Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Юродство как национальное явление  (Прочитано 3483 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
История столичных юродивых
« Ответ #11 : 11 ЬРавР 2014, 19:56:47 »
Великие мудрецы и чудотворцы. История столичных юродивых

Юродивые, или блаженные занимают особое место в длинном списке молельников, заступников и покровителей Москвы. Официально канонизированных, их в столице пять.     

<...>

«Юродивый» - от славянского «оурод», т. е. урод, дурак, безумец. Апостол Павел ещё в Новом Завете первым теоретически обосновал природу юродства, причисляя к ней и себя: «Мы безумны Христа ради, вы крепки, а мы немощны, вы в славе, а мы в бесчестии, терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся. Злословят нас - мы благословляем, гонят нас - мы терпим».   

Статья

(via Н.Ч.)
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

nisso

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2433
  • Reputation Power: 50
  • nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.nisso is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Юродство как национальное явление
« Ответ #10 : 25 ШоЫп 2011, 01:03:08 »
 "Я не знаю более разрывающего душу чтения, чем Шекспир: что должен выстрадать человек, чтобы почувствовать необходимость стать шутом!"
                                                     Ф. Ницше, "Эссе Номо"
Любовь - это камешек, смеющийся на солнце. (Жак Лакан)

gamayun

  • Подвижник
  • ***
  • Сообщений: 80
  • Reputation Power: 1
  • gamayun has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Юродство в баптизме
« Ответ #9 : 24 ШоЫп 2011, 22:51:06 »


 Несмотря на то, что юродство, строго говоря, подвиг "противоканонический", для многих православных людей юродивые – наиболее почитаемые святые.  Их "убожество" и "безумие", нестандартное поведение в обществе ярко демонстрируют искренность религиозного чувства, детское упование на Бога, крайнюю форму христианского подвижничества.

Священник И. Ковалевский: «Юродство - чрезвычайно трудный и опасный путь. Как, подражая иногда безрассудству людей самых низких, сохранять дух всегда возвышенный, стремящийся к Богу, - постоянно ругаясь миру, обнимать однако же всех совершенною любовью?! Наконец, как удержать себя от духовной гордости тому, кто, перенося столько оскорблений и лишений, сознает, что все это терпит он невинно и что он совсем не таков, каким его считают многие Это произвольное, постоянное мученичество, это постоянная брань против себя, против мира и диавола и притом борьба - самая трудная и жестокая». (свящ. Иоанн Ковалевский «Юродство о Христе или Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия.»)

Kazyavk

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 138
  • Reputation Power: 0
  • Kazyavk is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Re: Юродство как национальное явление
« Ответ #8 : 08 ЬРп 2011, 13:11:51 »
К эпохе pасцвета юpодство стало pyсским национальным явлением. В это вpемя пpавославный Восток почти не знает юpодивых.

Юродивые были везде и их всегда было мало.

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…»  (1Кор.4:10)

В католической церкви наиболее известными святыми, которые совершали подвиг юродства, считаются Франциск Ассизский и Бенуа Жозеф Лабре.
Мерзавец, но способен на большее.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Юродство в баптизме
« Ответ #7 : 22 РЯаХЫп 2011, 11:39:53 »
Православное понимание святости оказало заметное влияние на братство ЕХБ. К данной теме в русском контексте тесно примыкает уникальное духовное явление – юродство Христа ради. В восточной христианской традиции первым юродивым нередко воспринимается Сам Спаситель Иисус Христос, отвергший ценности мира сего и учивший, что Царство Его – "не отсюда". Несмотря на то, что юродство, строго говоря, подвиг "противоканонический", для многих православных людей юродивые – наиболее почитаемые святые.  Их "убожество" и "безумие", нестандартное поведение в обществе ярко демонстрируют искренность религиозного чувства, детское упование на Бога, крайнюю форму христианского подвижничества. Сотни юродивых получили известность на Руси, десятки из них были канонизированы.

В такой атмосфере едва ли удивительно, что и отечественный баптизм знает немало юродивых Христа ради.

Источник
Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

Святлана

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 280
  • Reputation Power: 0
  • Святлана has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Юродство как национальное явление
« Ответ #6 : 13 дХТаРЫп 2010, 04:25:47 »
  Маленькое замечание, как смыслы явлений могут пересекаться на смежных территориях, свидетельством чему служит нац.язык,живущий на данной земле.
  В белорусском языке "блазен" есть и шут, и юродивый\блаженный вместе взятые.Как бы это ни выглядело странным.У нас тут даже есть свой блазен-актёр-бард,который с помощью музыки озвучивает свои тексты.Время сейчас другое...
  И второе замечание -- о женщинах -юродивых,в  частности,Ксении Блаженной. Меня сильно потрясло, когда я прочитала, что Анна Самохина,Царство ей Небесное, прямо бредила последнее время этой Питерской Святой,мечтала её сыграть. Но,извините за разговорнвй стиль,"сыграла в ящик" -- судьбой не дарована была ей эта возможность.И она отошла в мир, где находится эта благоверная,практически в День памяти Ксении, и похоронена на одной территории Смоленского кладбища. Одна необычная женщина таким способом нашла общий язык с другой необычной, но по-другому...
   

