Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Вино в Китае. Безумство опьяневших духов  (Прочитано 2355 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Вино в Китае. Безумство опьяневших духов
« Ответ #3 : 14 РЯаХЫп 2011, 11:48:12 »
  Ли Бо в пер. В.М.Алексеева (+неск.стансов Сыкун Ту из кн.В.М.А."Китайская поэма о поэте")                                                             
     Слушайте!  Небо с землей - это для живой твари какой-то постоялый двор.
А солнце и луна, свет и тьма? Ведь это лишь гости, безостановочно проходящие
по  сотням  веков...  Да и вся наша жизнь, беспочвенно плавающая по какой-то
поверхности, есть нечто вроде сна. Много ль в ней радостных минут?
     Помните? - Люди прошлых времен порой брали в руки по свече и устраивали
прогулки  ночью.  Уже  и  в  этом  был  великий  смысл. Что же сказать мне о
сегодняшней  ночи,  когда  животворная  весна  прельщает нас своею природой,
закутанной  в  дымку;  когда  мир - громада собою дает нам поэтическую речь;
когда,  собравшись  здесь,  в  душистом фруктовом саду, мы предаемся радости
братского, самой природой лелеемого единения?
     О  братья  мои  младшие! Все вы талантливые, утонченные люди. Каждый из
вас  Сехойлянь.  Один  только я своими ритмами и песнями, к стыду своему, не
могу быть для вас Канлэским маркизом.
     Пусть  так,  но  тихое, безмолвное наслаждение этою чудной природой для
нас  еще  не  все. Высокий полет наших речей стал еще светлее, еще чище, еще
отвлеченнее.  Открываем  волшебный пир, рассаживаясь в цветах. Вот запорхали
наши чарки, и пьянит нас луна...
     Слушайте,  если мы сейчас же не приступим к стихам, то в чем же выразим
мы свои красивые, тонкие мысли? И пусть тот, которому стих не удастся, будет
наказан  числом  чарок,  полагающимся по ритуалу той, помните, компании, что
собиралась в былое время в саду "Золотой Долины".

  http://lib.ru/POECHIN/libo_al.txt   
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

Caterpillar

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 471
  • Reputation Power: 7
  • Caterpillar has no influence.
    • Просмотр профиля
Стихотворения Ли Бо (из книги В.Варжапетяна "Путник со свечой"):

ПОСВЯЩАЮ МЭН ХАО-ЖАНЮ

Я учителя Мэн
Почитаю навек.

Будет жить его слава
Во веки веков.

С юных лет
Он карьеру презрел и отверг –

Среди сосен он спит
И среди облаков.

Он бывает
Божественно пьян под луной,

Не желая служить –
Заблудился в цветах.

Он – гора.
Мы склоняемся перед горой,

Перед ликом его –
Мы лишь пепел и прах.

ПРОВОЖУ НОЧЬ С ДРУГОМ

Забыли мы
Про старые печали –

Сто чарок
Жажду  утолят едва ли.

Ночь благосклонна
К дружеским беседам,

А при такой луне
И сон неведом,

Пока нам не покажутся,
Усталым,

Земля – постелью,
Небо – одеялом.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Вино в Китае. Безумство опьяневших духов
« Ответ #1 : 01 ШоЭп 2009, 09:25:56 »
(Интересная параллель с символикой вина в суфизме).

Надев маску, поддавшись ритму ритуального танца, опившись соматическими напитками, человек терял ощущение собственного «я» и оказывался во власти странных ощущений, вступая в беседу с духами. По сути, то, что порою мы называем «религией», в эпоху Чжоу было не более чем видениями и экстатическим трансом, «спусковым механизмом» к которому чаще всего служил прием алкоголя и различных наркотических и психосоматических средств. Именно алкоголь или его заменители играли основную роль в ритуалах культа предков, а также в различных формах медиумизма и спиритизма, путешествиях в загробный мир и т. д.
<...>

В отличие от древних ритуалов «пьяного общения» с духами,эпоха Тан (VП-Х вв.) приносит уже эстетическое наслаждение состоянием опьянения. Рождается особая «культура вина» (цзю вэньхуа): вопрос не в том, как и какое вино пить, а в том, какое состояние испытывать в результате его приема.

