* * *
Она стояла перед ним в той же позе – чуть вполоборота, глядя прямо на него. Вся Она – словно соткана из серебристого звёздного сияния, Её лицо светилось изнутри, а глаза… Её глаза – два омута, два водоворота – тех самых водоворота. Она стояла неподвижно, чуть улыбаясь улыбкой Королевы и Ведьмы, улыбкой Королевы ведьм, она стояла так, чтобы он получше запомнил все детали Её облика, платье, состоящее из тумана Млечного Пути, корону, сотворённую из лунного света… Кстати о Луне… Боковое зрение его смогло отчётливо запечатлеть и окружающий пейзаж: белёсые холмы, похожие на облака ночью с самолёта, а над всем этим на совершенно беззвёздном душном небе – странная синяя Луна, похожая больше на фонарь. Она не должна была давать много света, так как была тусклой и, кроме того – синей, а ведь синий свет быстро рассеивается. И тем не менее этим мертвенным светом и было залито всё вокруг и весьма ярко – ярче, чем в нашу лунную ночь. Создавалось впечатление, что всё здесь – и сама Королева – имело своё скрытое бледное свечение.
Так продолжалось некоторое время – минуту, час, век – у него не было возможности заметить течение времени. Но вот, когда срок исполнился, словно взмахнуло чёрное покрывало – и он проснулся, открыл глаза. Судя по свечам, прошло много времени – они сгорели и теперь стояла полная темень, такая, что не видно было руку, поднесённую к лицу. Вспыхнул огонь зажигалки, он нашарил новые свечи, сваленные кучей в ящике рядом с креслом, зажёг их, закрепил.
Теперь он мог Её написать – всю, до мельчайших деталей. И он принялся за дело – внешне спокойно и методично – хотя при мысли о том, что скоро он увидит Её наяву, сладко замирало сердце. Но он почему-то гнал от себя эти мысли – наверное, чтобы не рассеять удовольствие, когда картина будет готова. Он писал сразу красками, мазки ложились уверенно, он ни разу не ошибся. Работа шла невероятно быстро, его кистью словно бы водила невидимая сила.
И вот свершилось. Он отошёл от холста чтобы получше оглядеть готовую картину, а с неё смотрела Она. Дикое волнение разрывало его грудь, он готов был разрыдаться от… от чего – он не знал, но сердце тяжело билось в висках. Дрожащими пальцами он потёр лоб, измазав его краской. Он чувствовал себя наркоманом, нашедшим килограмм чистейшего героина. Он понимал, что это – конец. И всё же готов был кричать от радости.
* * *
В этот момент в дверь позвонили. Он вздрогнул и не сразу понял что это за звук – он не слышал его целую вечность. Потом, сам до конца не осознавая что делает, отвернул холст вместе с мольбертом «лицом» к стене. Только после этого пошёл открывать дверь.
Там, снаружи, царил звенящий солнцем день – и этот ослепительный свет почти физически ударил по глазам, а тело ощутило волну жаркого и одновременно свежего воздуха, воздуха середины весны. Этот свет, это тепло, эти густые ароматы цветения, этот оглушительный звон птиц – всё это ошеломило его и некоторое время он решительно ничего не видел и не понимал, а просто стоял, болезненно щурясь и пытаясь разглядеть этих двоих, что стояли на пороге.
Но даже разглядев, он не сразу смог их узнать, а ведь там был не кто иной как его любимый учитель из Академии, заменивший ему погибших родителей. Но в первые мгновения он не узнал и учителя, хотя тот и показался ему очень знакомым. Этот затвор вытеснил из его памяти всё, связанное с внешним миром.
- Ну, - наконец пророкотал учитель, - что ты смотришь, будто тебя огрели пыльным мешком … Впускай нас, Мишель, блудный сын!
Мишель… Да, так его звали, точно! Он и это уже подзабыл, собственное имя! Посторонившись, он впустил гостей в тёмное чрево дома.
