я провожу параллель между ситуациями Мевляны Руми и Шаха, а не сравнение между ними.
Хотя общее тоже имеется – отец Шаха Sirdar Ikbal Ali Shah – весьма известный человек: друг королей Иордании и Саудовской Аравии, Кемаля Ататюрка, Ага Хана и др., писатель и суфий, возводящий свою силсилу к своему прадеду, великому суфию Джану Фишану Хану и принадлежащий к Пенджабской ветви Ходжаган-Накшбанди. Все это можно прочитать в английской Вики. Там дано достаточно непредвзятое описание.
Кроме того, например, можно навести справки в Институте Алиф, точнее у его директора, являющегося посвященным в несколько суфийских орденов, в том числе и Мевлеви. Адрес сайта этого Института есть в Инете. С ним связаться не очень сложно. Если Ваш интерес, по их мнению, достаточно глубок, то Вам обстоятельно ответят.
Еще раз: сравнение между Шахом и Руми в терминах принадлежности к суфийской традиции никак не проходит. Относительно Руми нет никаких сомнений в принадлежности к этой традиции, а относительно Шаха сомнений множество.
Мне, как я уже писал ранее в теме
Дискуссия о притчах, Идрисе Шахе и его "мандате" , все равно, принадлежал Шах к суфийскому ордену или нет. И. Шах мне представляется интересным автором, во многом заслуживающим уважения, безотносительно к остальным его регалиям. Поэтому следовать Вашему совету "навести справки в Институте Алиф, точнее у его директора, являющегося посвященным в несколько суфийских орденов" не вижу смысла. (Кстати, есть правило: кто выдвигает тезис, тот пусть его и доказывает).
Но когда под видом фактов выдаются сомнительные фантазии - особенно о роли Шаха как "шейха шейхов" для всех орденов или что-то подобное - то я иногда отвечаю и стараюсь объяснить, почему мне эти утверждения кажутся сомнительными.
Вы ссылаетесь на английскую Вики.
В английской Вики написано, что Роберт Грейвз, автор предисловия к книге Шаха "Суфии" в этом самом предисловии называет Шаха "гранд шейхом суфийского тариката" (то есть, видимо,
кутбом). Затем в приватном письме пишет, что Шах - "один из нас", а вовсе не мусульманский персонаж.
L. P. Elwell-Sutton в статье, опубликованной в 1975 г. указывает, что Грэйвс пытался "улучшить" родословную Шаха, которая была довольно невпечатляющей.
Graves' introduction, written with Shah's help, described Shah as being "in the senior male line of descent from the prophet Mohammed" and as having inherited "secret mysteries from the Caliphs, his ancestors. He is, in fact, a Grand Sheikh of the Sufi Tariqa ..."[15] Privately, however, writing to a friend, Graves confessed that this was "misleading: he is one of us, not a Moslem personage."[9] The Edinburgh scholar L. P. Elwell-Sutton, in a 1975 article on Shah, opined that Graves had been trying to "upgrade" Shah's "rather undistinguished lineage", and that the reference to Mohammed's senior male line of descent was a "rather unfortunate gaffe", as Mohammed's sons had all died in infancy.[16][17] The introduction was dropped from later editions.
ИсточникЧто касается отца Шаха, то в Википедии, на которую Вы ссылаетесь, написано, в частности, следующее:
Controversy related to his sons' claims to have a special role in representing Sufism in the West also reflected back on Ikbal Ali Shah; a researcher seeking to discredit his son Idries unearthed Foreign Office records which appeared to cast doubt on Ikbal Ali Shah's honesty, and towards the end of his life he was involved in a literary scandal surrounding a new translation of the Rubaiyat of Omar Khayyam, a joint work by his eldest son Omar and the English poet Robert Graves.
Как видите, не все так просто - и претензии братьев Шахов "на особую роль в представлении суфизма для Запада также отразились на Икбале Али Шахе", в результате чего на репутацию отца была брошена тень.
Edinburgh orientalist L. P. Elwell-Sutton considered many of the claims made in Rushbrook Williams' book on behalf of Ikbal Ali Shah and his son Idries, concerning their representing the Sufi tradition, to be self-serving publicity, filled with "sycophantic phraseology, fawning adulation, and disarming disregard for facts".[49][50
Джеймс Мор (James Moore), связанный с гурджиевским движением, считает, что Икбал Али Шах страдал "синдромом Мюнхаузена", придумывая истории о своей жизни.
In 1986, James Moore researched Foreign Office records on Ikbal Ali Shah for a paper critical of his son Idries, and claimed to have found that "damaging material on Ikbal abounds throughout FO 371 and FO 395 from 1926 to 1950"; he came to the conclusion that Ikbal Ali Shah had been "charming and personable" but an inveterate teller of tall stories, a condition Moore chose to describe as "Munchhausen's syndrome".[4]
Источник