Loading

Портал суфизм.ру | Что такое суфизм? | Суфийский орден Ниматуллахи | Правила поведения на форуме | В помощь начинающим
Четвертый путь | Карта сайтов | Журнал "Суфий" | Контакты | Архив электронного журнала | Архив форума

Автор Тема: Суфизм и дионисийство (наброски)  (Прочитано 23772 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #7 : 23 ЬРавР 2011, 12:49:56 »
Ещё, в порядке бреда: путь к "сердцу" для каждого человека лежит либо преимущественно через "голову", либо через "живот". Это, видимо, зависит от индивидуальных особенностей человека и плюс большинство традиций, кажется, больше специализируются на том либо на другом, видимо из-за того, к какому пути больше был склонен основатель традиции. Но по сути, они все ведут к одному, к "сердцу".
Когда школа вырождается, она застревает либо в "голове", либо в "животе" - и тогда в первом случае мы имеем выхолощенный догматизм, маскирующийся под трезвость и праведность, во втором - пустой иррационализм, а то и оргиастичность.
Есть, видимо (теоретически допускаю), люди, способные идти напрямую через сердце. Такими были, вероятно, женщины Христа.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #6 : 23 ЬРавР 2011, 10:44:53 »
Не может ли быть так, что понятие "дионисийство" смешивает несколько разные явления?
Где то я встречал такое разделение - на "голову", "живот" и "сердце". Так вот, при всей схожести некоторых проявлений "сердца" с "животным" или иногда и с "головным" началами, это всё же принципиально иное явление.
"Сердце" может быть и трезво и опьянено, и это не противоречит друг другу. И трезвость сердца иная чем трезвость головы, и опьянение сердца иное чем опьянение "живота".
(от ув. Плот) :) -Опять Вас хлебом не кормили! :D Какой живот?В "животе"(понятии очень расплывчатом) много чего-от самого большого органа человека-кучи бактерий,до кишок со всякой гадостью и нервных центров...Не может  и самый святой аскет жить без головы,живота,"работая" одним сердцем.И дионист-не вечно пьяный и отвязный чудик,без "сердца"и "ума".Всё осознанно и продумано,просто на время что то "отпускается",а что то "прикрывается",наше внимание не беспредельно ведь.Не так ли?А знания всякие нужны,то что не притянет "ум",не родит "сердце",то в экстазе войдёт в "живот"...Вот типа так... :)
Под животом, насколько я понимаю, разумелись эмоции и инстинкты, под головой - разум, под сердцем - то, что в той статье я назвал чувством. Никто не говорит о том, что человек сердца живёт без живота и головы:
Цитировать
Суфий - человек, познавший нечто, с чем другой человек в лучшем случае мимолётно соприкасается пару раз в жизни. И под действием этого нечта преображается и живот и голова. Как минимум переставая править его домостроением. Сердце - это истинный центр человека. Живот и голова - вспомогательное, служебное. Но обычно получается так, что истинный управитель спит, а правят вот эти слуги попеременно или кто-то из них преимущественно.
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #5 : 23 ЬРавР 2011, 10:29:10 »
Не может ли быть так, что понятие "дионисийство" смешивает несколько разные явления?
Где то я встречал такое разделение - на "голову", "живот" и "сердце". Так вот, при всей схожести некоторых проявлений "сердца" с "животным" или иногда и с "головным" началами, это всё же принципиально иное явление.
"Сердце" может быть и трезво и опьянено, и это не противоречит друг другу. И трезвость сердца иная чем трезвость головы, и опьянение сердца иное чем опьянение "живота".
(от ув. Плот) :) -Опять Вас хлебом не кормили! :D Какой живот?В "животе"(понятии очень расплывчатом) много чего-от самого большого органа человека-кучи бактерий,до кишок со всякой гадостью и нервных центров...Не может  и самый святой аскет жить без головы,живота,"работая" одним сердцем.И дионист-не вечно пьяный и отвязный чудик,без "сердца"и "ума".Всё осознанно и продумано,просто на время что то "отпускается",а что то "прикрывается",наше внимание не беспредельно ведь.Не так ли?А знания всякие нужны,то что не притянет "ум",не родит "сердце",то в экстазе войдёт в "живот"...Вот типа так... :)
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

