Видите, уважаемый Павл: они скрываются, эти таинственные люди. А не занимаются сомнительным пиаром, позиционируя себя в качестве "полюса эпохи".
Я уже писал об этом: "И наконец: если ты разведчик, станешь ли ты на это намекать? Если ты принадлежишь к тайной иерархии, не лучше ли хранить это в тайне?" Отсюда
Вы пишете:
1. Часть тысяч страждущих искателей, в том числе и уважаемый wayter, нашли таки подходящие для себя школы. Это факт.
Да, но что из этого факта следует? Шах провел большую работу по популяризации суфизма, без сомнения. Из этого факта невозможно делать выводы о его "скрытой роли".
Т. Судзуки сыграл, например, аналогичную роль в отношении дзен-буддизма - и без всяких претензий на свою историческую или "скрытую" миссию.
Уважаемый wayter,
Мне представляется, что Вам, по каким-то причинам, удобно придерживаться часто высказываемого Вами мнения о Шаховском пиаре, причём, пиаре очевидном и дешёвом.
Иначе, Вы, несомненно, исследовали бы этот вопрос достаточно глубоко, а не удовлетворялись готовыми мнениями, взятыми почти что из СМИ.
Ведь можно просто задаться вопросом: если Шах – дешёвый пиарщик, то почему с ним поддерживали тесные личные отношения такие известные люди как Орнштейн, Дейкман, Левин, Наранхо, Лессинг (и список можно продолжить)?
С этими людьми можно связаться (проверено – отвечают) и задать им напрямую ряд интересующих вопросов.
Далее, рассмотрим «скандал» с рукописью Омара Хайяма, в которую был замешан знаменитый британский литератор Роберт Грейвс.
Вам известно, что несмотря ни на что Грейвс продолжал поддерживать с Шахами тесные отношения?
Более того, через несколько лет после этого «скандала», по просьбе и по поручению Идриса Шаха Грейвс, еще во времена СССР, приезжал в Москву и встречался со В.Степановым, С.Гражданкиным и др. товарищами. Полагаю, кое-кого из них Вы знаете лично.
Что же все перечисленные выше люди наивные простачки, не сумевшие разобраться в том, что со стороны видится так ясно?
Я считаю, что если человек относительно некоего «предмета» имеет сомнения, то устранить их, если такое вообще возможно, могут только его личные усилия по изучению вопроса, и никакие доводы тут не помогут.
На официальном сайте И.Шаха написано следующее:
Перед своей смертью в ноябре 1996 г. Идрис Шах сообщил, что тот значительный корпус работ, который он опубликовал в течение жизни, сам по себе является курсом [обучения]. Эти труды, сказал он, следует рассматривать в качестве его преемника.
Before his death in November 1996, Shah made it known that the large body of work he published during his lifetime formed a course within itself. This work, he said, was to be regarded as his successor.
Означает ли это, что остальные школы являются "самодеятельными", созданными без благословения и разрешения И.Шаха?
Опыт показывает, что разные суфийские школы по-разному строят своё обучение.
В одних школах больший упор делается на передачу информации и знаний последовательным линейным методом, в других – в значительно большей степени используются «нелинейные» методы передачи знаний.
Нельзя сказать, что лучше – ибо одним людям больше подходит одно, другим другое. Это очевидно.
Шахи были представителями школы, так сказать, «другого» типа.
И это легко видно на материалах, введенных ими в оборот.
Например, Ваш оппонент из той дискуссии, на которую Вы приводите ссылку, утверждал, что в работах Шаха есть ссылки на его суфийских учителей, но по каким-то причинам не назвал этих работ.
Называю Вам эту книгу – «The Teachers of Gurdjieff». Точнее её можно было бы назвать «The Teachers of Idries Shah».
При желании или необходимости эту информацию можно принять в качестве гипотезы и изучить вопрос детально.
Шах инициировал деятельнсть в довольно широком диапазоне. Но благословение и разрешение на деятельность – это одно, а преемник – это совсем другое.
Если принять гипотезу, что он был «Полюсом эпохи», то данное противоречие легко разрешается, ибо на эту должность преемник утверждается в тех местах, где был утвержден и сам Шах.
Это нетрудно заметить, если взглянуть на цепь «Полюсов эпохи». Например, вот одно из звеньев:
…Sheikh Shahabudin Omar Suhrawardi – Mevlana Jalaludin Rumi – Sheikh Ahmed el-Bedavi – Yusuf Qalandar of Andalucia – Khaja Ali Ramitani of Turkestan…