В моём исследовании неоплатонических и мистических доктрин мусульманского философа Ибн Масарра было высказано первое предположение о том, что последние, инфильтруясь в христианскую схоластику, были усвоены не только докторами францисканской или претомистской школы, но даже поэтом-философом мирового значения Данте Алигьери, которого все критики и историки считали последователем Аристотеля и Фомы Аквинского. И перечисляя здесь, хотя и бегло, основные мотивы моего первоначального указания, я привлёк внимание специалистов к замеченным мной тесным отношениям сходства между основными линиями восхождения Данте и Беатриче через сферы дантовского рая и другого аллегорического восхождения мистика и философа, которое мы находим в произведении
великого суфия из Мурсии Ибн Араби, озаглавленного Футухат, связь которого с Масаррой бесспорна.
Интерес поставленной проблемы очевиден для всех; ибо если не только неоплатоновская мистика кордуанца Ибн Масарра и мурсианца Ибн Араби, но также и аллегорическая модель, увиденная этим последним при своём восхождении, имели влияние как образцы, или, по крайней мере, существовали как предпосылки самой возвышенной части «Божественной Комедии» — дантовского рая, то наша родина имела бы право потребовать для некоторых своих мусульманских мыслителей не самую малую часть блеска славы, которой всемирная критика увенчала бессмертное произведение Данте Алигьери.
<...>
Следовательно, Данте, как мусульманские суфии в целом и конкретно, как мурсианец Ибн Араби, использовал сюжет, считавшийся реальным и историческим, восхождения человека на небеса, чтобы символизировать этим мистическую драму морального возрождения души верой и теологическими добродетелями.
Полностью
здесьМигель Асин Паласиос, Miguel Asín Palacios (1871—1944) -
известный испанский исследователь, чей основной труд «Мусульманская эсхатология в Божественной комедии» своим появлением создал эффект «апофеоза, любопытства и скандала» в университетских кругах.