iv2259

  • не жил- не был у бабушки
  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2879
  • Reputation Power: 42
  • iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...iv2259 might someday be someone...
  • серый дракончик
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #4 : 23 ЬРавР 2011, 10:28:40 »
 Тема разрывания божества на части (и возрождение, то есть восстановление единства позже) в дионисийстве. Ритуальное разрывание одежды в суфизме (в ср. века, связано с хадисом) и хырка с заплатами как символ. Также важная концепция в суфизме - профанный мир множественности противопоставляется сакральному единству. Путь - это метод восстановления "разорванного" единства. Так вот в чём смысл(один из смыслов?) истории о том как вакханки в экстазе разорвали Орфея... :o                                                    Культура (цивилизация) носит репрессивный характер, она подавляет животные примитивные импульсы. Для экстатического культа - как Д. - характерен выход за рамки социальных ограничений. Пример сходной тенденции в суфизме - практика маламатийа. (Как и сэма).
                          Интересные(хотя возможно,спорные),статьи о каландарах,маламати,"каликах перехожих",юродивых,о паневразийской культуре отвержения  "рамок".В наше время "стихийными" явлениями такого рода протеста  будут,наверное -  движения хиппи,панк,падонки...                                                                       http://www.imperia-duha.ru/article_209.html                              http://jurodstvo.upelsinka.com/shod/ivanov.htm                              
Ты живёшь в клетке и тебя волнует надпись на ней?!..

Sulamif

  • Энтузиаст
  • ****
  • Сообщений: 395
  • Reputation Power: 5
  • Sulamif has no influence.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #3 : 22 ЬРавР 2011, 19:27:06 »
Да, спасибо за тему.
...вот вспомнилось из книги Эдуарда Шюре
"ВЕЛИКИЕ ПОСВЯЩЕННЫЕ"

(Мистерии Диониса)
Как трепещут они в необъятной вселенной, как они вьются и ищут друг друга, эти бесчисленные души, которые исходят из единой великой Души Мира! они падают с планеты на планету и оплакивают в бездне забытую отчизну... Это – твоя слезы, Дионис... О, великий Дух, о божественный Освободитель, прими обратно твоих дочерей в твое лоно неизреченного света.

Орфический отрывок

Эвридика! о божественный Свет! проговорил Орфей умирая. – Эвридика! – простонали обрываясь семь струн его лиры...

Легенда Орфея
 http://www.psylib.ukrweb.net/books/shure01/txt25.htm

....."Здесь никто не знает имени другого и старается забыть свое собственное имя. Ибо, как при входе в священную обитель мисты оставляют свои запыленные одежды, чтобы искупаться в реке и облечься в чистые льняные ткани, также покидает каждый из них свое прежнее имя и принимает новое. В течение семи дней и семи ночей люди преображаются, как бы переходят в новую жизнь. Посмотри на все эти вереницы женщин. Они соединились не по семьям или странам, а по тому Богу, который вдохновляет их."
......"Привет всем вам, которые пришли, чтобы возродиться после страданий земной жизни, привет вам, возрождающимся в этот час! Войдите, чтобы испить от источника света, вы, которые пришли из темноты, мисты, женщины, посвященные! Войдите и радуйтесь, вы, которые страдали; войдите и отдохните, вы – которые боролись. Солнце, которое я призову на ваши головы и которое засияет в ваших сердцах, не есть солнце смертных; оно – чистый свет Диониса, великая звезда посвященных. Силою ваших пережитых страданий и того усилия, которое вас привело сюда, вы победите, а если вера ваша в божественное слово крепка, вы победили уже и теперь. Ибо, после долгого круговорота темных существований, вы освободитесь из скорбного круга рождений и соединитесь все, как единое тело и как одна душа, в свете Диониса.

"Божественная искра, которая освещает нам путь на земле – в нас самих; в храме она становится ярким факелом, на небесах – светлой звездой. Так растет свет Истины.