Учитель тут же споткнулся обо что-то в темноте, невнятно пробормотал что-то, завозился где-то уже в дальнем углу и внезапно комнату залил дневной свет: он сорвал с окна плотное одеяло и открыл ставни. Только теперь Мишель ощутил, насколько затхлым и дымным был воздух в его доме. Зрелище, представшее их глазам, было удручающим: на полу грязь, мусор, скомканные листы бумаги, огарки свечей, тут и там – законченные и не законченные картины и эскизы… Всеобщий хаос и беспорядок не касался здесь только трёх предметов: кресла, стоявшего посередине комнаты, мольберта с холстом, повёрнутого к стене и старого шкафа в углу. Впрочем, и эти вещи были основательно заляпаны краской.
- Боже мой, Боже мой, что ты с собой сделал! – воскликнул учитель, впрочем, довольно добродушно – такой уж он был человек. Студенты за глаза называли его Дедом Морозом - он и сейчас был похож на Деда Мороза в заслуженном летнем отпуске в своей немыслимо цветастой гавайке, белых бермудах, летних тапочках на босу ногу и в бейсболке – высокий, дородный, с окладистой седой бородой, на носу – изящные, почти невидимые очки. Он был великолепен как всегда.
- Что ты улыбаешься? – добродушно отчитывал он Мишеля, - ты посмотри на себя, посмотри – ты же похож на… Даже не знаю на кого... На бродягу ты похож! Перед дамой стыдно. Аннушка, извини его, балбеса.
Последние его слова обращались ко второму гостю, точнее – к гостье. Это была весьма милая девушка с фигурой танцовщицы, короткими светлыми волосами и дивными синими глазами. Простое летнее платье, загар… Она казалась созданием какого-то другого мира, почти ангелом. Правда ростом она была почти с Мишеля, что делало её больше похожей на светлую античную богиню. «Весьма милая»? Да она была просто-таки красавицей! Она чуть улыбнулась – видно, на его лице отразилась вся эта гамма чувств. Он вспомнил, что видел её пару раз мельком в Академии – она, вроде бы, была на год или два младше.
- Ты когда последний раз ел?
Мишель не понял вопроса учителя. Он забыл, что для поддержания жизни требуется нечто помимо воды и воздуха. Тогда учитель спросил его по слогам, помогая себе жестами, как будто перед ним был иностранец:
- Есть у тебя в доме еда?..
И, не дождавшись ответа, пробормотал:
- Понятно, ты уже не знаешь что это такое.
Пауза. Учитель огляделся уже более внимательно и заметил повёрнутый к стене мольберт. Двинулся к нему со словами «А это что у нас тут такое?» и вдруг Мишель, сам от себя не ожидая, бросился ему наперерез, крикнув:
- Нет!.. Это… ещё рано смотреть.
Голос его плохо слушался, звучал глухо и как-то неуместно трагически.
Учитель помолчал, глядя на него пристально поверх очков, покачал укоризненно головой, как бы говоря: «Ну ты даёшь!», но к мольберту не пошёл. После паузы сказал:
- Ладно, план такой. Ты, - он показал на Мишеля, - быстро мыться, бриться, переодеваться. Ты, - он показал на Анну, - приберись-ка здесь хоть чуть-чуть. А я - за хлебом насущным.
Сказав это, он величественно исчез, оставив их вдвоём.
- Где здесь у тебя какой-нибудь веник, совок, что-нибудь такое? – спросила Анна.
Её голос был глубоким, грудным, тёплым. Наверное, она красиво смеётся – мелькнуло в его голове – и хорошо поёт.
Замешкавшись, он принёс ей старый тощенький веник, а совка так и не нашёл. Неуверенно потоптавшись, он сказал:
- Ну, я пошёл? – и снова поразился, насколько глухо прозвучал его голос – как из подземелья. Он совсем отвык говорить.
- Да уж, иди, - ответил Анна не отрываясь от подметания. В дверях ванной Мишель не удержался и ещё раз украдкой посмотрел на неё: подметающая богиня. Это стоило бы написать.
