"Есть два смысла, две возможности философии всеединства: мистический и рационалистический. Первый имеет место там, где всеединство понимается как трансцендентное для разума, который погашает свой факел и, исповедуя свои границы, осязает тьму священного неведения. Единое есть Трансцендентное, лежащее по ту сторону мысли и знания, субъекта и объекта, мира и знания, есть НЕ "отрицательного богословия" (Ср. "Свет Невечерний", отд. I). Таково оно, напр. , в учении Платона, у многих представителей христианского богословия, у Николая Кузанского, у христианских мистиков с Экхартом и Беме во главе. В сущности это ... отказ от философии, и последняя начинается только там, где совершается возвращение, переход из разумной области в умственную, из транцендентной в имманентную.
<...>
Однако наше внимание здесь останавливают не эти мистические умозрения, но системы рационалистические, в собственном смысле философские, не желающие знать священного мрака неведения, напротив, испытывающие силу разума в постижении мира как всеединства...
<...> построить систему мира как всеединство, чтобы отсюда уразуметь и правильный путь человеческого поведения, - конечно, речь идет об "Этике" Спинозы...
Задание Спинозы - парменидовского всеединство, которого он ищет в понятии субстанции или Бога...".
С.Н.Булгаков. Трагедия философии.
В кн.:С.Н.Булгаков.Соч. в 2-х тт. Т.1.М."Наука".1993, стр.372.
* * *
По теме:
Концепция вахдат аль-вуджуд (единство бытия) у Ибн Араби