"Послушайте, как звучит лира о семи струнах, лира Бога... Она вызывает движение миров. Слушайте! и да проникнут ее звуки в вас, и да откроются перед вами глубины небес!
.......Да будет он в вашей любви, в ваших слезах и в ваших радостях. Любите, ибо все любит: и демоны в безднах, и боги в эфире. Любите, ибо все любит, но любите свет, а не мрак. Вспоминайте во время пути о цели...

http://www.psylib.ukrweb.net/books/shure01/txt27.htm


plot

  • Ариф
  • ******
  • Сообщений: 2618
  • Reputation Power: 56
  • plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.plot is on the verge of being accepted.
    • Просмотр профиля
Re: Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #2 : 22 ЬРавР 2011, 17:25:15 »
Спасибо за тему.
Не может ли быть так, что понятие "дионисийство" смешивает несколько разные явления?
Где-то я встречал такое разделение - на "голову", "живот" и "сердце". Так вот, при всей схожести некоторых проявлений "сердца" с "животным" или иногда и с "головным" началами, это всё же принципиально иное явление.
"Сердце" может быть и трезво и опьянено, и это не противоречит друг другу. И трезвость сердца иная чем трезвость головы, и опьянение сердца иное чем опьянение "живота".
Не говори, что ты реально крутой эзотерик. Начнём с малого. Покажи, что ты хотя бы способен поддерживать корректную полемику.

wayter

  • Администратор
  • Дервиш
  • *****
  • Сообщений: 8551
  • Reputation Power: 96
  • wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!wayter has great potential!
    • Просмотр профиля
    • Блог
Суфизм и дионисийство (наброски)
« Ответ #1 : 22 ЬРавР 2011, 16:34:29 »
Некоторые параллели между культом Диониса и суфизмом.

Дионис - бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

Дионисизм... означает  освобождение  беспредельного  влечения,
взрыв  необузданной  динамики  животной  и божественной  природы; поэтому  в
дионисийском хоре человек  появляется в виде сатира, сверху  - бог, снизу  -
козел. Это  -  ужас  от  попрания  принципа  индивидуации  и  вместе  с  тем
"блаженный  восторг"  от  того,  что  он  попран.  Поэтому  дионисизм  можно
уподобить опьянению, разлагающему индивидуальное на коллективные  влечения и
содержания,  это - расторжение  замкнутого эго миром. Поэтому  в  дионисизме
человек  соединяется  с   человеком  и  "сама  отчужденная,   враждебная   и
порабощенная  природа  снова празднует праздник примирения со своим  блудным
сыном  -  человеком".

К.Г.Юнг Отсюда


АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало
— рациональное
— мера, золотая середина
— иллюзорно-оптимистическое
— состояние покоя
— индивидуальность

ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало
— иррациональное
— безмерное буйство
— трагико-героическое
— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность
— уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство

Отсюда


В суфизме - "школа трезвости" (Багадад) и "школа опьяненности" (Хорасан).

Дионисий - бог вина и виноделия. Воспевание вина и опьяненности в суфийской поэзии.
Экстатические ритуалы дионисийства - и сэма, экстатическое радение в суфизме.
Тема разрывания божества на части (и возрождение, то есть восстановление единства позже) в дионисийстве. Ритуальное разрывание одежды в суфизме (в ср. века, связано с хадисом) и хырка с заплатами как символ. Также важная концепция в суфизме - профанный мир множественности противопоставляется сакральному единству. Путь - это метод восстановления "разорванного" единства.

Жрецы культа Д. наносят себе в порыве экстаза раны. - Нанесение себе ран (или, по крайней мере, попытка - часто без реального вреда) практикуется в некоторых орденах.

"В исламе — самой молодой религии Спасения — экстатические состояния не поощрялись, за исключением суфизма, где они сохранили древнюю телесно-ориентированную форму, однако лишились оргиастического характера и получили новое мистическое содержание". Отсюда


Дионисийское искусство - музыка. Важность музыки в суфизме. (Флейта, кстати, в обоих случаях - один из основных инструментов).

Пляски Диониса - и энергичные движения во время сэма.

Культура (цивилизация) носит репрессивный характер, она подавляет животные примитивные импульсы. Для экстатического культа - как Д. - характерен выход за рамки социальных ограничений. Пример сходной тенденции в суфизме - практика маламатийа. (Как и сэма).

Главные темы форума
Блог
facebook

«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию».
Г. Померанц

 

Персидский суфизм | Антология суфийской поэзии | Энциклопедия духовной культуры | Галерея "Страна Востока"
Издательство "Риэлетивеб" | Джалал ад-Дин Руми | Музыка в суфизме | Идрис Шах | Суфийская игра | Клуб Айкидо на Капитанской

Rambler's Top100 Rambler's Top100