Примечательно, что эта тема регулярно всплывает при дискуссиях католиков и православных на тему истинности веры одних и других. Православные утверждают, что многие католические мистики были склонны именно к подобным формам экстаза (особенно часто упоминают в этой связи Блаженную Анджелу и Терезу Авильскую, но и другим достается), и что это доказывает неистинность католицизма. Не только Феофан Затворник посвятил разъяснению видов теплоты при молитве свое письмо ("Молитва Иисусова"), - Игнатий Брянчанинов не раз писал на эту тему (напр., см. "Аскетические опыты. Том II - Слово о молитве Иисусовой"). Связь молитвенного экстаза с возникающим плотским желанием объяснялась тем, что в молитве задействованы "нижние области" сердца, и указывалось, что это недопустимо. Причем с течением времени градус нетерпимости повышался, и Лосев уже вовсю призывал предать анафеме тех, кто практикует такие экстатические состояния.
Похожие обвинения порой звучат от фундаменталистски настроенных мусульман и православных и в адрес суфиев (этим достается и за экстазы с танцами и разрыванием одежды, и за использование двусмысленной символики "прекрасной возлюбленной"). Грановская, впрочем, о суфиях в своей книге тоже пишет :-)
В нерелигиозной литературе экстатические состояния, сопровождавшиеся любым сильным возбуждением, трактовались как истерические проявления, чистая психопатология (на эту тему много всего: от Фрейда и Шарко до десятков современных авторов; в России еще более ста лет назад, например, была напечатана книга Д. Коновалова "Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве" - правда, православной церкви идеи Коновалова очень не понравились).
Но мне кажется, что в процитированном отрывке (впрочем, на мой взгляд, во всей книге таких странных мест полно) автор зачем-то сваливает все понятия в одну кучу малу: перенос и сублимацию, любовь и половое влечение, экстаз и катарсис - и все это только ради того, чтобы каким-то своим образом обосновать и так давно известное явление. Но, к сожалению, обоснование получилось весьма неубедительным и, честно говоря, ненаучным: вместо адекватного рассуждения - квазинаучная сентенция. Феофан, наверное, немало удивился бы, узнав, что он писал именно про сублимацию, а не про "торможение перед целью" или субституцию :-)