Вопрос: Недавно прочел стих из книги "Сокровища вспоминания" (Руми), там есть такие строки:
У тебя на счету немало благочестивых поступков,
посты и ежедневные молитвы,
но ты эти деяния не смаковал.
Должен быть вкус,
зерно наслаждения, а иначе ягода
не произведет молодое деревце,
которое позднее станет плодоносящим древом.
В связи с этим возник вопрос: не очень понятно, как можно смаковать свои благочестивые деяния и не впасть в самолюбование и гордыню? Ведь если обращать внимание на свои хорошие поступки, то возникнет соблазн гордыни за себя. А если совсем не обращать, то как понять, что же именно смаковать? )
Ответ: Почему-то считается, что по пути истины и служения должно двигаться через силу и без удовольствия.
У Шиллера есть ироническое стихотворение на эту тему:
Делать добро моим близким привык я, но только, к несчастью,
С радостью благо творю, сердцем их нежно любя.
Как же тут быть? Ненавидь их, и, полон враждою и злобой,
Благо твори: лишь тогда будешь ты нравственно прав.Но почему, собственно говоря? Духовная радость это совсем не то же самое, что самолюбование и гордыня. А служение через силу и без радостной заинтересованности либо скоро прекращается, либо может переродиться в раздражение и неприязнь.
Конечно, при этом нужно избегать тщеславия и самолюбования.
Вопрос: Но как при этом оличить духовную радость от горделивости и самолюбования?
Ответ: Как отличить здоровый аппетит от чревоугодия? Если отличить трудно, означает ли это, что все надо есть с отвращением - на всякий случай? В наших ли силах избавиться от удовольствия, когда проголодался, а на столе аппетитные закуски?
Вряд ли можно провести точную границу между аппетитом и чревоугодием. Но какие-то признаки становятся все более явственными по мере того, как аппетит переходит в чревоугодие: внимания еде уделяется все больше, а талия становится все толще :)
Что-то сходное происходит и с тщеславием, самолюбованием и другими милыми качествами, которые, подобно аппетиту, так или иначе коренятся в нашей природе. Часто это вопрос степени: одно и то же качество может быть вполне уместным или даже необходимым в малых дозах (когда ситуация этого требует), но оно же становится разрушительным, когда нарушена обратная связь. И тогда оно превращается в своего рода опухоль на психике человека.
Отсюда (
с дополнениями).