Философ Мираб Мамардашвили в своих трудах рассматривал, среди прочих, проблему формирования и развития гражданского общества.
Русскому обществу нет оснований в ближайшем будущем ожидать прогресса в развитии, - пишет Мамардашвили. Целый ряд социальных потрясений, пережитых за сравнительно короткий исторический промежуток, не был осмыслен и зафиксирован в общественном сознании как урок. Если нет осмысления, то нет и подъема "над ситуацией", поскольку спящее индивидуальное и общественное сознание все вновь происходящие события "закольцовывает", направляет в русло привычного восприятия.
На мой взгляд, одной из лучших художественных иллюстраций этой мысли великого философа является фильм Михаила Козакова "Визит дамы". Общество провинциального города Гюллена проявляет себя с удивительным постоянством и во времена юности главной героини, г-жи Цеханосян, и тридцать лет спустя -- во время визита этой дамы в родной город.
Услышав о смерти Альфреда Нила, г-жа Цеханосян в отчаяньи вскрикнула. Она сожалела о своем друге юности, о горожанах Гюллена, или о себе? - ведь после этого убийства, свершенного и ее усилиями, она, до сих пор стоявшая вне порочного круга, стала его частью, стала такой же, как все.
В последних кадрах фильма: уходящий из Гюллена поезд, увозящий гроб с телом Нила, уезжающая навсегда г-жа Цеханосян. Это выплеснутая обществом Гюллена капля, а совсем даже не одна из волн эмиграции. А в Гюллене -- все в полном порядке: и храм отремонтировали, и ратушу перестроили.