Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Чем суфийское отличается от несуфийского?  (Прочитано 4740 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Kaif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 125
  • Reputation Power: 0
  • Kaif has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Чем суфийское отличается от несуфийского?
« Ответ #8 : 16 дХТаРЫп 2010, 12:24:54 »
Для того, чтобы дискуссия была полезной и плодотворной, нужно соблюсти необходимые и достаточные условия.

Необходимые условия сформулированы Аль Газали:

"По мере возможности следует оставить споры и приведение доводов всякому , кто поднял какой - либо вопрос . Поистине бед и вреда от них больше , чем пользы , так как это источник всех отрицательных нравственных качеств , таких как стремление совершать что - либо напоказ , ненависть , высокомерие , вражда , хвастовство и т . п . Если между тобой и другим возник вопрос , и ты желаешь поспорить с целью выявления истины , то с подобным намерением тебе разрешается рассматривать данный вопрос . Для определения правдивости этого намерения есть два признака :
Первый : для тебя не должно быть разницы – твоими устами или же устами твоего соперника выясняется истина , а , наоборот , ты должен желать ее выявления твоим соперником , чтобы она легко принималась им , потому что ему будет легче принять ее от себя , чем от тебя ;
Второй : ты должен желать рассмотрения вопроса больше наедине , нежели перед людьми . А если ты задал кому - то вопрос , зная , что истина в твоих руках , и он насмехается над тобой , то воздержись от выставления ему фактов и оставь разговор , потому что это приведет к неприязни , в чем не будет никакой пользы . А здесь я расскажу тебе , какова она – польза .
Знай , что вопрос о неясном подобен показу больным своих болезней врачу , а ответ же подобен стремлению врача вылечить этого больного . При этом незнающие – это пациенты , а просвещенные же – их врачи . А несовершенный ученый не годится в качестве врача для них . Однако , кто может лечить больных – это совершенный ученый , потому что он тот , на кого есть надежда узнать истинную причину болезни . Но иногда болезнь бывает неизлечимой , и в этом случае мастерство врача заключается в том , чтобы он попусту не занялся бы его лечением .
Ты знай , что недуги незнания делятся на четыре типа : три , от которых нет лекарства , и один излечимый .
Первый тип : когда вопрос или возражение возникает от зависти . Зависть – это неизлечимая болезнь . Так знай , что каждый раз , когда ты доходчиво отвечаешь и разъясняешь ему все , то такой ответ только увеличивает его зависть , а зависть же только увеличивает его высокомерие . В таком случае тебе следует воздержаться от ответа . Вспомним прекрасные слова поэта :
Всякая вражда , есть надежда на ее прекращение , 
Кроме вражды из - за зависти враждующего .
Мера по отношению к нему : ты должен оставить его с болезнью и избегать , следуя словам Всевышнего [ смысл ]: « Отвернись же от тех , которые отвернулись от Нашего Наставления и не захотели ничего , кроме [ благ ] земной жизни » . А если же будешь вмешиваться в это и займешься его лечением , то ты разожжешь огонь его зависти , который уничтожает [ хорошие ] деяния , как сказано и в хадисе : « Зависть уничтожает благие деяния , подобно тому , как огонь пожирает дрова » .
Второй тип : когда недуг возникает от глупости , которую также невозможно вылечить , как сказал ‘ Иса ( Мир ему) : « Я мог оживить мертвого , но был бессилен образумить глупого ». Это относится к тому , кто только два три дня изучал науку и вовсе не преуспел в деле совершенствования своих умственных способностей , но тем не менее возражает ученым , потратившим всю свою жизнь в приобретении знаний. Он вовсе не осознает , что возражение против великого ученого со стороны того , кто только стремится к знаниям , возникает только от невежества и отсутствия знаний . Этот человек не в силах оценить ни себя , ни достоинство настоящего ученого из - за своей глупости и отсутствия достаточных знаний . Тебе следует отвернуться от такого человека и не отвечать ему .
Третий тип : когда спрашивающий ищет правильный путь , но не способен понять речь великих людей из - за слабости своей проницательности. Такой спрашивает с целью извлечения пользы из таинственных вопросов , истину которых он понять не в состоянии , но не хочет признать свою неспособность понять их . Ты также не старайся объяснить ему , потому что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал : « Мы – общество пророков , нам приказано говорить с людьми на уровне их разума » .
Четвертый тип : он стремится к правильному пути , сообразителен , проницателен , разумен , понимающий , и в нем не преобладает гнев , страсть , зависть , любовь к мирскому и высокому положению. Напротив , он стремится к Истинному пути , ищет знания без упрямства . Такого больного можно вылечить . Ответить такому прилично и даже обязательно ."


