Сами выражения "американские христиане прониклись восточными учениями", "духовные доктрины нью эйдж" или в реплике tool,а - "прирост прихожан", с головой выдают американский, или так наз. западный склад ума, некий "журнализм" - поверхностность, склонность к сенсациям. Цель - не заставить задуматься, как-то практически отреагировать, а эмоционально развлечь, доставить некий relax существам бизнес-цивилизации. Никаких "американских христиан", также как "духовной доктрины нью эйдж" не существует в природе, а термин "прирост" здравый человеческий рассудок применит разве что к поголовью скота, да и то в совокупности с другими критериями.
США по статистике (ох уж эта статистика!) - 2-я в мире по числу исповедующих ту или иную религию. После Индии, откуда и идёт подавляющее большинство "восточных учений", которыми "прониклись американские христиане". Но вот причины столь повышенной религиозности жителей этих 2-х стран существенно различны. Не буду здесь говорить об Индии,- это совершенно особая тема. А для жителей США это - потребительство (как образ жизни и склад ума) и всеядность (неразборчивость). А отсюда и тотальная , как выражается Идрис Шах, да и не только он, обусловленность , клишированность, зацикленность, некритичность, нездравость (значит - болезненность!) их ума.
Как рассуждает американец? Существуют некие высшие силы, по крайней мере вероятность этого не исключена, не напрасно же столько людей во все времена верили и даже доказывали это. Они могут поддержать меня в бизнесе, других жизненных обстоятельствах. Зачем же отказываться? Конечно, я не готов к большим тратам в этой сфере (хотя бы в силу недостаточной очевидности существования этих сил и их возможной помощи мне), но что-то заплачу (в пределах разумного). К тому же и не безвозмездно, ожидая получить компенсацию уже здесь, без отсрочки. Ведь религиозная организация - это фирма досугового бизнеса. Там можно послушать хороший спич профессионального лектора (пастора), послушать музыку, попеть, а то и потанцевать самому, закусить, пообщаться с друзьями. Одним словом, хорошо провести время.
Но в обществе потребления много товаров, "хороших и разных". Одному нравится одно, другому другое. Сегодня сам что-то новенькое заметил, завтра сосед посоветовал, послезавтра на рекламную акцию наткнулся... И New Age - это не "духовная доктрина", а некое аморфное, трудно определимое направление (гораздо более аморфное, чем соответствующее ему по названию направление в музыке), винигрет или, есть такое блюдо, яичница-чепуха, куда бросают всё, мало-мальски съедобное, что под руку подвернётся. Это, конечно, христианство, как традиционное для данной популяции вероисповедание, в различных его формах и проявлениях, и восточные учения (в основном, в вариациях, преподанных так наз. коммерческими или американскими гуру - Ошо и др.; ведь не покупатель же будет гоняться за товаром по всему свету, пусть товар доставят к нему, да в привлекательной упаковке) и шаманские практики natives - индейцев и мулатов (в адаптации Кастанеды), африканос (особенно хороши щекочащие нервы культы типа вуду), всё это можно приправить одиночными целителями, предсказателями, экстрасенсами местного значения,- по вкусу. Вот это-то существо, погружённое в вязкую культуру New Age и основательно в ней проварившееся, и есть американский христианин.
В одной из своих видеолекций проф. Московской Духовной Академии А.И.Осипов рассказал, что в беседе с американцами он высказал суждение: как-то много у вас разного христианства. У вас, наверное, сотни различных христианских деноминаций. Что вы, профессор, ответили ему. Не сотни, тысячи...
Но и "русский христианин" от американского не далеко ушёл. Чтобы не затягивать дальше и так затянувшийся пост, приведу лишь два примера из жизни, как повод для размышления.
Как-то в беседе со своими прихожанками батюшка (православный священник) затронул нашу тему, посетовав на неразборчивость прихожан. Они мол и к целителям обращаются, вместо того, чтобы прибегать к живительной силе православных таинств, и читают не просто сомнительную, но прямо зловредную литературу. Среди прочих батюшка помянул и "труды" Владимира Мегрэ (Пузакова). И тут прихожанки вытаращили на него глаза: так что, вы и в Анастасию не верите??? Недоумение, переходящее в ужас было написано в их глазах.
Средних лет мужчина, с высшим филологическим образованием, имевший опыт работы в МВД, а затем частных силовых структурах, считает себя вполне воцерковленным христианином. Он даже неоднократно обращался лично к управляющему епархией архиепископу (а это критерий!) за советом и помощью. Но при этом высшим духовным авторитетом для него остаётся Бхагаван Шри Раджнеш (Ошо), а не кто-либо из православных святых или подвижников благочестия, а из живых за реальной помощью и советом он обращается к одному чтимому им человеку - целителю, предсказателю, носителю мистических духовных и телесных практик, с точки зрения "официального православия" безусловно являющемуся служителем тёмных сил. И в этом он не видит никакого противоречия