По моим представлениям, мы – неотъемлемая часть этой Реальности. Если Реальность совершенна, то почему несовершенны мы?
Неотъемлемая, но не тождественная. Вообще говоря, здесь хорошо бы определить что понимается под совершенством по отношению к Реальности и что - по отношению к человеку. Мне не кажется, что эти понятия будут эквивалентны.
Мне сложно судить о понятии "совершенства по отношению к Реальности". Поскольку я - человек, любые мои представления о совершенстве будут свойственными именно людям и исходить из соотношения с человеческим. До какого бы высокого уровня абстракции мы не добрались и сколько бы не теоретизировали насчет совершенства, не стоит забывать, что наши определения, наше восприятие, наш язык и наше мышление - человеческие.
А что ты понимаешь под "хитростью Бога" в данном случае?
Мне встречалась гипотеза, что Бог воздействует "косвенным" образом: человек и мир устроены так, что у человека неминуемо возникают проблемы в жизни, человек начинает искать способ избавиться от этих проблем и приходит через это к Богу. (В Коране: "И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах - искуснейший из хитрецов" 3:47)
"Леность" имеет негативный оттенок, да. Если считать, что задача человека заключается в преодолении своих животных реакций, которые далеко не всегда применимы к возникающим перед ним проблемам, и развитии способности видеть целое, то "леность", отсутствие воли и привычки для преодоления себя - это нечто негативное. Опять же, применимо не ко всем и каждому, а к тому, кто чувствует в этом потребность.
Мне знаком такой подход. Я вижу в нем немало противоречий и спорных допущений. Попробую по порядку:
Если считать, что задача человека заключается в преодолении своих животных реакций, которые далеко не всегда применимы к возникающим перед ним проблемам, и развитии способности видеть целое...Мне кажется, сама формулировка уже содержит в себе противоречие:
Животные реакции человека - это часть его природы. Человек - это все-таки животное, млекопитающее, примат. Миллионы лет естественного отбора создали уникальный биологический механизм. И недостатки человека, которые нередко считаются проявлениями животной, "низшей", природы - это не что иное, как продолжение его достоинств. Кроме того, мы можем видеть, что животным не чужд альтруизм, они способны на взаимопомощь, самопожертвование, глубокую привязанность. Так что идея "преодоления своих животных реакций" весьма спорна, а при попытках реализации - чревата непредсказумыми последствиями. Может быть, речь идет о том, чтобы научиться реализовывать свои инстинкты и удовлетворять свои потребности наиболее адекватными и полезными (для себя и других) способами?
О "развитии способности видеть целое": если мы делим человека на "высшее" и "низшее", "земное" и "небесное", "животное" и "божественное", то этим мы делаем шаг в противоположную "целостности" сторону, как мне кажется. Одна из причин (а возможно, основная или даже единственная причина) утраты человеком гармонии с природой - внутренней и внешней - и состоит в утрате целостного восприятия себя, во внутреннем разделении и конфронтации.
"Леность" имеет негативный оттенок, да.[...] "леность", отсутствие воли и привычки для преодоления себя - это нечто негативное. Опять же, применимо не ко всем и каждому, а к тому, кто чувствует в этом потребность.Во-первых, наверняка многим встречались примеры "неленивых" и "волевых" людей, которые используют свою силу воли во вред себе и другим, занимаясь разного рода аскетическими практиками (кстати, зачастую все с той же целью борьбы со своей животной природой). Во-вторых, понятия "лень" и "воля" существуют в довольно-таки архаических описаниях структуры личности человека. Более современные теоретики (например, Маслоу) пользовались понятиями "потребность" и "мотивация"; а при таком подходе ситуация выглядит кардинально иным образом. В третьих, потребность "не быть ленивым" и "быть волевым" может базироваться на различных вещах: например, на желании кем-то стать или что-то приобрести, либо на желании перестать кем-то быть или от чего-то избавиться. Хочу заметить: я отнюдь не утверждаю, что самодисциплина - зло; просто всякая вещь должна знать свое место :-)
Кроме того, если какие-то ощущения у некоторых людей совпадают - это не говорит о том, что эти ощущения являются чем-то адекватным или конструктивным по своей сути; это говорит лишь о том, что какие-то ощущения у некоторых людей совпадают. Чтобы говорить о чем-то большем, нам нужно определить источник этих ощущений, их характер и пр. - то есть конкретизировать и исследовать эти ощущения.