Когда мы сойдемся во мнении, что необходимые условия соблюдены, я сформулирую ряд дополнительных условий, которые считаю достаточными.


Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Чем суфийское отличается от несуфийского?
« Ответ #7 : 15 дХТаРЫп 2010, 14:54:11 »
Дискуссия об отличии "суфийского" и "несуфийского" выделена в отдельную тему.
« Последнее редактирование: 15 дХТаРЫп 2010, 14:59:41 от Ева »
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Чем суфийское отличается от несуфийского?
« Ответ #6 : 15 дХТаРЫп 2010, 14:24:27 »

Потому, что это важно для людей, вставших (или собирающихся встать) на путь обучения суфизму.
Для них важно, в частности, развитие навыков различения суфийских и несуфийских материалов без опоры на внешние авторитеты.


Позвольте узнать, а зачем это нужно? И чем, по-Вашему, суфийский материал отличается от несуфийского?

Чтобы разбираться где суфизм, а где - имитация.
Я бы Вас очень просил не уводить дискуссию в сторону.


Уважаемый Кайф,

Мне эта сторона показалась любопытной, поэтому я задал свой вопрос. Мне Ваше утверждение не кажется таким однозначным, хотелось, чтобы Вы его раскрыли. Но я не могу настаивать, конечно же.
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

Kaif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 125
  • Reputation Power: 0
  • Kaif has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Чем суфийское отличается от несуфийского?
« Ответ #5 : 15 дХТаРЫп 2010, 13:23:08 »
Для того, чтобы утверждать, что есть некие "суфийские методы", нам сперва придется ответить на несколько вопросов: каковы цели суфизма? существует ли некая совокупность приемов или способов познания, которая свойственна исключительно суфизму? если существует, то что это за совокупность?
Кроме того, нужно выяснить, сопоставимы ли наука и суфизм?
Пока мы не ответим на эти вопросы, вряд ли можно будет ответить на Ваш вопрос, поскольку под "суфийскими методами" можно подразумевать что угодно. За этим словосочетанием может вообще ничего не оказаться, кроме фантазий.

Совершенно с Вами согласен. Те вопросы, которые Вы ставите - первоочередные. Их невозможно обойти.

Я новичок на этом форуме и исходил из предположения, что старожилы форума эти вопросы уже разрешили для себя.

Если это не так, то все заданные Вами вопросы следует, вероятно, вынести в отдельные ветки для подробного обсуждения. Здесь нужна добрая воля модераторов. Я, по мере сил, готов участвовать в обсуждениях.

Ева

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 1470
  • Reputation Power: 10
  • Ева has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Чем суфийское отличается от несуфийского?
« Ответ #4 : 15 дХТаРЫп 2010, 12:30:10 »
Отличаются ли суфийские методы познания от научных, и если отличаются, то в чем состоит это отличие?

