Некоторые параллели между культом Диониса и суфизмом.
Дионис - бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.
Дионисизм... означает освобождение беспредельного влечения,
взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в
дионисийском хоре человек появляется в виде сатира, сверху - бог, снизу -
козел. Это - ужас от попрания принципа индивидуации и вместе с тем
"блаженный восторг" от того, что он попран. Поэтому дионисизм можно
уподобить опьянению, разлагающему индивидуальное на коллективные влечения и
содержания, это - расторжение замкнутого эго миром. Поэтому в дионисизме
человек соединяется с человеком и "сама отчужденная, враждебная и
порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным
сыном - человеком".
К.Г.Юнг
ОтсюдаАПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало
— рациональное
— мера, золотая середина
— иллюзорно-оптимистическое
— состояние покоя
— индивидуальность
ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало
— иррациональное
— безмерное буйство
— трагико-героическое
— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность
— уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство
ОтсюдаВ суфизме - "школа трезвости" (Багадад) и "школа опьяненности" (Хорасан).
Дионисий - бог вина и виноделия. Воспевание вина и опьяненности в суфийской поэзии.
Экстатические ритуалы дионисийства - и
сэма, экстатическое радение в суфизме.
Тема разрывания божества на части (и возрождение, то есть восстановление единства позже) в дионисийстве. Ритуальное разрывание одежды в суфизме (в ср. века, связано с хадисом) и
хырка с заплатами как символ. Также важная концепция в суфизме - профанный мир множественности противопоставляется сакральному единству. Путь - это метод восстановления "разорванного" единства.
Жрецы культа Д. наносят себе в порыве экстаза раны. - Нанесение себе ран (или, по крайней мере, попытка - часто без реального вреда) практикуется в некоторых орденах.
"В исламе — самой молодой религии Спасения — экстатические состояния не поощрялись, за исключением суфизма, где они сохранили древнюю телесно-ориентированную форму, однако лишились оргиастического характера и получили новое мистическое содержание".
ОтсюдаДионисийское искусство - музыка. Важность музыки в суфизме. (Флейта, кстати, в обоих случаях - один из основных инструментов).
Пляски Диониса - и энергичные движения во время
сэма.
Культура (цивилизация) носит репрессивный характер, она подавляет животные примитивные импульсы. Для экстатического культа - как Д. - характерен выход за рамки социальных ограничений. Пример сходной тенденции в суфизме - практика
маламатийа. (Как и сэма).