Но вот с примером из собственной практики ... Может вспомните что-нибудь? Я, вон, напрягся - да и вспомнил пример.
У меня совсем недавно случилось вот что.
Читала одну книгу, наткнулась там на любопытную ссылку на платоновский "Пир", встала с дивана и пошла за Платоном. За "Пиром". И тут вдруг получилось такое, что ничего кроме Платона я теперь читать пока не могу.
Платона я читала и раньше, но ценила его больше по словам других (тех, кто для меня является несомненным авторитетом). А сейчас я -
вдруг - увидела, что раньше читала его совсем не так, как надо. Было так: читаешь и неявно предполагаешь - все, что говорит Сократ, это изложение сократовского взгляда на мир. То есть Сократ выступает почти как наши учителя (хоть в школе, хоть в университете). Дети, смотрите, это так. Вопросы, которые он задает, - это просто чтобы получать подтверждение, что дети за ним успевают.
Вдруг оказалось, что это - неверное чтение! Сократ никогда ничего не вещает, и не имеет "своего взгляда на мир" (который можно было бы "изложить"). Он всегда "запускает" размышление в режиме он-лайн, то есть каждый раз - заново. А в своем размышлении он начинает ходить кругами:
-- сначала "это так, верно?" (ответ - да, конечно),
-- потом "но ведь мы не все учли, есть еще вот какая штука. Куда ж мы ее денем? Может, так?" (ответ "да, ты очень хорошо говоришь, Сократ"),
-- далее "а еще и вот такая штука. Эту как пристроим? Может, так?" (ответ "да-да! ты очень убедительно говоришь!")
Рано или поздно такие круги приводят к тому, что все проговоренные "штуки" не сходятся. Совсем не сходятся! Как же дело обстоит на самом деле? Даже ответ "никак не обстоят" тоже не годится, повисаешь - как над бездной.
Сократовский собеседник только руками разводит - "теперь я уж и не знаю, что думать". А Сократ доволен, только приговаривает "упражняйся этак почаще, трудись неустанно". Этот диалог останавливается, и начинается новый, и еще. Сократ умер в 70 лет, и все это время он ходил и беседовал (с небольшими перерывами на войну).
Вот так
вдруг я уяснила, что Платон (и Сократ) - это вовсе не то, что написано о нем в википедии. И даже не то, что читается на лекциях. И никакой он не объективный идеалист. Его диалоги - чистейшая эзотерическая работа (потому что "штуки-то" его, о которых он говорит, очень высокого уровня).