Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: "Из Бори"-Нильс Бор  (Прочитано 3681 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: "Из Бори"-Нильс Бор
« Ответ #5 : 29 бХЭвпСап 2010, 20:51:10 »
Религиозные деятели воспевают Бога, а служители науки Его непосредственно изучают. Улыбающийся
-И первые изучают,и вторые воспевают...
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

life3D

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 350
  • Reputation Power: 0
  • life3D is looked down upon.
    • Просмотр профиля
Re: "Из Бори"-Нильс Бор
« Ответ #4 : 29 бХЭвпСап 2010, 12:26:19 »
..Была у девятнадцатилетнего Нильса искушающая идея: попытаться понять
одну  старую философско-психо-логическую проблему  с  помощью математической
параллели. (По нынешним  временам это называлось бы попыткой математического
моделирования.)
     Свобода воли... Каков ее механизм? ...
В 19 лет Нильс Бор ещё не открыл свой знаменитый "принцип дополнительности", иначе бы он не взаимоисключал "историю и природу" и "свободу выбора", а дополнил бы одно другим.


А рисунок очень похож на символ Инь-Ян (который Н.Б. взял впоследствии в качестве своего фамильного герба). ;) "Принцип дополнительности" в этом символе присутствует.
« Последнее редактирование: 29 бХЭвпСап 2010, 12:31:11 от life3D »

user

  • Гость
Re: "Из Бори"-Нильс Бор
« Ответ #3 : 29 бХЭвпСап 2010, 10:52:29 »
    Свобода воли... Каков ее механизм?  Обстоятельства  предлагают человеку
набор возможных решений,  а он делает выбор. Но человек -- часть  природы  и
дитя истории. И разве не законами истории и природы целиком определяются его
поступки?  Если целиком,  то  никакой свободы воли нет.
Законы истории и природы - это не ограничивающее условие (= ограничение), а тот самый фон, на котором как раз и может проявиться "свобода выбора" (специально не употребляю термин "свобода воли", потому что у него несколько иной смысл). Но свобода эта относительна (соответственно: по отношению к истории, по отношению к природе, и др.) Без этого фона проявиться выбору вообще невозможно. Просто не из чего будет выбирать! :D Это ваккум, пустота - без неё и человека-то как такого тоже не может быть. Выбор всё-таки есть, не было бы его - не было бы и человека/Человека.

Цитировать
Ее в равной  степени
нет, если  полагать, будто некая верховная сила --  Провидение  -- руководит
человеком.
Религии ограничивают естественную, природную свободу человека ещё больше по сравнению с "законами истории и природы" своими непонятно откуда взятыми ограничениями и навязанной (а не исходящей изнутри) "нравственностью".

Цитировать
 Меж тем мы  одобряем или  осуждаем  человека  за его поступки. А
человек,  оказывается,  в  них не  волен!
Человек живёт в социуме и поэтому должен соблюдать правила социума, которые в идеале (!) не ограничивают человека, а, наоборот, облегчают ему жизнь. Социум - такой же фон проявления "свободы выбора", как и "история и природа".

Цитировать
Если  в мире  господствует полная
предопределенность, всякая этика бессмысленна. Как же быть?
Не всякая этика бессмысленна. Бессмысленна извращенная этика, которая "как дышло - куда её повернул, туда она и вышла". Мы знаем примеры, когда явные преступники оправдываются адвокатами или в глазах общества различными манипулятивными приёмами и СМИ, или же просто откупаются.

Цитировать
    Математические функции...  Разнообразные зависимости  одних величин  от
других.  Ну,  скажем, каждой окружности в эвклидовой геометрии отвечает свой
радиус -- единственный по величине. А бывают зависимости многозначные, когда
появляются  целые  наборы значений  --  разных,  но  равноправных.  И  выбор
предпочтительного -- во власти математика.



P.S. Другой и друг/Друг = однокорневые слова.
;)

Существует личная сфера действия и совмещенная сфера действия с другим человеком / другими людьми (= сфера "мы" - затемнённая область на рисунке). Чем больше задействованных других, тем меньше личная сфера. И наоборот, чем меньше ответственности перед другими, тем больше личная сфера. Не потому ли многие верующие уходили в пустыни, уединялись от мира, чтобы почувствовать (хотя бы относительно) "свободу"?




