Церковь и папа римск. тоже не при чем, когда у них под носом и фактически с их санкции жгли книги и отправляли в печи людей...?! не при чем?
А Ницше вообще не жил при диктаторе, но это не снимает ответственности ни с него, ни с любого др. "гениальнейшего" говоруна и "писуна" за то время в которое он жил, а после и за тех миллионов убиенных, которых их восхищающиеся ученики и последователи, хоть в фатерляндии или в советах, или в "свободных ша", (с их нагасаками и хиросимами) "приобщали" к достижениям тех. прогресса.....
Хайдеггер, как учитель, в этой цепи не первый. И понял я его или нет, это уже другой вопрос. А вот понял ли он? Если до самого конца своей жизни считал, что национал-соц-м и расизм - идеологиия, как минимум имеющая право быть.
"...Мы можем еще добавить, что Хайдеггер не ушел от сотрудничества в общих проектах с самыми преступными из нацистских поборников расизма, хотя и отвергал их вульгарную философию. Какие бы философские различия не имелись у Хайдеггера с Альфредом Розенбергом, он более чем охотно посещал международные конференции в качестве представителя Третьего Рейха и сидел в одном ряду с Розенбергом и ему подобными [13].
Можно также сослаться на наблюдение Лукача о том, что официальная национал-социалистическая "философия" никогда бы не завоевала массовую аудиторию, если бы путь к этому не проложила за многие годы иррационалистическая культура.
"Для того, чтобы философия с такими слабыми основаниями и внутренними связями, столь глубоко антинаучная и столь грубо дилетантская стала преобладать, для этого требовалось особое философское настроение, кризис доверия к пониманию и разуму, разрушение веры человека в прогресс и обращение к иррационализму, мифу и мистике" [14].
Возможно, самое большое преступление Хайдеггера состоит не в том, что он вступил в партию нацистов и принял ректорскую должность во Фрайбурге. Это были чисто политические преступления, вроде тех, что совершались многими тысячами людей, привыкших говорить "да". Его преступление против философии было, пожалуй, более страшным. Совершив его, он оказал немалую помощь той варварской культуре, что вскормила нацистского зверя."
"...
Давайте внесем ясность. Сегодняшние защитники Хайдеггера, кроме редких исключений, вроде Эрнста Нольте, не являются сторонниками фашизма. В Хайдеггере они ценят его нападки на историю рационалистической мысли. Подобно Хайдеггеру, они хотят вернуться в мистическое прошлое, которое предшествовало разрушающему влиянию западной метафизики. Политика "изначальных мыслителей", тех, что, говоря словами Гегеля, хотели бы "уйти от всеобщего", неизбежно ведет к политике, которая превозносит непосредственное и разрозненное за счет объективных и универсальных интересов человечества.
Не случайно, что постмодернисты оказались сторонниками различных форм "политики идентификации", основанной на субъективно воспринимаемых групповых интересах, будь то гендерные, этнические или даже просто территориальные группы. Они противостоят любому пониманию политики, основывающемуся на универсальных и объективных классовых интересах. Это лишь вариации на тему политической позиции Хайдеггера в 1920-1930-е гг., когда мистическая "национальная общность" ( Volksgemeinschaft) стала для него главным принципом, вокруг которого формировалась политическая позиция.
В заключение хотелось бы еще раз поставить вопрос о том, почему же многие считают Хайдеггера величайшим философом нашего века? Мы можем с уверенностью назвать несколько причин, объясняющих, почему философы и другие люди, не питавшие симпатий к фашизму, находили его труды привлекательными. Его работы отражают глубокое знакомство с историей философии и ее проблемами. Он предложил также весьма новаторскую интерпретацию этой истории. По существу его мысли не являются ни глубокими, ни оригинальными. Однако вышеупомянутые оценки основывались не на существе философии Хайдеггера. Они выросли из ощутимой нехватки альтернатив тому духу нигилизма, что преобладает в наше время. Хайдеггер больше, чем кто-либо иной в двадцатом столетии стал выразителем этого духа.
От присутствия этого духа надо избавляться..."
/Стайнер А.Д. "Дело Мартина Хайдеггера, философа и нациста"/
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/stay_delo.phpИстория знает имена более громкие и авторитетные.
Например Аристотеля, который как Великий Учитель, отвечает за все зло содеянное не менее его великим учеником Александром.
Иначе грош цена всей философии таких гениев. Это нраственный аспект. Без него - нигилизм, анархия и "закон джунглей". По этим "правилам", вы сами, рано или поздно, и все ваши близкие, и не знакомые вам люди, можете оказаться вне всяких правил. И это будет считаться правильным и справедливым.
Это опять же мое мнение. Но почитайте классиков. Посмотрите что они думают по этому поводу. Того же Карлейля, Монтеня, Гете, Толстого.