Бывает так, что человеку в виде ДАРА, дается определенный опыт внутреннего переживания (иногда его называют "мистическим опытом"), дающий представление о высшей реальности. Затем это переживание уходит, но воспоминание о нем остается и служит подпиткой того, что Рузбихан называет "вожделением влюбленного".
Неудивительно, что опыт этот преходящ: неподготовленный человек просто не в состоянии вместить Истину и сохранить неповрежденный рассудок. Затем следуют годы внутренней работы, движитель которой - "вожделение влюбленного", разлученного с Возлюбленной. Эта ведь просто метафора, призванная описать - за неимением лучших средств - внутреннее состояние Влюбленного (Искателя).
То, что происходит дальше, описал, к примеру, Хамадани:
"Высший опыт и знание станут доступными для человека в точном соответствии с его достоинствами, с его способностью и насколько он того заслужил. ...
Наша цель состоит в том, чтобы достичь, путем понимания Источника, Знания, которое приходит через опыт.
Его достигают, также как и в путешествии, лишь те, кто уже знает Путь.
Справедливость этого положения является величайшей справедливостью: это знание невозможно утаить от того, кто его заслуживает, и невозможно передать тому, кто его не заслуживает.
Это единственная субстанция с различающей способностью – изначально ей присущей самой справедливостью."
Дается в виде ДАРА - вполне возможно. Но для того, чтобы этот дар получить, что-то уже должно быть готово принять этот дар, быть ему соразмерным. Иначе из акта дарения просто ничего не выйдет.
Чтобы увидеть смутное отражение Его в различных объектах, необходимо уже знать Его, предмет вожделения, иметь какое представление, позволяющее распознать именно Его в объектах. Тогда возникает вопрос, схожий с вопросом 1, - как человек прозревает Его, а если не узрел, как может распознать, увидеть отражение Его в объектах? В противном случае у человека возникнет вожделение к различным объектам, не более того. Т.е. вопрос в том, как перекинуть этот мостик от вожделения к объектам к Нему? Очевидно, требуется какое-то сознательное усилие со стороны самого человека, желание разглядеть в объектах нечто большее, прозреть единство во множественности. Но само это желание тоже должно откуда-то браться.
Переведем эту мысль для простоты в прозаическую - продуктовую - сферу.
Представим себе, что человек прожил всю жизнь в Советском Союзе и попробовал лишь три сорта колбасы. Он знает, что один сорт лучше другого - и потому ищет всегда тот сорт, который ему кажется лучшим, и тот конкретный товар, который выглядит более свежим. При этом его не покидает ощущение неудовлетворенности, он чувствует и верит, хотя и не может это доказать рационально, что где-то существует лучший продукт. Подобная вера может быть основана на рассказах, хранимых древней традицией (бабушка застала царское время) или же появиться в результате умозаключений (если меньше воровать, конечный продукт вкуснее) - так или иначе, даже в отсутствие непосредственного опыта возможно многое предчувствовать и предвидеть. "Вера есть обличение вещей невидимых", и для советского человека многое было невидимо, поскольку преднамеренно скрывалось, и становилось предметом веры.
Потом наш несчастный потребитель со своим весьма ограниченным опытом попадает в иностранный супермаркет и обнаруживает потрясающую его колбасу. Оказывается, образ именно этого продукта несовершенным способом отражался в изделиях советского пищепрома. Каким образом человек распознает, что именно эту субстанцию, этот совершенный
эйдос, он, по сути, всегда искал и что именно с этим скрытым от него образом он сравнивал "Докторскую" и "Любительскую"?*
Один ответ: если бы не ДАР, не сверхчувственное предзнание или своего рода мистический опыт, человек никогда не распознал бы великолепие закордонного колбасного изделия.
Другой ответ: в нормального человека от природы заложена способность отличать качественное, вкусное и свежее от противоположного. И даже ограниченный опыт советской жизни не мог не подсказать, что и между сомнительными доступными образцами колбасы существует различие. Таким образом, возможно выстроить некую пирамиду от низкого к более высокому (вкусному и свежему), в основании которой лежит известное и опробованное. А вершина хотя в опыте пока и недоступна, но виртуально вырисовывается посредством экстраполяции наличного знания и опыта. Именно присутствие этой виртуальной верхушки пирамиды опыта и биологически встроенное знание свежего и вкусного позволяет, после пересечения границы и попадания в высшие сферы супермаркета, безошибочно распознать вкус Истинной Колбасы )
--------------------------
* Основные сорта колбасы в 70-е и 80-е гг.