То, что вы называете "волевым усилием" - в данном случае есть переживание вами ощущения "напряжения" от борьбы разных "я". Которая скорее всего связана с вашим ЭЦ.
Мне показалось, что в вашем примере с заполнением таблиц ... контроль внимания не подходит под определение "контролируемого внимания" Успенского
Да, до меня начинает доходить, в чем моя ошибка. Я смешал гурджиевскую терминологию с обыденной. В случае с заполнением таблиц происходит борьбе двух «я», а воля в системе ЧП имеет другой смысл. Очевидно, Успенский исходил из того, что «способность к творчеству, построению, изобретению и открытию» исходит не из «я», не из личности, которая напичкана шаблонами, а исключительно из сущности. У меня еще остались некоторые сомнения, но я их сформулирую позже.
А сомнения вот какие. То, что исходит из сущности, все равно имеет характер автоматических (рефлекторных) реакций либо желаний, например, желания получить к чаю варенье. Если мы действуем под властью первых, то это в нас функционируют механические части центров, а если вторых, то эмоциональные. Где же проявляются интеллектуальные части? Может, их и нету совсем?
Вот, нашел подходящее место у ГИГа.
"Тот, у кого нет хозяина, не имеет свободной воли. То, что обычно называют волей, это некоторая согласованность между желанием и нежеланием. Например,
ум хочет чего-то, а чувство не хочет; если ум окажется сильнее чувства, человек повинуется уму; в противоположном случае он будет повиноваться своим чувствам. Вот это и называется свободной волей обычного человека".(Н-Йорк, 1/3/1924)
Оказывается, ум может хотеть. И вообще в приведенном высказывании, действительно, излагается обыденное понимание воли ("то, что обычно называют волей"). Обычно как раз имеют в виду, что ум имеет свои желания ("мне не хочется набивать эти нудные цифры, но я знаю, что надо"). Что же управляет инт. частями центров - воля в гурджиевском смысле или то, что ею "обычно называют"?