Цитировать
"В религии язык используется совсем иначе, чем в науке. Язык религии родственен скорее языку поэзии, чем языку науки… Если религии всех эпох говорят образами, символами и парадоксами, то это, видимо, потому, что просто не существует других возможностей охватить ту действительность, которая здесь имеется в виду. Но отсюда вовсе не следует, что она не подлинная действительность". Нильс Бор
Разделяю т.зр. Н.Бора. Религиозные деятели воспевают Бога, а служители науки Его непосредственно изучают. :)



iv2259, спасибо за приведённые ссылки :-* - буду изучать. :)

« Последнее редактирование: 29 бХЭвпСап 2010, 11:39:01 от user »

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: "Из Бори"-Нильс Бор
« Ответ #2 : 28 бХЭвпСап 2010, 20:10:12 »
 И  за  каждым  из  его осторожно сформулированных
утверждений  открывался длинный ряд подспудно лежащих  мыслей. Только начало
этого  ряда  находило  ясное  выражение, а  конец  терялся  в  полутьме  так
волновавших меня философских раздумий. То,  что он говорил, казалось новым и
не совсем новым одновременно... Можно было непосредственно  ощутить, что  он
достигал своих  результатов не столько с помощью вычислений и доказательств,
сколько благодаря вчувствованию в предмет и интуитивным догадкам. И  нелегко
ему   было  отыскивать  оправдание   для   этих   результатов   перед  лицом
геттингенской строгой математической школы..."
Из воспоминаний Гейзенберга о Боре.                                     «Дополнительный способ описания в действительности не знает произвольного отказа от привычных требований, предъявляемых ко всякому объяснению; напротив, он имеет целью подходящее диалектическое выражение действительных условий в атомной физике» [Bohr N., 1948].Этот принцип необходим там, где в результате неразрывной целостности субъекта и объекта возникают взаимоисключающие элементы содержания сознания. Таким образом принцип дополнительности явился признанием необходимости сосуществования двух (или более) внутренне непротиворечивых объяснений псевдоидентичной предметной области в случае, если одно из объяснений невозможно элиминировать без потери релевантной информации об этой предметной области [Остапенко С.В., 1976].
2
            http://ufn.ru/tribune/trib210508a.pdf
« Последнее редактирование: 28 бХЭвпСап 2010, 20:23:35 от iv2259 »
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
"Из Бори"-Нильс Бор
« Ответ #1 : 28 бХЭвпСап 2010, 19:52:24 »
..Была у девятнадцатилетнего Нильса искушающая идея: попытаться понять
одну  старую философско-психо-логическую проблему  с  помощью математической
параллели. (По нынешним  временам это называлось бы попыткой математического
моделирования.)
     Свобода воли... Каков ее механизм?  Обстоятельства  предлагают человеку
набор возможных решений,  а он делает выбор. Но человек -- часть  природы  и
дитя истории. И разве не законами истории и природы целиком определяются его
поступки?  Если целиком,  то  никакой свободы воли нет. Ее в равной  степени
нет, если  полагать, будто некая верховная сила --  Провидение  -- руководит
человеком.  Меж тем мы  одобряем или  осуждаем  человека  за его поступки. А
человек,  оказывается,  в  них не  волен!  Если  в мире  господствует полная
предопределенность, всякая этика бессмысленна. Как же быть?
     Математические функции...  Разнообразные зависимости  одних величин  от
других.  Ну,  скажем, каждой окружности в эвклидовой геометрии отвечает свой
радиус -- единственный по величине. А бывают зависимости многозначные, когда
появляются  целые  наборы значений  --  разных,  но  равноправных.  И  выбор
предпочтительного -- во власти математика.
     Так начиналось  Нильсово построение. Внешне параллель выглядела хорошо:
остроумно и похоже. Но обещала ли она что-нибудь объяснить?
http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/nils_bor.txt           Бор любил повторять: "Противоположность верного утверждения - ложное утверждение. Но противоположностью глубокой истины может оказаться другая глубокая истина".

"В религии язык используется совсем иначе, чем в науке. Язык религии родственен скорее языку поэзии, чем языку науки… Если религии всех эпох говорят образами, символами и парадоксами, то это, видимо, потому, что просто не существует других возможностей охватить ту действительность, которая здесь имеется в виду. Но отсюда вовсе не следует, что она не подлинная действительность". Нильс Бор
                           
« Последнее редактирование: 28 бХЭвпСап 2010, 19:58:52 от iv2259 »
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

Tags:
 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100