7й раздел "Недовольства культурой" Фройда может быть интересен близостью проблематики ко главе «Страсти и гнев» «Психологии суфизма».
На время написания этой работы Фройд уже пришел к убеждению, что «нафс обладает двумя характеристиками - страстями и гневом» (Псих.суфизма) - в его терминологии это звучало как два первичных порыва - вожделеюще-эротический и разрушающе-танатический. И подобно как атрибут гнева в балансе со страстью нужен для перехода от стадии «примитивной души» к «душе обвиняющей» - совести - так и взаимодействие двоих первичных порывов послужило к историческому возникновению совести как обвиняющей инстанции. Она получила названия сверх-Я. Процессу образования совести-сверх-Я Фройд отвел страниц 15 детального описания, которые тезисно можно представить вот так:
Вожделение человека направлено на премногие блага; из них он получает намного меньше, чем хотелось бы. Возникает неудовлетворение – и здесь вступает функция гнева. И у него, гнева, два пути. Первый - более примитивный (в обоих смыслах) – это путь наружу; примером его у Фройда - голодный охотник, который после неудачной охоты порет ответственного за оную ветвь первобытного хозяйства божка.
Второй, генетически более поздний - путь вовнутрь: гнев обращается человеком на самого себя, как причину неудачи; ведь это Я, должно быть, отступил от определенных норм охоты, додержание которых вчера еще обеспечило ужин. Ко времени второй охоты человек уже будет держать в уме представление об этой постоянно формирируемой норме и прилагает усилия дабы не преступить ее.
Нормы такие появляются для каждого случая жизни. Часто-густо они стоят на пути у гнева, который теперь старается человек сознательно тормозить.
А как известно - количество энергии в системе всегда постоянное и отсюда – интересный феномен: чем больше человек следует нормам, укрощая порывы, тем более требовательным стает сверх-Я – совесть.
Именно этим Ф. объясняет сверхуничижительные автохарактеристики именно тех людей, которых почитают за святых.
Но именно такое автоматическое наращивание агрессивности у совести не позволяет Ф. почитать ее за сугубо позитивное явление истор. развития человека.
-------------------------------------------
текст этот здесь:
http://www.krotov.info/lib_sec/21_f/fre/freud_04.html