Сейчас, в начале XXI века мы можем констатировать тот факт, что очень много ранее скрытых школ открыто проповедуют свои учения по всему миру и не требуют "ухода в монастырь", чего не было сто лет назад, во времена Гюрджиева и Успенского.
Термин "Четвертый путь" является исключительно внутренним термином Четвертого пути. Относительно ЧП все остальные системы не будут ЧП.
С моей точки зрения "лакмусовой бумагой", отличающей ЧП (работа с С-влияниями и стандартами) от всего остального В-влиянческого мира является ответ на простой вопрос:
ЕСТЬ ЛИ У ЧЕЛОВЕКА ДУША?
Этот вопрос некорректный, т.к. задается он в терминах ЧП, а ответ поступает в терминах отвечающего:
1. НЕТ (человека окончившего физматы разных Университетов) - нам ни о чем ни говорит, т.к. он имеет в виду другую душу.
2. ЕСТЬ (в терминах религий, которые душой называют т.н. "жизненный принцип", очень скромно упоминающийся на ЧП). Дальнейшие выводы о воображении сами являются воображением.
3." И только, те Учителя или Школы, будут РЕАЛЬНЫМИ, четвертопутческими, т.е. работающим с влиянием-С, и по Стандартам, которые вытекают из этого факта, кто признаёт, что :
- ДУША" (в терминах ЧП) "- ЭТО РОСКОШЬ"... Ну да, а как еще заинтересовать искателя, кроме как необычным подходом к знакомым идеям? ("Беседы с Гурджиевым и те неожиданные повороты, которые он придавал любой идее, с каждым днём интересовали меня всё больше". ПДУ)
P.S. Я не коснулся "расшифровки" термина "душа", поняв который, проблем у адепта остаётся не много .
Стоило бы это сделать до задавания вопроса и делания выводов.
Характерное свойство ЧП - это задавание вопроса в своих, внутренних терминах людям, ничего о них не знающим.
Примеры: "Ты сознателен?" "У тебя есть воля?" "Ты можешь делать?"
Человек, отвечающий из своего понимания автоматически не вписывается в неведомые ему принципы ЧП и оказывается "машиной", "спящим", "не знающим себя". По такому подходу тоже можно отличить "РЕАЛЬНЫЕ" школы ЧП.
Еще один принцип - отсутствие традиции. Чтобы школа называлась школой ЧП учитель не обязан "благословлять" "созревшего" ученика на учительство. Любой ученик может начать учить когда ему вздумается (если найдет учеников и сбежит от своего учителя).