<...>
Шаманы и медиумы приносили из «той» реальности опыт соприкосновения с запредельным, неясные образы, фантастические цвета бытия, невероятные ощущения. Они говорили об абсолютно ином бытии, находящемся рядом, буквально на расстоянии глотка опьяняющего средства. И все же выразить и передать свой опыт путешествия в иной мир было невозможно, человеческий лексикон просто не способен вместить описания тех ощущений, что не даны нам в посюсторонней жизни. И тогда в течение столетий разрабатывались способы введения человека в это состояние за счет иных средств, например долгих постов и лишения себя белковой пищи, молитв, концентрации внимания на конкретных образах божеств, что встречается в любой религиозной традиции. Однако все это уже — характерные черты значительно более позднего этапа развития цивилизации.

<...>

Надо сказать, что тема вина, экстаза, безумия занимает особое место в дальневосточной эстетике средневековья. Поэзия вина как символическое выражение творческого вдохновения, свободы, естественности подробно проанализирована в классической «Поэме о поэте» В. М. Алексеева. С поэзией вина связывается определенный тип поэта-художника, обладающего своеобразным вдохновением особого рода и создающим произведения особого склада. (К ним принадлежали, например, знаменитые «Шесть воспаривших у ручья в бамбуковой роще» во главе с Ли Бо.) С образом такого художника и такого творчества неразрывно связаны и такие понятия, как безумное, вдохновенное, дикое, парящее.
      Особой силы поэзия вина-безумия достигает в творчестве Ли Бо, получившего от поэта и художника сунского времени Су Ши прозвище «Низвергнутый небожитель-безумец» (сянькуан).

<...>

Категория чикуан («глупое одичание») является, по терминологии даосизма, выражением высшего состояния духа. Поэт Чжан Цзи (768—830?) в своих «Стихах даосскому монаху» пишет: «Цветам читал стихи, как будто помешанный безумец» (куаньдянь).
 

      По мысли В. М. Алексеева, «безумие — конечный эффект музыки Дао; к безумию приравнима жизнь Дао; безумием диким объят дао-человек; безумие невероятное — бытие дао-человека...»
 

    Соединение дао с «безумием» и «порывом-парением» особенно ярко звучит у Чжуанцзы: «В Южном Юе есть один город... Его народ юродиво-прост и первобытно-неотесан... Дико-безумный, он действует шало, а идет великим путем».
 

    Этико-эстетический идеал даосского круга, включающий «вино-вдохновение», «безумие», «дикость», «парение», органично соединяясь с натурфилософией древнейшей «Книги перемен» (И цзин), рассматривающей мироздание как постоянное движение и взаимодействие полярных начал инь—ян — «женского—мягкого» (жоу) и «мужского—жесткого» (ган) в их бесконечном многообразии, открывает перед художником-каллиграфом возможность почувствовать себя вровень с «великим мужем» из книги II в. до н. э. «Хуайнаньцзы», который «небо считает крышей кузова [телеги], а землю—его дном... смотрит на четыре времени года как на своих коней и на инь—ян как на возниц... седлает тучи, взлетает в выси и общится с Создающим Превращения».Категория чикуан («глупое одичание») является, по терминологии даосизма, выражением высшего состояния духа. Поэт Чжан Цзи (768—830?) в своих «Стихах даосскому монаху» пишет: «Цветам читал стихи, как будто помешанный безумец» (куаньдянь).

   

http://ec-dejavu.ru/w/Wine_China.html
« Последнее редактирование: 01 ШоЭп 2009, 09:30:23 от wayter »
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100