. Предположим, Гурджиев и Успенский обращали внимание только на то, что в мажорном ладу интервал между соседними звуками обычно равен целому тону, за исключением "си - до" и "ми - фа", где интервал равен полутону. Но дело в том, что современный мажорный ряд не является ни единственным, ни первым в мировой музыке. Во-первых, существует так называемый "натуральный звукоряд" - совокупность звуков, образуемых открытой струной. Так вот, современный звукоряд отличается от натурального тем, что в нем отброшен звук, который должен находиться между "ля" и "си". Иными словами, толчок должен был бы понадобиться для перехода от "ля" к "си", а не от "си" к "до" как в Законе Октав.
Во вторых, существуют другие лады, в которых интервалы в целый тон и полтона распределены по-другому. Не буду перечислять их названия и особенности. Наиболее примечательный из них - пентатоника - лад, который, грубо говоря, состоит только из "черных клавиш". Пентатоника встречается в русской народной песне и является основным ладом татарской, башкирской, чувашской народной музыки. Так вот, особенностью пентатоники является отсутствие в ней полутонов, а, следовательно, "толчки" для преодоления полутонов там вовсе не нужны.
Откуда же могли взяться "интервалы" Закона Октав? Ответ очень прост. Закон Октав это - визуальное впечатление музыкально неграмотного человека от вида клавиш фортепиано. Действительно, что мы видим? Чередующиеся блоки из 3 и 4 белых клавиш. Внутри этих блоков белые клавиши как бы скреплены между собой черными клавишами. Между "си - до" и "ми - фа" черных клавиш нет, поэтому создается впечатление, что между ними существуют "разрезы", которые надо преодолеть. Хотя это впечатление не имеет никакого смысла кроме визуального.
Вообще же, я считаю, что Закон Октав это одна из мистификаций, созданных Гурджиевым и подхваченных его учениками. А с тем, что все развивается по спирали или по кругу никто и не спорит.