… Приведение себя в порядок заняло довольно много времени: принимая душ он вдруг то ли заснул, то ли потерял сознание, в общем отключился – хорошо хоть, он в этот момент сидел и, упав, не ударился. И побриться он так и не смог: не нашёл бритвы. Когда вышел обратно, оказалось, что прошло полтора часа. На середину комнаты из кухни был вынесен стол и табуретки. Стол источал забытые ароматы вкусной еды: учитель расстарался. Здесь был свежий хлеб и сыр. Здесь было молоко. Здесь была горячая яичница, здесь были даже фрукты… Мишель вдруг ощутил дикий голод и еле сдержался чтобы не броситься к столу бегом. Сглатывая слюну, он медленно подошёл и медленно сел. В комнате опять были только они с Анной. Она стояла у окна и смотрела на него, опершись ладонями на подоконник.
- А где учитель?
- У него появились какие-то срочные дела в Академии.
Мишель принялся за еду. Такого наслаждения от ржаного хлеба и сыра он не испытывал никогда.
- Послушай, - сказал он с набитым ртом, - конечно, спасибо за участие, всё это очень приятно, но, право же, не стоило тратить на меня столько времени и сил. Ни учителю, ни, тем более, тебе.
Анна улыбнулась как-то странно.
- Что? – спросил он.
Она неторопливо подошла к нему – солнце просвечивало её платье, и это было очень эффектно – и села напротив. Помолчала, собираясь с мыслями.
- Наверное, не правильно говорить это вот так прямо, и надо хотя бы дождаться, пока ты наешься, но… я скажу. Потому что мне, в общем-то, от тебя ничего не надо, я просто испытываю потребность выложить тебе всё начистоту.
- Ты что – моя внезапно нашедшаяся неизвестная сестра?
- Не смейся.
- Извини. Но у тебя такой торжественный тон…
- Я тебя люблю, - прервала она его. Он осёкся, а она продолжала негромким, твёрдым и спокойным голосом: - Банально как-то звучит, глупо… Но по-другому я это назвать не могу.
Пауза. Потом она продолжала всё так же спокойно, размеренно, глядя вниз:
- Правда, то, что я к тебе испытываю, совсем не похоже на книжную любовь. Там обычно это скорее болезнь. Когда я смотрю на тебя или думаю о тебе, в моём сердце – нежность, боль и желание сделать для тебя что-нибудь… Твой взгляд будто напоминает мне о чём-то, что всегда звало меня и вот воплотилось в тебе в концентрированном виде. Твой взгляд… заставляет меня ощущать, что смерть близко. С тех пор, как я увидела тебя, всё в мире для меня стало другим. Моё сердце ожило, задрожало. Небо и река и деревья – всё прекрасное теперь заставляет моё сердце петь. Мне хорошо от этой любви и я хочу сказать тебе спасибо за неё, хотя здесь нет твоей заслуги. Можно сказать, что я не влюблена в тебя, но ты почему-то разбудил моё сердце, зажёг его и теперь оно светит. И греет. Я хочу во всём помогать тебе. Я… хотела бы быть с тобою рядом.
Пауза. Мишель смотрел на неё и в глазах его была непонятная боль и в сердце его была та же непонятная щемящая боль. Некоторое время Анна не смотрела на него. Потом взглянула ему в глаза и сказала с лёгкой усмешкой:
- Да ты ешь, ешь.
Он спохватился и продолжил поглощать еду. Но при этом было видно – что-то гнетёт его, так, что ел он теперь скорее автоматически, почти не чувствуя вкуса. Она смотрела на него, и глаза её всё больше темнели. Наконец когда он насытился, она встала и сказала окончательным тоном:
- Я пойду.
Мишель смотрел на неё всё тем же взглядом умирающего. Можно было подумать, что его терзает настоящая физическая боль.
- Что с тобой? – спросила Анна, насторожившись.
- Сядь… - попросил он.
Она села, а он продолжал вглядываться в её лицо как-то лихорадочно и жадно, будто искал чего-то.
- Не могу понять, откуда эта боль, - проговорил он, задыхаясь, - Что в тебе причиняет мне такую боль? Твоя любовь? Может любовь разрывать сердце? Разъедать его как кислота?
- Ты что? – Анна успокаивающе гладила его руку. Она была встревожена не на шутку: вид у Мишеля и в самом деле был очень больной.
Внезапно его жестоко вырвало – он едва успел отвернуться. После этого он повалился на пол без сознания.