Уважаемый Kaif,

Дело в том, что Ваш вопрос содержит в себе несколько утверждений, которые сами по себе нуждаются в доказательствах:
вопрос подразумевает, что существуют некие "суфийские методы", и что они могут сопоставляться с методами научными.
С научными методами все более-менее понятно, так как существует научная эпистемология, и у науки есть четко формулируемые цели. По определению, наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку и производство объективных системно организованных знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства
Согласно словарному определению, метод (от греч. μέθοδος — «способ») — совокупность приемов или способов познания и освоения действительности, направленных на выполнение определенной цели.
Для того, чтобы утверждать, что есть некие "суфийские методы", нам сперва придется ответить на несколько вопросов: каковы цели суфизма? существует ли некая совокупность приемов или способов познания, которая свойственна исключительно суфизму? если существует, то что это за совокупность?
Кроме того, нужно выяснить, сопоставимы ли наука и суфизм?
Пока мы не ответим на эти вопросы, вряд ли можно будет ответить на Ваш вопрос, поскольку под "суфийскими методами" можно подразумевать что угодно. За этим словосочетанием может вообще ничего не оказаться, кроме фантазий.
"...Я - ты, и ты - Я, и где ты, там и Я, и Я во всём..." (Евангелие от Евы, цит. по св. Епифаний Кипрский: Haeres XXVI, 3)

Kaif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 125
  • Reputation Power: 0
  • Kaif has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Чем суфийское отличается от несуфийского?
« Ответ #3 : 15 дХТаРЫп 2010, 11:49:05 »

Потому, что это важно для людей, вставших (или собирающихся встать) на путь обучения суфизму.
Для них важно, в частности, развитие навыков различения суфийских и несуфийских материалов без опоры на внешние авторитеты.


Позвольте узнать, а зачем это нужно? И чем, по-Вашему, суфийский материал отличается от несуфийского?

Чтобы разбираться где суфизм, а где - имитация.
Я бы Вас очень просил не уводить дискуссию в сторону.

kopernick

  • Бодхисаттва
  • *******
  • Сообщений: 3626
  • Reputation Power: 22
  • kopernick barely matters.kopernick barely matters.
    • Просмотр профиля
    • http://www.sufism.ru
Re: Чем суфийское отличается от несуфийского?
« Ответ #2 : 15 дХТаРЫп 2010, 00:49:20 »

Потому, что это важно для людей, вставших (или собирающихся встать) на путь обучения суфизму.
Для них важно, в частности, развитие навыков различения суфийских и несуфийских материалов без опоры на внешние авторитеты.


Позвольте узнать, а зачем это нужно? И чем, по-Вашему, суфийский материал отличается от несуфийского?
"...и козлов Я накажу" (Захария 10:3)

Kaif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 125
  • Reputation Power: 0
  • Kaif has no influence.
    • Просмотр профиля
Чем суфийское отличается от несуфийского?
« Ответ #1 : 14 дХТаРЫп 2010, 10:56:42 »
Пока заинтересованные ищут ответ в книге Тиртха, можно обсудить ряд интересных вещей.


Почему-то дискуссии о Хайаме нередко ведутся в ключе: суфий - не суфий?
Потому, что это важно для людей, вставших (или собирающихся встать) на путь обучения суфизму.
Для них важно, в частности, развитие навыков различения суфийских и несуфийских материалов без опоры на внешние авторитеты.

Для историков, литературоведов или востоковедов вопрос о суфийских корнях творчества Хайяма, действительно, не столь важен.

Мне кажется, что при обсуждении этого вопроса стоит учитывать, что:
- существовало немало мистических течений, которые не являлись суфийскими, хотя имели много общего с суфиями. Например, близкие к маламати ордена (да и орденами они не были, собственно говоря), ремесленные союзы и т. п.;
- Хайам мог получить посвящение в один (или даже несколько) суфийских орденов, а позже разойтись с ними во взглядах;
- Хайам мог быть близок с суфиями и принимать многие их идеи, но при этом не быть суфием (не быть членом какой-либо организации);
- и он вполне мог преподавать (например, в медресе) какие-либо науки - юриспруденцию, математику, то есть быть наставником, но не суфийским.

Так что вариантов много, и некоторые из них подразумевают отсутствие однозначного ответа на вопрос "суфий Хайам или нет?".

Критерии, которые Вы, Ева, здесь приводите относятся к разряду научных, а не суфийских.
Можно попробовать их переформулировать, но для этого нужно ответить на такой вопрос:
Отличаются ли суфийские методы познания от научных, и если отличаются, то в чем состоит это отличие?


Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100