училка

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1252
  • Reputation Power: 1
  • училка has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Юродство как национальное явление
« Ответ #5 : 07 дХТаРЫп 2010, 15:15:43 »
Зато в Европе в средние века было повсеместно развито шутовство (аналог юродства).[/color]

Существует и другая точка зрения, что юродство и шутовство суть разные явления, хотя и похожи внешне. Вот что пишет С. А. Иванов: "Что же касается шута, с которым чаще всего и сопоставляют юродивого, то как раз их сходство весьма поверхностно: да, оба живут в вывернутом, ненастоящем мире, и оба не могут состояться без зрителей. Но при этом шут - часть толпы, а юродивый даже в городской сутолоке совершенно один*; шут весь в диалоге, а юродивый принципиально монологичен; шут погружен в праздничное время, а юродивый - вне времени; шутовство сродни искусству, а юродство искусству чуждо".

Да, несмотря на кажущееся сходство шута и юродивого, у шута традиционно была скорее социальная роль – высмеять недостатки ума, мудрости, в шутливой форме научить быть хорошим прагматиком, дальновидным правителем и т.п. Роль же юродивого – духовная. Его мало волновала  светская сторона жизни,  надевая маску дурака, он больше критикует не недостаток ума, а его избыток, "ибо мудрость мира этого есть безумие пред Богом" .

Помимо воспитательной функции обоих, поведение юродивого было и частью его личной духовной практики – уничтожение себя  и соединение с Богом, где уже не понятно, где я и где Ты. Поэтому считалось, что юродивый чист и через него говорит Бог.

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Юродство как национальное явление
« Ответ #4 : 07 дХТаРЫп 2010, 02:23:07 »
Зато в Европе в средние века было повсеместно развито шутовство (аналог юродства).[/color]

Существует и другая точка зрения, что юродство и шутовство суть разные явления, хотя и похожи внешне. Вот что пишет С. А. Иванов: "Что же касается шута, с которым чаще всего и сопоставляют юродивого, то как раз их сходство весьма поверхностно: да, оба живут в вывернутом, ненастоящем мире, и оба не могут состояться без зрителей. Но при этом шут - часть толпы, а юродивый даже в городской сутолоке совершенно один*; шут весь в диалоге, а юродивый принципиально монологичен; шут погружен в праздничное время, а юродивый - вне времени; шутовство сродни искусству, а юродство искусству чуждо".
_________
* Напоминает определение суфизма "Быть в мире, но не от мира" (Бахауддин Накшбанд).

Cолнышко

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 303
  • Reputation Power: 0
  • Cолнышко is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Re: Юродство как национальное явление
« Ответ #3 : 07 дХТаРЫп 2010, 00:46:52 »
Список шутов по странам можно найти здесь.

А там, по перекрёстным ссылкам, можно прочитать об исламских шутах - Ходже Насреддине и Бирбале, а также найти о них легенды и притчи.
« Последнее редактирование: 07 дХТаРЫп 2010, 01:05:17 от Cолнышко »

Cолнышко

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 303
  • Reputation Power: 0
  • Cолнышко is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Re: Юродство как национальное явление
« Ответ #2 : 07 дХТаРЫп 2010, 00:39:30 »
Зато в Европе в средние века было повсеместно развито шутовство (аналог юродства).

В средневековой Европе шуты нередко выполняли важную социальную роль для привилегированного класса. В связи с отсутствием свободы слова, вельможи не могли открыто критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать особо влиятельных вельмож. За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. Если шут переходил границы дозволенного, то наказывали его, а не вельмож. Через кривляния и болтовню шутов представители привилегированной элиты раннего средневековья доводили до сведения друг друга, а также короля, свои претензии, жалобы, критику или особо рискованные предложения и идеи.
...
Прослеживается также определённая связь традиции шутовства с традицией юродства, хотя последнее несло существенно большую духовную, сакральную нагрузку. Некоторые исследователи считают также и средневековых шутов носителями древних духовных традиций и тайных знаний.

...

Источник

« Последнее редактирование: 07 дХТаРЫп 2010, 00:48:02 от Cолнышко »

годидзе

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2108
  • Reputation Power: 18
  • годидзе has no influence.
    • Просмотр профиля
Юродство как национальное явление
« Ответ #1 : 06 дХТаРЫп 2010, 18:37:05 »
К эпохе pасцвета юpодство стало pyсским национальным явлением. В это вpемя пpавославный Восток почти не знает юpодивых. Их нет также ни на Укpаине, ни в Белоpyссии (Исаакий Печеpский так и остался единственным киевским юpодивым). Римско-католическомy миpy этот феномен также чyжд. Это, в частности, доказывается тем, что о pyсских юpодивых с немалым yдивлением писали иностpанные пyтешественники XVI-XVII вв. — Геpбеpштейн, Гоpсей, Флетчеp и дp. Чтобы встyпить на пyть юpодства, евpопейцy пpиходилось пеpеселяться в Россию. Поэтомy сpеди юpодивых так много выезжих иноземцев.

Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Смех в Дpевней Рyси

* * *

Сам тот факт, что при разговоре об этом древнем и странном феномене [юродства] русские (и только они одни) могут без кавычек и дополнительных пояснений употреблять слово своего современного языка, чрезвычайно показателен: он демонстрирует важность и укорененность данного явления в нашей культуре.

[Из примечания автора к основному тексту:] Отыменные образования с этим корнем встречаются в русском Интернете более 31 400 раз, а отглагольные - более 53 600 раз. Для сравнения: сочетание "holy fool" встречается во Всемирной паутине всего 6 500 раз.

С. А. Иванов. Блаженные похабы
« Последнее редактирование: 10 дХТаРЫп 2010, 20:03:56 от годидзе »

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100